Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе
статья по русскому языку (1 класс)

Гордеева Людмила Александровна

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе

Мои наблюдения и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста

1. Краткая аннотация

2. Содержание

2.1 Анализ каллиграфических ошибок при письме.

2.2 Причины, способы их предупреждения и исправления.

2.3 Заключение.

3. Список используемой литературы.

       Немного из истории. Слово «каллиграфия» известно из далеких времен. Еще на древнем греческом языке оно было образовано от двух слов, переводящихся на русский язык, как «красота» и «пишу». Под этим термином понимается способность красиво, четко и разборчиво писать от руки, опираясь на имеющиеся образцы письма.

  Каллиграфия — это искусство писать красивым, четким почерком. На сегодняшний день мы убеждаемся в том, что у 75%  детей отсутствует каллиграфический почерк. Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста довольно актуальна. Значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей.

   У современных детей в младшем школьном возрасте, хорошо владеющих ноутбуками, смартфонами, нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, не совершена координация движений руки, низок уровень зрительномоторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Они неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть при письме, не знают как расположить тетрадь. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения. Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Ответ очевиден — да. Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребенка.

     Каждый человек, начиная свой путь к знаниям, учился писать. Письмо помогает оформить мысли, получить и передать информацию. Учить письму учитель обязан учащихся с первого класса, но учить не просто писать, а писать красиво и каллиграфически правильно.

Анализ каллиграфических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления.

      Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка. Во-первых, это недостатки санитарногигиенического аспекта: нарушение элементарных гигиенических требований, перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, его заинтересованность и т. д. Во — вторых барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразно и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения. В третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное ведение учениками тетрадей: небрежно подписанные тетради, ведение записи как классных, так и домашних работ, исправление ошибок учениками путем зачеркивая, перечеркивая буквы, несоблюдение единого орфографического режима. В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму — это несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма.

       Итак, через обучение письму необходимо детей научить думать, развивать логику мышления, сделать предмет увлекательным, интересным и результативным. Н.А. Федосова говорит о том, «каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников умений писать разборчиво, ровно. Для того чтобы научиться, более умело управлять этим процессом, необходимо представлять себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во вторых, порождающие их причины».

   Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля страницы как справа, так и слева, придерживаться одинакового размера и наклона букв, правильно соединять буквы.

Причины, способы их предупреждения и исправления

    На всех этапах развития методики обучения грамоте было много споров о почерке. Одни считают, что это хороший почерк — немаловажное условие, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк — это характер, разве можно в таком случае отрицать тот факт, что учитель, работал над почерком, может содействовать формированию характера.

     Цель этой работы — проанализировать каллиграфические ошибки при письме.

Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ребенку, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы.

Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Для того чтобы обучить детей красивому и правильному почерку используются различные типы упражнений, проводятся минутки чистописания, многие ученые и методисты предлагают свои методики для выработки каллиграфического правильного почерка.

  В.А. Илюхина предложила методику «Письмо с секретом», которая подразумевает формирование мускульной памяти. Согласно предложенной автором методики, отдельные элементы нужно писать безотрывно. Также по рекомендации автора необходимо проговаривать каждую букву в процессе ее написания. Благодаря проговариванию дети легко усваивают элементы букв, которые встречаются чаще всего. Целесообразно рассмотрение новой буквы на каждом уроке. Большое внимание Илюхина выделяет самостоятельной деятельности учащихся: уже во второй половине сентября дети самостоятельно комментируют свои написания отдельной буквы или целого слова. Они проговаривают каждый элемент в ходе его написания. Важно отметить, что при этом письмо идет безотрывно от бумаги. Многолетние практические исследования доказали, что при тактическом (ритмическом) письме под счет дети гораздо лучше усваивают каллиграфически правильное написание.

Н.Г. Агаркова также предложила методику, которая основывается на принципах ритмизированного написания, что способствует выработке четкости и плавности письма.

   Согласно методике Н.Г. Агарковой, занятия по обучению каллиграфически правильному и разборчивому почерку нужно основывать на основных принципах русской графики: - буквы нужно изучать поэлементно; важно добиться стабильного одновариантного написания буквы; - буквенные знаки нужно логически группировать. Проводить занятия, с помощью которых дети  до автоматизации доводят действия по написанию букв, необходимо регулярно.

Младшие школьники  наиболее часто испытывают такие трудности при написании, как овладение буквенной формой, правильность соединения букв и наклона строки. Происходит это из-за того , что упражнениям для выработки каллиграфически правильного написания не уделяется должное внимание и все эти навыки теряются. Поэтому учитель должен уделять этому важному аспекту как можно больше внимания, проводить соответствующую работу, которая возможна не только на уроках правописания, но и на других.

Вопрос значения каллиграфического письма при обучении детей школьного возраста остается актуальным уже на протяжении многих лет, т к каллиграфия играет огромную роль в процессе обучения школьников.

    Во-первых, если ребенок надлежащим образом не относится к разборчивости своего почерка, то это оказывает непосредственное влияние на усвоение орфографических норм.

  Во-вторых, работа с навыками письма  является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как утверждал советский педагог В.А. Сухомлинский, интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев. Роль каллиграфии при этом трудно недооценить.

    При занятиях каллиграфией происходит широкое развитие мелкой моторики ребенка, что способствует его интеллектуальному и умственному развитию. Когда ребенок осваивает письмо, у него возникает интерес к познанию, учебе и окружающему миру во всем его многообразии. Также при тренировке чистописания развиваются личностные качества и психические процессы учащихся такие, как умение управлять собой, избавление от рассеянности, развитие терпения и усидчивости, тренировка внимательности.

     Необходимо помнить и то, что о человеке, пишушем неправильным почерком, зачастую складывается не самое лучшее впечатление, его могут посчитать неграмотным и небрежным.

      Проверяющему трудно определить, какие буквы написал ученик, а это, в свою очередь, приводит к снижению оценок. Компьютеризация в образовании при всех ее положительных сторонах имеет однако и много отрицательных сторон. Одной из них является именно ухудшение почерка. Дети меньше времени уделяют письму, что приводит к трудности усвоения каллиграфических навыков.

Значение каллиграфии в обучении младших школьников достаточно велико. Каждый учитель должен понимать это и проводить определенные виды работ для формирования правильных каллиграфических навыков у учащихся. При этом важно помнить, что нужно учить детей не только разборчиво, но и быстро, сохраняя правильное написание слов.

Заключение

   В заключении, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств и процессов и формирования разборчивого почерка. Задача учителя — подобрать методики, позволяющие ученикам овладеть каллиграфическим почерком.

    В данной работе я попыталась проанализировать наиболее распространенные ошибки при письме у детей младшего школьного возраста.

Рассмотреть причины их возникновения, способы их предупреждения и их исправления. При этом надо помнить всегда, что формирование каллиграфического почерка — весьма сложный и длительный процесс. Мои рассуждения о проблеме формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты должны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений.

Список используемой литературы:

1. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя/ Н.Г. Агаркова,  - М: Дрофа, 2000

2. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. - 1994.-№7

3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников// Начальная школа. - 1999.-№4

4. Епифанова О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся// Начальная школа, №7,2001

5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме// Начальная школа. 1999 №8. 10

6. Карнаухова Г.И. Красиво писать красоту творить// Начальная школа. 1997. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми.

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело...

Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы

Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы...

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»

laquo;Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»...

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста...

Особенности работы учителя начальной школы

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.Обучение в школе – это один из наиболее сложных и ...