Тема " Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

Предмет: УМК « Перспектива»  Л. Ф. Климанова. Т. В. Бабушкина  «Русский язык»    Класс: 3.                                                                                                                                      Цель:

  -расширять знания о функциях мягкого знака в русском языке.

 Задачи:

-познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

  • проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация, электронное приложение к учебнику; таблицы «Шипящие звуки»,  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения; компьютерное сопровождение урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся. Организационный момент. 
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Подравняйтесь.                                                                                                                      Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Давайте вспомним правила работы на уроке

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставай,

Слушай, не перебивай.

                                                      Говори четко, внятно,

    Чтобы было все понятно.

                                                      Если хочешь отвечать

                                            Надо руку поднимать.  

II. Актуализация знаний.

1.Повторение изученного об имени существительном.

-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем?                        («Имя существительное»). 

На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

часть речи

              отвечает на вопросы                                    и

              обозначает                      

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ

                         и                                ,                                       и

изменяются по                                      и                               ,

                                            имеют                                     .

          2.  Откройте тетрадь, запишите дату, классная работа.

4.Чистописание. Повторение шипящих звуков.

- Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу, 
На "отлично" напишу.

- Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?»                              (Шипящие согласные звуки.)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? (При произношении  согласных слышится  шипение, выдыхаемый воздух встречает преграду.)                                   Назовите их. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].                                                                                            -Что вы знаете об этих звуках?

              -[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие, они непарные

            -[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные

 – Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся                                                                                                                              эти буквы. Вначале проведем пальчиковую гимнастику.                                              

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1809111/0e19f95a-543c-4e23-b4f2-8d377e43add0/s1200

(Запись сочетаний Чч,  Жж,  Шш,  Щщ.                                                                                                                 - Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами.

-Молодцы! Аккуратно написали

И нисколько не устали.

      - Продолжаем работать дальше…

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

1. Актуализация знаний. Определение назначения ь.

 На доске 2 пословицы. Прочитайте. - Объясните смысл пословиц. (Об учебе)                                            - Что общего в этих пословицах?

  Ученье - луч света, а неученье - тьма.

  Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Что общего в этих пословицах?

(Есть слова с мягким знаком).

- Назовите их.

Ученье, неученье, тьма, слушать, речь

- По какому признаку можно разделить слова?

В словах: ученье, неученье? (разделяет согласный и гласный);

А в словах: тьма, слушать (смягчает согласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

- Какое слово осталось лишним?                                                                                                                                            - Речь.                                                                                                                                             О чем задумались?                                                                                                                                                       -Мы не поняли, куда выписать слово.

- Давайте разберёмся, куда же его записать?  Ваши предположения.                                     - Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. А я не согласен, ведь [ч] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.                                                                                     - Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака).

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (на звук ,  шипящий, мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, как произнесется  слово?  (произнесется так же, как и с ь знаком?)

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

- Значит, ребята, он выполняет другую работу, о которой мы узнаем  на этом уроке.

3. Постановка проблемы учащимися.

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное.                                                                                                   - Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

   речь   Луч

- Какая возникла проблема? Почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется

- Какая  тема  нашего урока?                                                                                                   "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Сформулируйте учебную задачу. (Научиться писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце слова после шипящих)

 Узнать, когда пишется мягкий знак на конце имён существительных после шипящих, познакомиться с новой ролью мягкого знака.

-Ваши предположения.

- Я предлагаю вам исследовать слова.

1. Открытие детьми нового знания. Работа в  паре.

Мальчики  выписывают существительные  м. р. с шипящим на конце, девочки ж. р.                                                   

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.    

Задание для мальчиков:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

-Проверка . Работа у доски. 2 человека. Какие существительные выписали мальчики?

 - Какие существительные выписали девочки?

 Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа ь знака в эти словах?(Грамматическая, он указывает на род).

-Давайте проверим наше предположение по  учебнику.

 

2. Работа с учебником с. 13(правило).

 (Читаем правило, делаем вывод. На доску вывешивается таблица «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»).

3. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

4. Первичное закрепление.

А)   Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».

- Составление алгоритма

У. Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Алгоритм.

1.  Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3.  Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4.   Если существительное женского рода, то Ь пишу.

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?

Б) Работа у доски. Упр. 18 с.13. Один ученик работает у доски.  

Задание  вставьте  мягкий  знак, где это необходимо. Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

В) Самостоятельная работа ( карточки)

   

     1.

Дорога шла через рож…  .

2.

Вот пробежала мыш… .

3.

В роще послышался плач…  .

4.

Камыш… шептался с рекою.

5.

Наступила ноч…, и ловля началась.

6.

 Скоро мне попался ёрш…

7.

А у дяди на леске бился лещ…

Обменяемся карточками. (Проверка по эталону).                                                                                 - Кто не допустил ни одной ошибки? Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

-Слабым учащимся выдаётся памятка- алгоритм.

5. Закрепление изученного на уроке.

Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму.

- Отгадавший комментирует написание.

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает.    (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит.(мышь)

3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча.  (печь)

4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем.  (калач)


5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын.

(дочь)

6. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в группах.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

 VШ. Обобщение и систематизация знаний и умений. Итоги урока.

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке, какая третья роль мягкого знака?

  Когда будем писать мягкий знак у существительных после шипящих?                           ( возвращаемся к словам речь, луч)

- Оцените свою деятельность на уроке.    

- Мне еще нужно отработать…

- Для меня самым трудным было…

- Сегодня на уроке мне было…

- Для меня самым интересным было…                                                                                          

VII. Задание на дом.

Правило с. 13

Упр.20 с.14 или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору).

Итоги.

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...

           Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация

1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....