Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Дорошенко Алла Витальевна

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В своей программе для изучения трудных слов использую игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляется для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алчановская основная школа

Денисовский район

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка во 2 классе.

Автор программы: Дорошенко Алла Витальевна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

«Без игры нет и не может быть

                                                                    полноценного умственного развития.

                                                                                            Игра- это огромное светлое

                                                                    окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается поток представлений,

понятий об окружающем мире»

        В.А. Сухомлинский

   Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В своей программе для изучения трудных слов использую игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляется для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

     Предлагаю программу, которой пользуюсь третий год по обучению слов с непроверяемыми написаниями. Я систематизировала словарную работу на уроках русского языка.

   Цель программы - заинтересовать учащихся в усвоении слов с непроверяемыми написаниями; обогащать активный словарь; отрабатывать навык написания трудных слов. Формировать орфографических навыков в процессе обучения написанию указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память детей, что дает более высокую эффективность в изучении непроверяемых написаний. Овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования. Формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний.

  Форма применения программы оптимальна, не требует дополнительной учебной нагрузки, т.к. используется на уроках русского языка.

   Пособие, разработанное мной для программы, позволяет учителю проводить словарную работу на уроках разнообразно.

                        Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает

                         и употребляет он слова в своей речи, чем больше  

                         родственных связей он видит между словами, тем

                          выше уровень его  орфографической грамотности.

                                                                           Н.С.Рождественский                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     В связи с переходом на учебники нового поколения, возникла необходимость создания дидактической тетради для использования на уроках русского языка.

      Систематическое проведение словарно-орфографических упражнений на уроках способствует сознательному усвоению программного минимума трудных слов, развитию у второклассников интереса к их изучению и правильному употреблению в речи.

      В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи придается большое значение словарно-орфографической работе, в процессе которой учащимися усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальном списке учебника, на странице 222. Навык написания так называемых трудных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика, его активного словаря.

     

1

             I «Дерево- словарь»

             Оборудование: карточки со словами.

  1. Как называется столица нашей Родины?

  1. Назови южную столицу Казахстана?

  1. Как называется наша республика?

  1. Тот герой, кто за … горой.

2

            Контрольная словарная работа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23

Толковый словарь.

БЫСТРО- первая часть сложных слов со значением: быстрый.

ЛУЧШЕ- хороший.

ДЕЖУРНЫЙ- такой, который несет дежурство.

ХОРОШО- выражение удовлетворения по поводу

сказанного или сделанного.

СКОРО- совершающийся, осуществляющийся

 быстро, в короткий промежуток времени.

МОРОЗ- то же, что холод.

НАРОД- население государства, жители страны.

РАБОТА- занятие, труд, деятельность.

МОЛОКО- жидкость, получаемое от

 домашних коров, продукт питания.

ФАМИЛИЯ- наследуемое семейное наименование,

прибавляемое к личному имени.

ТОЛЬКО- выражает ограничение: не больше,

 чем столько-то, ничего другого, кроме.

22

II. Запиши эти слова, поставь ударение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Составь предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Вставь безударные гласные в словах.

 

Аст…на,   Алм…ты, К...з…хстан, Род…на.

             I.”Нарисуй» словарное слово.

Девочка

Пенал

3

     II.Запиши слова, поставь ударение

____________________________________________________________________________________________________

III. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Вставь безударные гласные в словах..

Дев…чка,  п…нал.

  1. Повторяем:

      Аст…на, Алм…ты, К…з…стан, Род…на, дев..чка, п..нал.

  1. Увеличиваем букву».

 Оборудование: увеличительное стекло.

Чтоб в словах не ошибиться,

Надо с лупой подружиться.

Нам волшебное стекло

Их запомнить помогло.

ГОРОД                             МАШИНА

ВЕТЕР                              СОРОКА

4

     

         Повторяем:                                                                  

                                                                                               

21

 I . «Увеличиваем букву».

 Оборудование: увеличительное стекло.

Чтоб в словах не ошибиться,

Надо с лупой подружиться.

Нам волшебное стекло

Их запомнить помогло.

ФАМИЛИЯ,       НАРОД,

 РАБОТА.

     

      II.Запиши слова, поставь ударение

____________________________________________________________________________________________________

III. Составь предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     IV.Повторяем:

Скор…, быстр…,  лучш…, тольк…, х…р…шо, м…роз, м…л…ко, д…журный, ф…милия, н…род, р…бота.

20

  II. Вставь пропущенные буквы

_Г…р…д, в…т…р, маш…на, с…р…ка.

III. Составь текст со словами (город, ветер, машина, сорока).

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

    IV.Повторяем:

      Аст…на, Алм…ты, К…з…стан, Род…на, дев..чка, п..нал, г…р…д, в…т…р, маш…на, с…р…ка.

    I. «Теневой театр»

Оборудование: фланелеграф, фигурки животных.

Составь сказку, используя слова, медведь, заяц, капуста, ребята.

 

II.Запиши слова, поставь ударение.

5

  III. Повторяем:

      Аст…на, Алм…ты, К…з…стан, Род…на, дев..чка, п..нал, г…р…д, в…т…р, маш…на, с…р…ка, к…пуста, м…дведь, за..яц, р…бята.

Толковый словарь.

АСТАНА- столица государства Казахстан.

КАЗАХСТАН- государства.

РОДИНА- отечество, родная страна.

ДЕВОЧКА-ребенок женского рода.

ПЕНАЛ- письменная принадлежность для карандашей и ручек.

ГОРОД- крупный населенный пункт, административный, культурный, портовый, промышленный центр.

ВЕТЕР- движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

МАШИНА- транспортное средство.

СОРОКА-птица с белыми перьями в крыльях.

МЕДВЕДЬ-крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.

ЗАЯЦ- зверек с длинными ушами и сильными задними  ногами.

КАПУСТА- огородное растение.

6

   II.Запиши слова, поставь ударение

____________________________________________________________________________________________________

III. Составь предложения.

____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________

     IV.Повторяем:

Скор…, быстр…,  лучш…, тольк…, х…р…шо.

     I .Отгадай загадки и напиши отгадки. Составь предложения.

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет.________________

____________________________________________________________________________________________________

2.Его очень любят дети, его дает корова._________________

____________________________________________________________________________________________________

3.Сегодня ученик в классе__________________________

__________________________________________________

     II. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      III.Повторяем:

Скор…, быстр…,  лучш…, тольк…, х…р…шо, м…роз, м…л…ко, д…журный.

19

Контрольная словарная работа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    I . «Диктант-ассорти».

«Достань» из шляпы слово и объясни значение этого слова..

                                                                                                   

           

18

Повторяем:

                                            7

Контрольная словарная работа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Создай художественный образ буквы.

Слово трудное попалось-

Это братцы, не беда,

Нарисуем в слове букву-

Не забудем никогда.

Т…традь,       к…р…ндаш,

В…р..бей,      в…р…на.

II. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      III. Повторяем:

Т…традь, к…рандаш, в…р…бей, в…р…на.

8

Толковый словарь.

ЛОПАТА -ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и плоским отточенным концом.

СПАСИБО- выражение благодарности.

ПИАЛА- предмет чайной посуды.

ДЕРЕВНЯ- крестьянское селение, то же что село, аул.

ВОКРУГ- в окружности, по окрестностям,

кругом кого-чего-нибудь.

БЕРЕЗА- лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

ОДЕЖДА-совокупность предметов, которыми покрывают тело.

УРОЖАЙ- количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов.

ЯГОДА- небольшой сочный плод.

 

17

Повторяем:

16

I «Дерево- словарь»

           Оборудование: карточки со словами.

1.Шестой день недели.

2. Искусство четкого и красивого письма.

3. Школьная комната для занятий.

4.Государство.

9

II.Запиши слова, поставь ударение

____________________________________________________________________________________________________

III. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

      IV.Повторяем:

Т…традь, к…рандаш, в…р…бей, в…р…на,

Р…ссия, ка…играфия, су…ота, кла… .

             I.”Нарисуй» словарное слово.

Платок

Завод

   Посуда

10

           I .Создай художественный образ буквы.

Слово трудное попалось-

Это братцы, не беда,

Нарисуем в слове букву-

Не забудем никогда.

     

        Р…машка,                  п…ала,

     

      яг…да,                         в…круг.

      II.Запиши слова,  поставь ударение.

________________________________________________________________________________________

      III. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       IV.Повторяем:

     Л…пата, д…ревня, сп…сибо,б…реза, …дежда,              ур…жай, р…машка, яг…да, в…круг, п…ала.

 

15

  1. Отгадай загадки и напиши отгадки. Составь предложения.

        1.Ствол белеет,

            Шапочка зеленеет.

            Стоит в белой одежке,

            Свесив сережки.____________________

       __________________________________________________________________________________________________________

2. Как назвать одним словом: брюки, рубашка, сарафан, юбка.

_________________

__________________________________________________________________________________________________________

3.Осенью его собирают с полей и огородов.__________________

__________________________________________________________________________________________________________

 II.Запиши слова, поставь ударение.

______________________________________________________________________________________

  III. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  IV.Повторяем:

Л…пата, д…ревня, сп…сибо,б…реза, …дежда, ур…жай.

14

         II.Запиши слова, поставь ударение

__________________________________________________

III. Составь предложения.

____________________________________________________________________________________________________

      IV.Повторяем:

      Т…традь, к…рандаш, в…р…бей, в…р…на,

Р…ссия, ка…играфия, су…ота, кла… , пл…ток, п…суда, з…вод.

Толковый словарь.

ТЕТРАДЬ- чистые листы в обложке для записей.

КАРАНДАШ- письменная принадлежность- деревянная палочка со стержнем.

ВОРОБЕЙ-маленькая птичка с серо-черным оперением.

ВОРОНА-всеядная птица, черная или серая с черным оперением.

РОССИЯ-государство.

СУББОТА- шестой день недели, перед воскресеньем.

КЛАСС- школьная комната для занятий..

КАЛЛИГРАФИЯ- искусство четкого и красивого письма.

ПЛАТОК-предмет одежды- кусок ткани, обычно квадратный.

ЗАВОД -промышленное предприятие с механизированными процессорами производства

ПОСУДА – хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.

11

Повторяем:

         

 

12

Контрольная словарная работа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    I.Этимологический словарь.

Деревня – (русское) – дерево, с помощью суффикса –н(я) – «место, очищенное от леса»

Лопата – (общеславянское) – лопасть, лопатка, лопастый – «с широким концом»

Спасибо - (общеславянское) – спас бог – «спасёт бога».

   

    II.Запиши слова, поставь ударение.

________________________________________________________________________________________

III. Составь предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      IV.Повторяем:

Л…пата, д…ревня, сп…сибо.

13

Денисовский районный отдел образования

Алчановская основная школа

Рабочая тетрадь

по русскому языку

2 класс

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс

Для дополнительной работе учащихся дома ....

Рабочая тетрадь по русскому языку "Я иду во 2 класс" (задания на лето-2013)

Тренировочные задания по русскому языку на лето....

рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс

Ценность данных заданий в том, что выполнение их приводит к удовлетворению многих требований Закона об образовании РК. Во-первых, гарантируется 100% достижение обучения учащимися, хотя бы на обяз...

ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы учащихся 2-3-4 классов)

ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы  учащихся 2-3-4 классов) ...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса

Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит  материал о природе, культуре, истории  города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса

Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит  материал о природе, культуре, истории  города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса

Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит  материал о природе, культуре, истории  города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...