Открытый урок по предмету русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема:  Формы слова.Окончание.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа

имени Иннокентия .Никитича  Ханды»

муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема:  Формы слова.Окончание.

    Выполнила : Дмитриева Светлана Константиновна.

Учитель начальных классов,

первой категории.

2019 г.

Дата проведения: 11.11.2019 г.

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.

Планируемые результаты: предметные: уметь находить окончания в словах;  знать понятие об окончании и его роли в предложении.

личностные: проявлять интерес к учебной деятельности; аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме; иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть (УМК «Школа России»);

Тип урока: открытие «нового» знания.  

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно метра ж

 

Содержание урока Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Этап самоопределения

к деятельности

Словесное  слово учителя 

Психологический настрой 

 

1

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Здравствуйте,ребята,садитесь!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки ,книжки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой,                                                        (дети продолжают)

Все,что надо под рукой!

Приветствовать учителя.

 

Рапорт дежурного.

Все,что надо под рукой!

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Актуализация знаний и

мотивация

Словесн.:Ответы на вопросы

 

5

Повторение изученной темы.

Индивидуальная работа

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(на доске написаны слова в два столбика)

Перелѐт, лѐтчик, летучий, прилѐт

        лето

Золото, позолота, зола, золотистый.

Гористый, горчица

Гора  горная

- Посмотрите внимательно. Читайте. Подумайте, почему я так разделила слова по группам.?

 Давайте вспомним, что такое корень. Однокоренные слова.

       Рассуждения детей.

Выясняют. Находят ошибки. Выделяют корень. Один ученик работает на доске,остальные в тетради.

 

Перелѐт, лѐтчик, летучий, прилѐт

лето

Золото, позолота, золотистый.

зола

      горчица

Гора  горная, гористый.

Л: мотивация к новому учебному материалу.

 

 

 

3

4.

Постановка учебной задачи  

Словес.: подводящий диалог

«Открытие» нового знания

икт

Документ-камера.

5

— Прочитайте слова.  Сколько слов вы тут видите? (На другой стороне доски)

                                   Дом, дому, домом.

-А я вижу всего одно слово. Кто скажет? Как вы думаете, почему я говорю, что тут одно слово?

-Да, я вижу три слова. Но тут все равно одно слово. Чем отличаются эти слова?

-  Корень одинаковый. Значит эти слова однокоренные?

Если они не однокоренные, как вы думаете как это называется?

-Хотите узнать?

-Тогда какая цель нашего урока? (можно помогать сформулировать цель урока)

-Хотите, маленькую подсказочку?  ( На документе- камере видят бумажную куклу Лену. Учитель быстренько меняет одежду. Платье, футболка, школьная форма).Ну, кто –нибудь догадался?  Именно в этом есть и подсказка. Что менялся у девочки?

-Замечательно!  Оказывается у слов тоже есть форма. И об этом, наш сегодняшний урок.

-Еще раз посмотрите на слова.  Давайте,обозначим корень.

Все они образуются от какого слова?

 При изменении слова образуются формы этого же слова, а значение остается… прежним. Изменяемая часть как называется?

  Работа  по учебнику. Сравнивают свои знания с учебником.

- Кто-то думает, что это  однокоренные слова? Почему?

Напишите однокоренные слова к слову дом.

(домик,домовой, домище)

Слушать учителя.

 

 

 три

 

 Варианты ответов

 (думают)

 

 (возможные ответы учащихся)

 Корень лес. Конец слово меняется. Однокоренные?

 -нет.не однокоренные.

Рассуждают. Это одно и то же слово, у которого меняется последняя часть слова.

 Выводят цель,тему урока.

???

Мы    должны узнать, когда как называется одно слово если у него меняется окончание.

Дети отвечают.

-Форма.   Девочка меняла формы ,но при этом она сама не меняется.

Корень одинаковый.

дом

Делают вывод. Правило читают.

-Нет. (рассуждают)

 Читают правило. Узнают,что окончание образует форму слова, служит для связи слов в предложении.

Доказывают.

Рассуждают.

К: формулирование ответов;

П: построение реч.

высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

П: строить рассуждение по теме урока .

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Практичекий:

работа с

учебником

5

-Работа в тетради.

-Каждый напишите по одному имени существительном, и изменяйте его форму.  

Учитель проверяет.

Теперь уже узнали да,что такое форма слова? Кто мне скажет?

Пишут, читают.

Взаимопров.

Ученик дает формулировку.

П: строить рассуждение по теме урока .

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

6

Мультфизминутка.

 

    5

  1. -Сейчас немножко отдыхаем. Все встаем. Повторяем упражнения за мальчиком. (гимнастика для глаз, упражнения для снятия усталости)

  1. Все встают в круг. Учитель называет слово и кидает мяч ученику.Ученик меняет форму этого же слова и кидает другу.Если кто-то ошибается (может назвать однокоренное) тот выбывает из игры. (Участвуют все)

Например: ручка,ручку,ручкой,ручке…

Повторяют движения.

Первичное закрепление во внешней речи

Практичекий:

работа с

учебником

10

Работа по учебнику  Упр.142 (с. 79). 

— Прочитайте текст.

— Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.) 

— Что меняется в словах? (Окончание.) 

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте формы слова осина и назовите окончания

Один ученик выходит к доске, записывает слово, выделяет окончание.

 

слов.  

Упр. 144 (с. 80). 

— Прочитайте. Это словосочетания? Почему?

— Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания.

(Проверка.)

 

7.

Самостоятельная работа с

самопроверкой

Практический:

работа с учебником, тетрадью. 

 

5

Упр. 145 (с. 80). 

— Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

— Выполните задания. (Взаимопроверка.)

- Прочитайте правило ещѐ раз.

Выполняют задание.

  Игра «Проверяй друга»

 П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

8.

 

 

Включение в систему знаний

Словесн.:Ответы на вопросы

3

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое форма слова?

- Какие цели мы ставили на уроке. Достигли мы их?

Отвечают на вопросы.

 

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов

9.

Рефлексия деятельности

Словесный:

постановка

вопросов,

формулирование

выводов, обобщений. 

 

2

Итак, дополните предложение хором:

1.теперь мы знаем что….

2.Мы научились …

3.Нам  сегодня очень понравилось….

4.Мы должны запомнить….(что окончание меняет форму слово)

Выставление оценок.

Домашнее дифферен.задание  

 Раб т с 43 упр 104. и 105 по выбору.

(Отмечу,что Упр. 105 потруднее. Выучить всем правило.

Ученики по хором дополняют предложение.

Самооценка.

Комментарий учителя.

 

Каждое слово имеет несколько форм.

Слова могут менять свою форму, но корень не меняется.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Открытый урок по предмету "Русский язык" на тему "Деление слов на слоги"

ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИТип урока закрепление пройденного материалаЦели: Образовательная·        Закрепить умения делить слова на слоги·...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»2 КЛАСС Тема: «Заглавная буква в написании слов,обозначающих географические названия»...

Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"

Это конспект урока, направленный   на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...

Урок по предмету Русский язык в 4 классе по теме:"Различение названий предметов по вопросам кто? что?"

Урок по предмету Русский язык в  4 б классеТема: «Различение названий  предметов по вопросам кто? что?»...

Открытый урок по предмету русский язык для 4 класса по теме: "Глагол"

Разработка по русскому языку , подходит для дополнительных занятий по предмету русский язык 4 класс....