Конспект урока русского языка во втором классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марина Анатольевна Павлова

Цель: познакомить  с  новыми  понятиями, с  признаками  однокоренных  слов; формировать  умение   находить  в  словах  корень, видеть и образовывать родственные слова.

Планируемые  результаты:  учащиеся  научатся  находить  в  словах  корень; выделять  группы  однокоренных  слов; образовывать  однокоренные  слова; аргументировано  отвечать, доказывать  свою  точку  зрения;  анализировать,  делать  выводы,  сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorennye_slova.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

Русский  язык

Тема «Однокоренные  слова. Корень  слова».

Цель: познакомить  с  новыми  понятиями, с  признаками  однокоренных  слов;

          формировать  умение   находить  в  словах  корень, видеть и образовывать родственные    

          слова.

Планируемые  результаты:  учащиеся  научатся  находить  в  словах  корень; выделять  группы  однокоренных  слов; образовывать  однокоренные  слова; аргументировано  отвечать, доказывать  свою  точку  зрения;  анализировать,  делать  выводы,  сравнивать.

                                                    Ход  урока.

I. Организационный  момент.

Начинается  урок,

Он  пойдёт  ребятам  впрок.

Постарайтесь  всё  понять,

Интересное  узнать.

II. Минутка  чистописания.

Запись  на  доске.

               Ум  да  разум  надоумят  сразу.

- Прочитайте  запись  на  доске. Как  вы  понимаете  смысл  этой  пословицы?

-Запишите  пословицу  в  тетради,  соблюдая  правила  каллиграфии.

-Пусть  эта  пословица  будет  девизом  нашего  урока.

 

III. Создание  проблемной  ситуации.

1. Прочитайте  слова.

Зима, зимушка,   снег,  мороз,  зимовать,  зимний,  декабрь.  

-На  какую  тему  эти  слова?

-И  это  не  случайно,  ведь  зима  уже  не  за  горами.  Совсем  скоро     она  махнёт  своим  рукавом  и  отправит  в  поход  свою  свиту.  Вьюги  и  метели  занесут  сугробами  города  и  сёла.  Оденет  зима  деревья  в  пушистые  снеговые  шубы,  и  уснёт  природа  прекрасным  сном. Много  у  зимы  помощников  и  родственников.

- А  теперь  задание.

Выпишите  только  те  слова,  которые  являются  родственными.

- Прежде  чем  сделать  запись  в  тетрадях,  обсудите  в  парах,  какие  слова,  по-вашему  мнению,  будут  родственными. (Обсуждение  в  парах).  

 

2.-  Проверим,  какие  родственные  слова  вы  выписал  (один  ученик  читает  слова).

  - А  вот  некоторые  ребята  выписали  все  слова (или  можно  было     выписать  все  слова?)

- Давайте  вернёмся  к  заданию  и  разберёмся.  Надо  было  выписать  однокоренные  слова.

3. Беседа  о  родственниках.

- Кто  такие  родственники?

- Кого  вы  считаете  родственниками? – Это  люди,  которые  произошли  от  одного  рода,  из  одной  семьи.   Очень  часто  они  бывают  похожими  между  собой.  Их  называют  родственниками.

4. В  русском  языке  тоже  есть  понятие  родственные  слова.

- Как  вы  думаете,  какие  слова  можно  назвать  родственными? (близкие  по  смыслу)

- Вернёмся  к  нашему «зимнему»  заданию. Докажите,  что  те  слова,  которые  вы  выписали,  близки  по  смыслу.

Зимушка – так  ласково  называют  зиму.

Зимовать – значит  проводить  где-нибудь  зиму.

Зимний – тот,  который  бывает  зимой (зимний  день).

- Но  ведь  снег  и  мороз  тоже  бывают  зимой,  а  декабрь – зимний  месяц.

- Значит  эти  слова  родственные,  ведь  они   имеют  отношение к  зиме. (да – нет)

5. – Тогда  должно  быть  какое-то  условие,  при  котором  слова  будут  называться  родственными.

- Давайте  посмотрим  ещё  раз  на  эти  слова  и  обратим  особое  внимание  на  их  написание.

- Что  увидели? (в  некоторых  словах  есть  общая  часть).

- Назовите  эту  общую  часть. ( зим-)

- Выделим  эту  общую  часть  дугой.

 - А  кто  из  вас  знает,  как  называется  такая  общая  часть  у  слов? (корень)

-Теперь   попробуйте  сформулировать,  какие  слова  называются  родственными.

             Родственными  называются  слова,  которые  близки  по  смыслу  и  имеют  одинаковый  корень.

- Перечислите  родственные  слова,  которые  вы  выписали. (Зима,  зимушка,  зимовать,  зимний)

- Какое  ещё  одно  новое  понятие   сегодня  услышали? (корень  слова).

_ Попробуйте  сформулировать  правило,  что  такое  «корень  слова». (Общая  часть  родственных  слов).

6. – Ребята,  а  где  вы  слышали  слово  «корень»

- Давайте  узнаем  подробнее  лексическое  значение  этого  слова.  Где  мы   можем  найти  эту  информацию? (в  словаре).

Корень:

  1. подземная  часть  растения;
  2. часть  волоса,  зуба,  ногтя;
  3. начало,  источник  чего-либо;
  4. часть  слова.

- наше  слово  «корень»   имеет  несколько  значений.  Как  называются  слова,  которые  имеют  много  значений? (многозначные)

- какое  значение  этого  слова  будет  интересовать  нас  на  уроках  русского  языка? (часть  слова)

- Что  же  такое  «корень  слова» ?  (Общая  часть  родственных  слов).

-Какие  слова  называются  родственными?  (Слова,  близкие  по  смыслу  и  имеющие  общий  корень.)

IV. Понятие  об  однокоренных  словах .

- Вернёмся  ещё  раз  к  словам. Можно  ли  сказать,  что  наши  родственные  слова  образованы  от  одного  и  того  же  корня? Обсудите  это  в  парах.

- Поделитесь  своим  мнением. Так  как  же  можно  назвать слова  с  одним  и  тем  же  корнем? ( однокоренные  слова)

- Давайте  вспомним,  с  какими  новыми  понятиями  мы  познакомились?

       * родственные  слова

       * корень  слова

       * однокоренные  слова

- А  теперь  прочитаем  правило  в  учебнике.  

Правильно  ли  мы  сформулировали  правила?

V. Физминутка.

- Ребята,  после  того  как  вы  узнали  новые  понятия,  как  вы  думаете,  какая  учебная  задача  будет  стоять  перед  нами  на  уроках? (Будем  учиться  находить  однокоренные  слова  и  определять  корень.

VI. Упражнение  в  распознавании  однокоренных  слов.

1. Игра  «Засели  домики».

- Одновременно  в  три  домика   приехали  «родственники» ( у  нас  -  родственные  слова). Проверьте,  правильно  ли  они  заселились. Работа  по  рядам.

1 ряд :  -лис-

Лиса,  лист,  лисонька,  лисий.

2 ряд:  -мор-

Морской,  моряк,  море,  мороз.

3 ряд  -вод-

Вода,  водичка,  водный,  водитель.

- Обсудите  в  парах  это  заселение,  может  кто-то  из  «родственников»  перепутал  домики,  и  запишите  в  строчку  через  запятую  только  родственные  слова,  выделите  корень.

Проверка.

- Аргументируёте  свои  ответы.

2. Самостоятельная  работа.

Стр. 61  упр. 85

Проверка.

3. Игра  «Найди  своё  дерево».

- Вот  4  дерева  с  корнями,  а  вы – листочки  с  этих  деревьев  ( у  детей  на  партах  листики  со  словами).

Задание: каждый  листик  должен  найти  своё  дерево,  и  тогда  образуются  группы  однокоренных  слов.

  • 1 группа:  -рыб-

Рыбак,  рыболов,  рыбачить,  рыбалка,  рыбка,  рыбёшка.

  • 2 группа:   -ум-

Умный,  умница,  умник,  умненький,  надоумить,  разум.

  • 3 группа:  -ворон-

Ворон,  ворона,  вороной,  воронёнок,  проворонил,  вороний.

  • 4 группа;  -лес-

Лесник,  лесной,  лесок,  лесничий,  лесовик,  лесочек.

- Посмотрите,  какие  чудные  деревья  у  нас  получились. А  вот  и  мудрая  Совушка  появилась. Она  приготовила  для  вас  лесные  загадки.  Если  вы  отгадаете  загадку,  то  получите  дополнительное  задание,  связанное  с  темой  урока.

 

Задание: убрать  лишнее  слово  и  подобрать  ещё  одно  родственное  слово.

1 группа.

Он  всю  зиму  в  шубе  спал,

Лапу  бурую  сосал,

А  проснувшись,  стал  реветь,

Этот  зверь  лесной - … (медведь).

                Медведь,  медленно,  медвежата,  медвежий,  …онок.

2 группа.

На  овчарку  он  похож,

Что  ни  зуб  -  то  острый  нож.

Он  бежит,  оскалив  пасть,  

На  овцу  готов  напасть.  (волк)

                Волк,  волчий,  волокно,  волчица,  …онок.

3 группа.

Что  за  зверь  со  мной  играет?

Не  мычит,  не  ржёт,  не  лает,

Нападает  на  клубки,  прячет  в  лапки  коготки. (кошка)

                Кошка,  котёнок,  катушка,  кот,  …ий.

4 группа.

Вот  иголки  и  булавки

Вылезают  из-под  лавки.

На  меня  они  глядят,

Молока  они  хотят. (ёж)

               Ёж,  ежиха,  ежевика,  ежовый,  …ик.

4. Проверочное  задание- тест.

(У  детей  на  столах  карточка  с  цифрами).

-Послушайте  внимательно  задание.  Сейчас  мы  проверим,  как  вы  усвоили  тему  урока. Я  буду  читать  группы  родственных  слов,  а  вы  должны  вычеркнуть  номер  того  слова,  которое  будет  лишним  в  этой  группе.

          Так  же  как  и  у  кустов,

          Корень  есть  у  разных  слов.

          Будь  внимателен  к  словам

          И  проверь-ка  ты  всё  сам:

          Все  ли  слова  родные – однокоренные?

Белка.  Беленький,  белить.

Водяной,  вода,  водить.

Лист,  лиса,  лисёнок.

Горный,  горка,  городок.

Пёс,  песочный,  песок.

Моряки,  морской,  моржи.

Корень,  корневой,  коржи.

Проверка.

VII.Домашнее задание.

Стр. 60  упр.83

VIII. Итог  урока.

- Какие  новые  понятия  вы  узнали?

- Обратите  внимание  на  пословицу,  с  которой  начался  наш  урок.  Можно  ли  сказать,  что  эти  слова  подходят  к  теме  нашего  урока?

- А ещё  какую  связь  с  нашим  уроком  вы  заметили? (в  пословице  есть  родственные  слова).  назовите  эти  слова.  Выделите  корень.

 

IX. Рефлексия.

- Покажите  ваше  настроение.

- Кто  из  вас  доволен  своей  работой?

- Кто  не  сумел  справиться  со  всеми  заданиями?

- Урок  закончен.  Всем  спасибо  за  работу.