Открытый урок "Путешествие в страну Глаголия"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             урок-путешествие

по русскому языку в 4 классе

«Путешествие в страну Глаголию»

Предмет, класс: русский язык, 4 класс

Тема урока:  «Путешествие в страну Глаголию»

Тип занятия: обобщающий урок-путешествие

Цель урока 

Образовательные:

 обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе;

закрепление умений определять морфологические признаки глагола,

орфограммы «Безударные личные окончания глаголов»;

развивающие:

 развитие речи учащихся, познавательного интереса, умения сравнивать и    

обобщать;

воспитательные:

 воспитание любви к русскому языку,

формирование потребности здорового образа жизни

Оборудование (средства) занятия:

 мультимедийный проектор,  

листы с заданиями для детей,

конспект урока.

.

Ход урока:

I. Организационный момент

Создание позитивной мотивации.

Психологическая установка на урок:

II. Актуализация знаний  (Слайд 2)

 Что без тебя предметы?

Лишь названия.

А я приду -

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет

Какой основной признак  указан в стихотворении? (Действие ).

 Прочитайте  слова,которые вы видете на экране. (Обежать, боб, щенок, ниша, енот)

-Какое слово лишнее? (обежать) Почему?

Слово  обежать –  это глагол.

Давайте, определим тему нашего урока.

Еще раз обратите внимание на слова. (Обежать, боб, щенок, ниша, енот)

Выделите в каждом слове первый слог и составьте новое слово

Прочитайте, что получилось.(Обобщение)

III. Сообщение темы и целей урока

Как вы думаете с  какой частью речи будете работать на уроке?

Сегодня на уроке мы будем:

упражняться, закреплять, повторять и обобщать,

а ещё писать, играть, разбирать слова, спрягать.

Будем обобщать все знания полученные о глаголе

Для того, чтобы проверить ваши знания о глаголе, мы отправимся в интересное и познавательное путешествие.  Хотите проверить себя?

1. станция   «Историческая»

-  Откуда ж  взялось это странное слово глагол, без которого не построишь никакого предложения?

Выступление детей с мини сообщениями

  1. представьте себе мир без действий. Это будет застывший неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. Значит нужны действия и слова которые их называют. Такие слова  и называются - глаголами. Откуда взялось слово «глагол»
    Это интересно: Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из двух частей речи без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

   Слово глагол  по старославянски  было  словом глаголати.

  1.  В разговорном языке мы это грамматическое понятие не употребляем. Мы не говорим «что ты мне глаголешь?» Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается само слово глагол.

У Пушкина: И, обходя моря и земли,

                      Глаголом жги сердца людей.

У Лермонтова: Вот у ног Ерусалима,

                             Богом сожженна,

                             Безглагольна, недвижима

                             Мёртвая страна.

  1. Судьба слова глаголь ( то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г: так и читалось: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…, т.е. А, Б, В, Г, Д. Азбука раньше называлась Абевега.
  1. Станция  «Теоретическая»

Что же может рассказать о себе глагол?

             

1 Глагол это…

2Глаголы изменяются по...

  1. Спряжение это…
  2. .Спрягаются только глаголы…

5.На какую форму глагола указывает суффикс Л

6.  Глаголы прошедшего времени изменяются по…

(числам), а в единственном числе по

(родам)

Что вы повторили?(признаки глагола)

3. Станция «Словарная »

- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом.

Разговаривать, обмениваться мнениями.(беседовать)

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом.(Сверкать)

- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове, назовите часть слова с орфограммой.

- Какая часть слова встречается только в глаголах?

- Почему все эти глаголы с окончаниями -ть?

3. Станция «Разбиралочка»

У – Посмотрите на предложения. Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом

Снежное покрывало покрывало поле.

Со стекла стекла вода.

У – Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?

О – Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

4 .Следующая станция  «Орфографическая»

-  Мы очень часто встречаем глаголы с частицей НЕ в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения?

О – Пословицы.

У – Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:

Кашу маслом не испортишь.

Не смажешь колеса – быстро не поедешь.

Не помучишься – не научишься. 

У -  Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?

О - Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.

  1. – мягкий знак после шипящих в глаголах.

-  Определите, нужен ли мягкий знак после шипящих?

Пахуч(?)             леч(?)                  дремуч(?)

береч(?)ся           плач(?)                гараж(?)

ноч(?)                  жгуч(?)                грач(?)

хочеш(?)             много задач(?)    учиш(?)  

колюч(?)             меч(?)                   могуч(?)

4 – правописание ться и тся в глаголах.

((удивляе(ца), случае(ца), улыбае(ца), торопи(ца), мыльни(ца) давно готови(ца)

Какое слово лишнее, почему?  

5. Станция . «Первоспряженск – Второспряженск»    

- Расскажите о спряжении глаголов,

их окончаниях, используя подсказку

- Нельзя забывать и об особенных глаголах, которые не подчиняются правилу. Как их называем? (Глаголы-исключения.)

- Давайте их вспомним.

(I спряжение: Брить, стелить.

 II спряжение: Гнать, дышать, держать, зависеть.

         Видеть, слышать и  обидеть.

         А ещё терпеть, вертеть,

         Ненавидеть и смотреть.) 

 определите  спряжение глаголов ,объясните свой выбор.

1-вариант    Дар…шь,верт…шь,чита…шь,куп…шь, стира…шь

        2- вариант  Ужина…шь, крикн…шь, кле..шь, стро..шь, завис…шь,

   (взаимопроверка)

 

Станция конечная

Итог урока

Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.

Какова роль глагола в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной.)

: Ребята, наше путешествие подошло к концу.  Вы сегодня  хорошо  поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

Рефлексия

                                                      Лист самооценки!

Моя успешность на уроке

Виды работы

Знак(+ -)

Станция «Теоретическая»

Станция «Разбиралочка»

Станция «Орфографическая»

Станция «Первоспряженск- Второсряженск»

Станция «Творческая»

Станция «Конечная»

Лист самооценки!

Моя успешность на уроке

Виды работы

Знак(+ -)

Станция «Теоретическая»

Станция «Разбиралочка»

Станция «Орфографическая»

Станция «Первоспряженск- Второсряженск»

Станция «Творческая»

Станция «Конечная»

  1. Спишите, раскрыв скобки, вставьте пропущенне буквы

Кашу маслом  (не)испортиш…

(Не)смажеш.. колеса – быстро (не) поедеш... 

 (Не) помучиш…ся – (не)научиш…ся.

2.Определите , нужен ли мягкий знак после шипящих?

  • Пахуч(?)             леч(?)                    дремуч(?)
  • береч(?)ся       замуж(?)                гараж(?)
  • ноч(?)                 жгуч(?)                   грач(?)
  • хочеш(?)            много задач(?)    учиш(?)  
  • колюч(?)           меч(?)                   могуч(?)

3Спиши, заменяя транскрипцию буквенной записью

Удивляе(ца),умыва(ца) , торопи(ца),мыльни(ца) улыбае(ца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну "Глаголию"

Обобщающий урок в 3 классе по теме "Глагол" УМК Гармония.  + презентация...

Путешествие в страну "Глаголия"

Конспект урока закрепления знаний о глаголе с применением ИКТ....

Путешествие в страну "Глаголия"

Презентация к уроку русского языка....

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

Открытый урок по теме: "Глагол. Закрепление знаний о глаголе"

Цель урока: закрепить и обобщить знания о глаголе...

Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию"

Урок направлен на систематизацию знаний о глаголе. Проведён в нестандартной форме. Урок-путешествие....

Открытый урок-путешествие по русскому языку "Путешествие в страну "Глаголию" (Глагол. Обобщение)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках. Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий: • воспитывать культуру общен...