Русский язык 3 класс Глагол
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Ведмеденко Таисия Ивановна

Урок открытия новых знаний. Знакомство с частью речи "глагол". После знакомства с понятием "глагол", с обучающимися проводятся упражнения, формирующие умение распознавать глагол среди других частей речи. На уроке используется фронтальная, дифференцированная, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. Используется проблемно-диалогический метод, метод исследования, фронтальная беседа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_glagol.docx43.31 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_rus_yazyka_glagol_3_kl.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Т.И. Ведмеденко

учитель начальных классов,

                                                                                                       первая квалификационная категория

Цели

Образовательные:

  1. познакомить обучающихся  с новым понятием «глагол»;
  2. формировать у обучающихся умение распознавать глагол среди других частей речи.

Развивающие:

  1. развивать память, логическое мышление обучающихся;
  2. развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные:

  1. прививать любовь к русскому языку;
  2. воспитывать умение выслушивать мнение друг друга в парах, в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, группах, дифференцированная, индивидуальная

Методы: проблемный - диалогический, исследования, фронтальная беседа

Оборудование:

компьютер, проектор, карточки, лесенка знаний.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

(3 класс УМК «Школа России»)

Глагол

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использование

Источни-ков  и средств обучения, формы работы на уроке

1.Организа-

ционный

момент

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять».

Начинаем мы опять

Писать, отгадывать, смекать.

- Что нужно для того, чтобы получить за урок отметку «4» или «5»?

 Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

- Давать полные ответы, писать в тетради аккуратно, стараться не допускать ошибок при записи слов, слушать внимательно учителя и своих одноклассников.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни

2.Актуали-зация опорных знаний

- Запишите в тетрадях дату, слова «классная работа».

…кто? что?...какой? какая? какое? какие?...

- Какие буквы вы будете прописывать?

- Какое соединение нужно соблюдать при записи букв и их элементов?

- Напишите сочетания элементов букв со словами.

- Что вы можете сказать о словах, которые вы записали?

- Что такое существительное? Что обозначает существительное?

- На какие вопросы отвечает существительное?

- Расскажите о прилагательном с помощью опорных слов.

- Как называются группы слов, относящиеся к существительным и прилагательным? (части речи)

(появляются 2 правила о прилагательных и существительных в виде опорных слов)

Обучающиеся записывают элементы букв с вопросами, затем объясняют, какие слова они записали.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов.

Запись в тетради

Фронта-льная работа

3.Опреде-ление темы урока, постановка целей.

- Прочитайте слова.

Космос, лесная, снежинка, ученик, удивился, счастливый, развеселит, соображает, справедливый.

- Работаем в группах.

Разделите эти слова на 2 группы с помощью стрелочек: на прилагательные и существительные.

Игорь и Ксения на доске выполнят такое же задание на доске, но с другими словами. (прелестный, событие, доблестная, посветлел, верить, замечательное, задача, шоколад, облегчит)

-Какие слова лишние? Почему они лишние?

- Чего мы не знаем об этой группе слов? (не знаем, какая часть речи)

- Какой возникает вопрос? (Как называется новая часть речи?)

- Какая тема урока?

(предложение «Как называется новая часть речи?»  на карточке, карточка вывешивается на доску)

- Какие цели мы поставим на уроке?

( карточки с целями урока вывешиваются на доску)

- узнаем, что обозначает новая часть речи

-на какие вопросы отвечает

- узнаем,как называется новая часть речи

-научимся распознавать эту часть речи среди других частей речи.

-Что нам поможет в достижении целей?

- Положите перед собой лист с лесенкой знаний. Определите место ваших знаний по этой теме урока на лесенке. Отложите в сторону.

При делении слов на 2 группы обучающиеся заметят, что среди прилагательных и существительных есть лишние.

На карточках:

космос

лесная

снежинка

ученик

удивился

счастливый

развеселит

соображает

справедливый

прилагательное

существительное

прелестный

событие

доблестная

посветлел

верить

замечательное

задача

шоколад

облегчит

прилагательное

существительное

чудесный

звонок

прекрасный

покраснел

думает

отличная

сумка

веер

помолчал

прилагательное

существительное

-Узнаем, как называется новая часть речи, что она  обозначает, на какие вопросы отвечает, научимся распознавать эту часть речи среди других частей речи.

(На доске:

узнаем, что обозначает новая часть речи;

на какие вопросы отвечает;

как называется эта часть речи;

научимся распознавать эту часть речи среди других частей речи)

-Учитель, учебник, наши знания, совместная работа, работа на карточках, в словарях, в справочниках …

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: осуществлять синтез объектов

Запись в тетради

Работа на карточ-ках

Работа в парах

Индиви-дуальная работа

Работа с лесенкой знаний

4.Открытие новых знаний.

Работа с понятием «глагол»

- Прочитайте стихотворение Г. Граубина об этой части речи.

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду- всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады и хлеб в полях растёт.

- Что говорит эта часть речи о себе?

- Всё приходит в действие.

Познавательные УУД: уметь находить и выделять необходимую информацию.

а) упражне-ния в подборе слов-действий

-Прочитайте первую цель.

- Для того, чтобы достичь первой цели мы с вами поиграем.

Игра «Кто как передвигается?»

- Посмотрите на доску и определите, о каких животных мы сейчас будем говорить.

Ямзе, орскао, елдфниь, оскаба, онкь.

- Что нужно сделать, чтобы прочитать данные слова.

- Как передвигается змея? Сорока? Дельфин? Собака? Конь?

- Что обозначают эти слова?

- Запишите слова-действия в тетрадь с большой буквы через запятую.

- Какую цель мы достигли? (ставится красный значок на карточку с первой целью)

(карточка со словами «действие предмета» вывешивается на доску)

Узнаем, что обозначает новая часть речи.

- Поменять буквы местами.

Змея, сорока, дельфин, собака, конь.

Ползёт, летит, плывёт, бежит, скачет.

- Мы узнали, что обозначает новая часть речи.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез объектов

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу

Запись в тетради

Фронта-льная работа

Работа над дисгра-фией

б) упражне-ния в подборе вопросов к глаголам

Физминутка.

- Ксения проведёт физминутку.

-Какую цель мы достигли?

-Какая следующая цель?

-А для этого выполним задание.

- Сейчас мы разделимся на группы. Группа № 2 – Настя, Илья Петренко, Егор, Антон. Группа № 4 – Руслан, Игорь, Рома, Захар, Ксения. Группа № 1 – Вова, Аня, Владислав, Витя, Илья Чекунов. Группа № 3 – Даша, Артём, Матвей, Алина, Ева.

- Какие правила работы в группе вы должны исполнять?

-В группе № 2 – капитан Антон. В группе № 1 – Аня, в группе № 3 – Матвей, в группе № 4 – Ксения.

- Все ли задания понятны?

Проверка выполнения заданий.

Капитаны выходят к доске и рассказывают, как выполняли своё задание.

- Какие слова расшифровала группа № 1. (любить, ненавидеть, уважать)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать? )

Учитель вывешивают карточку с соответствующими вопросами.

- Какие слова расшифровала группа № 2. (рассердиться, подружиться, улыбнуться)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (что сделать?)

Учитель вывешивают карточку с соответствующимвопросом.

- Какие слова расшифровала группа № 3. (плачут, радуются, смеются)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (что делают?)

Учитель вывешивают карточку с соответствующим вопросом.

- Какие слова расшифровала группа № 4. (обидятся, похвалят, поблагодарят)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (что сделают?)

Учитель вывешивают карточку с соответствующим вопросом.

- Садитесь на свои места.

- Прочитайте слова, над которыми вы работали. (на доске слова)

- Что вы можете о них сказать? (Одни слова вызывают отрицательные эмоции, а другие – положительные)

- Какие действия мы будем использовать в своей жизни, в школьной жизни, что мы чувствовали себя комфортно?

- Запишите любые 3 слова. Какие слова написали?

На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какую цель мы достигли?

(узнали, на какие вопросы отвечают глаголы)

- Прочитайте следующую цель урока.

Группа  № 1 (сильные)

Расшифруйте слова, запишите.  

На какой вопрос отвечают все эти слова?  

Б3, Г1, В5, А6, Б5, В3 _________

Г4, В2, А5, В6, Г1,А 2,В1,Г5_______

Г3, А1, Б3, А2, Г5, В6,Г4, А2,Б6_____

1

2

3

4

5

6

А

в

е

а

в

н

и

Б

а

т

л

х

т

ь

В

т

е

ь

и

б

ж

Г

д

а

у

н

ь

ю

Любить, ненавидеть, уважать

на какой вопрос отвечают все эти слова?  

 (что делать?) – на доске

Группа  №2 (средние)

Расшифруйте слова. Подберите ключ к шифру,

ведь это просто: буквы переведены в числовой ряд.

 Запишите.  На какой вопрос отвечают все эти слова?  

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

18-1-19-19-6-18-5-10-20-30-19-33

17-16-5-18-21-8-10-20-30-19-33

21-13-29-2-15-21-20-30-19-33

Рассердиться, подружиться, улыбнуться

на какой вопрос отвечают все эти слова?  

 (что сделать?) – на доске

Группа  № 3 (средние)

Расшифруйте слова. Подберите ключ к шифру,

ведь это просто: буквы переведены в числовой ряд.

 Запишите.  На какой вопрос отвечают все эти слова?  

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

17-13-1-25-21-20

18-1-5-21-32-20-19-33

19-14-6-32-20-19-33

Плачут, радуются, смеются

на какой вопрос отвечают все эти слова?  

 (что делают?) – на доске

Группа  № 4 (слабые)

Расшифруйте слова. Запишите.

На какой вопрос отвечают все эти слова?  

1

лят

2

о

3

ся

4

хва

5

дят

6

по

7

го

8

бла

9

би

10

да

11

ры

12

рят

2

9

5

3

6

8

7

10

12

2

9

5

3

на какой вопрос отвечают все эти слова?  

 (что сделают?) – на доске

Обидятся, похвалят, поблагодарят

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ и синтез объектов, владеть общим приёмом решения задач.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Работа в группах

Работа на карточ-ках

Запись в тетради

в) работа над правилом

- Новая часть речи, с которой мы познакомились сегодня называется глагол.(учителем заменяется карточка с предложением на карточку «Глагол»)

- У нас получились опорные слова к правилу.

- Кто может рассказать правило о глаголе с помощью опорных слов? (2чел.)

- Где мы можем проверить, правильно ли мы составили правило о глаголе?

- Откройте учебник на странице 69.

- Прочитайте правило.

- Такое же правило мы составили?

- Что можем дополнить к нашему правилу?

- Какие вопросы надо добавить?

- Какое правило удобнее учить: то, которое мы составили или по учебнику? – Выберите то правило, которое вам удобнее выучить и расскажите друг другу.

- Ксения, расскажи правило. (Игорь, Захар, Руслан, Рома)

- Давайте вернёмся к началу урока и проверим, правильно ли выполнили задание Игорь и Ксения?

- Как называется лишняя группа слов, Игорь? Ксения? (если у ребят есть ошибки, то проверить слова, которые неправильно распределены по группам с помощью вопросов)

- Какую цель мы достигли?

- Какую цель мы еще не достигли?

- Для того, чтобы выполнить эту цель, выполним упражнение 523.

- Мы можем проверить по учебнику.

- Слова «часть речи, вопросы.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей, сравнение объектов, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу

Работа с опорны-ми словами, работа с учебни-ком

Работа в парах

Работа с опорными словами

Индиви-дуальная работа

5.Упражнения в распознава-нии глагола среди других частей речи.

а) работа в учебнике

- На странице 69 найдите упражнение 523.

- Прочитайте текст. О ком идёт речь? Что делают птицы? Определите на фотографиях, где какая птица.

- Прочитайте задание.

- Выполняем это упражнение по заданию.

- Артём, повтори, какое задание надо выполнить?

- Владислав у доски подчеркнёт главные члены предложения и поставит вопросы к второстепенным членам предложения, а Аня составит к этому предложению схему.

- Для Ксении, Игоря, Руслана, Ромы и Захара следующее задание – списать предложения и подчеркнуть двумя чертами глагол. (для них задание напечатать на карточках и отдать)

- Ксения, повтори задание.

- Помощники – Витя,  Матвей  проверьте, пожалуйста, как выполнили своё задание соседи по парте и нет ли орфографических ошибок в работе. У Игоря проверит Владислав, у Руслана – Ева.

- Настя, какие части речи во втором предложении? Если у всех так, поставьте себе «плюс» за задание.

- Ксения. Прочитай глаголы, которые ты подчеркнула?

- Витя, Матвей, Владислав, Ева, есть ли ошибки при выполнении заданий у ваших одноклассников? Есть ли орфографические ошибки и какие?

- Какую цель мы достигли?

- Списать текст. Разобрать по членам второе предложение. Обозначить в этом предложении части речи.

- Запела, забарабанил, залилась.

- Научились распознавать глаголы среди других частей речи.

Познавательные УУД: научится основам смыслового чтения текста, выделять существенную информацию, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять работу в соответствии с выведенными понятиями

Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия

Работа в учебнике, запись в тетради

Работа в парах сменного состава, индивидуальная работа, дифференцированная работа

б)  Игра «Узнай часть речи.» (если останется время)

- Проведём игру и немножко отдохнём.

- Я буду называть слова. Если это глагол, вам надо подпрыгнуть, если это существительное – хлопнуть в ладоши, если это прилагательное – присесть, вытянув руки вперёд.

- Потренируемся. Глагол, существительное, прилагательное.

- Звон, звонит, звонкий.

Холод, холодный, похолодало.

Загадочный, отгадка, загадала.

Бежал, бегун, потом, беговая.

- Почему слово «потом» вызвало у вас сомнение?

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни

Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ объектов

6. Итог урока.

- Какую тему мы изучили на уроке? Какие цели мы поставили на уроке? Достигли ли мы этих целей?

-Используя опорные слова, расскажите все, что вы знаете о глаголе.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности

Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении

7.Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание

- Куда  вы сейчас поместите кружок на лесенке знаний? Кто поднялся по лесенке знаний?

- Капитаны команд, как работали ваши группы?

- Какую отметку за урок вы поставите себе? Почему …

Отметки за урок следующие - …

Домашнее задание: 1) повторить правило о глаголе  2) выбрать из ниже предложенных то задание, которое вам нравится и выполнить его:

  1. Выполнить упражнение на с. 69 упр.522;
  2. Выписать из текста А. Платонова «Цветок на земле»  на с. 129-135  по литературному чтению 10 глаголов и поставить к ним вопросы;
  3. Сочинить текст из 5-6 предложений на тему «Весна», используя глаголы;
  4. Сочинить текст из 4-5 предложений «На уроке физкультуры», используя глаголы движения;
  5. Сочинить текст из 5-6 предложений на тему «Мой самый замечательный  день», используя глаголы настроения.

КоммуникативныеУУД: давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Личностные УДД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные УДД: адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

диффе-

ренциро-

ванные

задания

работа с лесенкой знаний, веерами



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18 апреля. Классная работа. кто? что? какая? какое? какой? какие?

Слайд 2

Космос, лесная, снежинка, ученик, удивился, счастливый, развеселит, соображает, справедливый.

Слайд 3

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт.

Слайд 4

ямзе орскао елдфниь оскаба онкь

Слайд 5

ям з е

Слайд 6

змея

Слайд 7

ор с као

Слайд 8

сорока

Слайд 9

ел д фниь

Слайд 10

дельфин

Слайд 11

о с каба

Слайд 12

собака

Слайд 13

он к ь

Слайд 14

конь

Слайд 15

Кто как передвигается? змея сорока дельфин собака конь

Слайд 16

Кто как передвигается? Змея ползёт. сорока дельфин собака конь

Слайд 17

Кто как передвигается? Змея ползёт. Сорока летит. дельфин собака конь

Слайд 18

Кто как передвигается? Змея ползёт. Сорока летит. Дельфин плывёт. собака конь

Слайд 19

Кто как передвигается? Змея ползёт. Сорока летит. Дельфин плывёт. Собака бежит. конь

Слайд 20

Кто как передвигается? Змея ползёт. Сорока летит. Дельфин плывёт. Собака бежит. Конь скачет.

Слайд 21

Ползёт, летит, плывёт, бежит, скачет.

Слайд 22

Правила работы в группе

Слайд 23

Любить, ненавидеть, уважать, рассердиться, подружиться, улыбнуться, плачут, радуются, смеются, обидятся, похвалят, поблагодарят .

Слайд 25

пищуха синица дятел

Слайд 26

Синица звонко запела привет весне.

Слайд 27

Выполнить упражнение 522 на с. 69; выписать из текста А. Платонова «Цветок на земле» на с. 129-132 учебника по литературному чтению 10 глаголов и поставить к ним вопросы; сочинить текст из 5-6 предложений на тему «Весна», используя глаголы; сочинить текст на тему «На уроке физкультуры», используя глаголы движения; сочинить текст из 5-6 предложений на тему «Мой самый замечательный день», используя глаголы настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола." (4 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: совершенствование знаний и умений писать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение выполнять морфологический разбор глагола.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...