Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ачкасова Елена Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель: Ачкасова Е.Н..

Тема урока: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Тип: урок построения системы знаний.

Цель обучения:

Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени существительного; уметь пони-

мать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие

качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры

труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и

самооценки деятельности.

Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за

выполненную работу.

Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить  и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, , привитие интереса к предмету.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, таблица «Типы склонений имён существительных», презентация, листы А4, фломастеры, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения для групп, рефлексивный лист «Ступени успеха»

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: общеклассная дискуссия, работа парами, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу»

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода

Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа с текстом», «Работа над лексическим значением слова», Изобразительное искусство

Ход урока:

Этап

Ресурсы

Цель

Действия учителя

Действия ученика

УУД

1.Мотивация

тетради

Создание ситуации успеха

-Здравствуйте, урок русского языка. Настроились на успешную работу.

-Запишем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают число, классная работа, четверг.

Регулятивные (Р):

Нацеливание на успешную деятельность

Личностные (Л):

Положительное отношение к процессу знаний

Коммуникативные (К):

Формирование умения слушать и слышать

2Актуализация знаний. Словарная работа, необходимая

для определения темы урока.

-Ребята, мы начинаем наш урок с повторения словарных слов, если вы правильно их запишите, то получите ключ к теме урока.

-Отгадайте слова по их лексическому значению:

  • Человек, совершающий поездку в поезде, на пароходе, в трамвае. (пассажир)
  • Игра на льду с клюшкой и шайбой (хоккей)
  • Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Бывает перекидной, настольный, карманный, настенный (календарь)
  • Главный город страны, государства, республики (столица)
  • Коробочка или футляр для ручек, карандашей, фломастеров (пенал)
  • Принятие пищи, обычно в середине дня (обед)
  • Этим словом в математике называют 1000кг (тонна)
  • Пространство между двумя рядами
  • домов для прохода и проезда. (улица)
  • Предметы из ткани, меха и других материалов, которыми люди покрывают своё тело. Зимняя, летняя, детская… (одежда)

Записывают слова с проговариванием по очереди, комментируют постановку ударения, выделяют непроверяемые написания.

Осуществляют ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата.

Принимают

и сохраняют учебную цель
и задачу.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

Осуществлять анализ.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Повторение изученного.

Подготовка к изуч нового м-ла 

- По третьим буквам этих слов вы прочитаете слово, которое поможет вам определить тему урока.

(В помощь слабым детям раздаются листочки, чтобы они выписали буквы, составили и прочитали слово.)

По третьим буквам читают слово «СКЛОНЕНИЕ»:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Актуализация знаний

Презентация

(слайд №3)

-Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах.

1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2. Наша деревня находится в лесистой местности. 3. Очень полезен сок из моркови. 4. На белой скатерти темнело чернильное пятно. 5. От усталости дрожали и подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью и грибами. 7.  По степи ехал на лошади всадник.         

- Проверка в парах. Поставьте на полях нужный смайлик (всё верно, недочёт, много ошибок). Один ученик читает слова и называет орфограммы.

Дети выписывают сущ.3-го скл.

Работа в парах. Проверяют у соседа, ставят смайлик.

Р.: волевая саморегуляция

П.: анализ, квалификация

К.: создание ситуации для обсуждения

4. Самоопределение к деятельности

Карточка с текстом у каждой группы, листы А4, фломастеры,

Презентация (слайд №5)

Презентация (слайд №6)

Карточки к алгоритму

-Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку.

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.

 

Проверка работы группы.

-В чём заключается ошибка?

-С чего надо начинать определение склонения существительного?

-Назовите начальную форму

-Что нужно сделать дальше?

-Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения?

-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

-Сформулируйте задачи урока.

Работа в группах.

Читают карточку с текстом, находят ошибку, рассуждают, записывают верный ответ на листе.

Приём «Карусель» Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают.

-не поставил в начальную форму, не определил род существительных

-Поставить в н.ф.

-И.П., ЕД.Ч

-Определить род

-Да, например, ж.р.-1 и 3 скл.,

 а м.р. – 1 и 2 скл.

Составляют на доске алгоритм из карточек

-Упражняться в определении склонения существительных в косвенной форме, используя алгоритм.

Р.: саморегуляция, контроль, коррекция 

П.: построение логической цепи рассуждений

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5. Работа по учебнику

С100

-Прочитайте сведения по учебнику

-Дайте оценку нашему алгоритму

Читают правило с 100

-Правильно составили алгоритм

Р.: учебно-познавательный интерес

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

. Физкультминутка

6 Самостоятельная работа

Катались на машине, шли по площади, отплыл от пристани, приехал к бабушке, плыли по реке, кружились в воздухе, прошли по тропинке к пристани, отдыхали в лагере, свернули с дороги к роще.

Списывают, определяют склонения по алгоритму.

Р.: саморегуляция, контроль, коррекция 

П.: построение логической цепи рассуждений

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7 Работа в группах.  Закрепление

Работа в группах.

В данном стихотворении в подчеркнутых словах выделить окончание, обозначить склонение и падеж

1 группа.

Милая Родина!

   Я узнаю тебя в голосе диктора,

    В лязге лебёдок, морских якорей,

    В атомной станции, в запуске спутников,

    В рёве пропеллеров, в шуме людей.

 В. Боков

2 группа

Над лугом, над рекой, над бором

Стоит такая тишина,

Что слышно, как по косогорам

Наверх взбирается луна.

Г. Глушков

В группах определяю падеж и склонение, вывешивают на доску, проверяем.

изученного

9. Рефлексия

Карточки к алгоритму

-Соедините стрелками типы склонения и их признаки

-Алгоритм определения склонения рассыпался. Соберите в нужном порядке.

Карточки-признаки имени существительного соединить стрелкой с карточкой нужного склонения

Работа в группах. Собирают из карточек порядок определения склонений у имени существительного.

10. Инструктаж домашнего задания

С101, №179 будете выполнять аналогично, как в №177

11. Подведение итога урока

Рефлексивный лист «Ступени успеха»

- С какой задачей встретились?

- Решили ли учебную задачу?

Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени  успеха»

Своей работой на уроке:

 «Я доволен»    

             «Не совсем доволен»   

                                     «Не доволен»            

Поясните свой выбор (выборочно)

Определять склонение имен существительных по алгоритму.

Ребята заполняют рефлексивный лист,  отмечают себя на «Ступени успеха».

Рисуют человечка  на ступеньку.

Своей работой на уроке:

 Я доволен, потому что…

Не совсем доволен, потому что…

Не доволен, потому что…  

  1. Р.: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П А С С А Ж И Р Х О К К Е Й К А Л Е Н Д А Р Ь С Т О Л И Ц А П Е Н А Л О Б Е Д Т О Н Н А У Л И Ц А О Д Е Ж Д А

Слайд 2

Типы склонения имён существительных.

Слайд 3

1 склонение 2 склонение 3 склонение М. р. - а, - я. М.р . - Ж.р . - ь, Ж.р . - а, - я Ср. р. - о, - е. Папа дом ночь Мама село жизнь Склонение имён существительных.

Слайд 4

В окно пахнуло утренней свежестью. Наша деревня находится в лесистой местности. Очень полезен сок из моркови. На белой скатерти темнело чернильное пятно. От усталости дрожали и подгибались ноги. В лесу пахло сыростью и грибами. По степи ехал на лошади всадник. Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы.

Слайд 5

Свеж е сть, мес т ность, м о рко в ь, скат е рть, устал о сть, сырость, степь, лоша д ь. Проверка

Слайд 6

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле , клочья, тумана . Выделяю окончания. В слове з емле окончание –е. Это существительное 2 -го склонения. В слове к лочья окончание –я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание –а. Это существительное 1-го склонения. Прочитайте рассуждение ученика, найдите ошибку

Слайд 7

Алгоритм определения склонения. 1. Ставлю слово в начальную форму ( И.п ., е д.ч .) 2. Определяю р од 3 . Нахожу окончание 4. Определяю склонение

Слайд 8

Катались на машине, шли по площади, отплыл от пристани, приехал к бабушке, плыли по реке, кружились в воздухе, прошли по тропинке к пристани, отдыхали в лагере, свернули с дороги к роще. Самостоятельная работа.

Слайд 9

Катались на машине (1 скл .), шли по площади (3 скл .), отплыл от пристани (3 скл .), приехал к бабушке (1 скл .), плыли по реке (1 скл .), кружились в воздухе (2 скл .), прошли по тропинке (1 скл .) к пристани (3 скл .), отдыхали в лагере (2 скл .), свернули с дороги (1 скл .) к роще (1 скл .). Проверка.

Слайд 10

Милая Родина! 1 группа Я узнаю тебя в голосе диктора, В лязге лебёдок, морских якорей, В атомной станции, в запуске спутников, В рёве пропеллеров, в шуме людей. В. Боков 2 группа Над лугом, над рекой, над бором Стоит такая тишина , Что слышно, как по косогорам Наверх взбирается луна. Г. Глушков

Слайд 11

Своей работой на уроке: «Я доволен» «Не совсем доволен» «Не доволен» Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...