Урок русского языка " Заглавная буква в именах собственных" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рубцова Ирина Владимировна

Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных" включает в себя работу над именами собственными. Все задания объединены темой "Город". В игровой форме втроклассники осваивают данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass_2020_.docx763.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 26" г. Улан-Удэ

Конспект урока русского языка

" Заглавная буква в именах собственных"

 (урок с использованием ресурсов мультимедийной библиотеки).

Класс: 2

УМК: Школа России

Учитель: Рубцова Ирина Владимировна

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Задачи:

1. Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в географических названиях, создание условий для ознакомления со словарными словами: город, улица, Россия;

2. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; развитие творческих способностей и исследовательских умений у учащихся.

3. Воспитание познавательного интереса к истории своего поселка , чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о географических названиях своего поселка.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - М.: Просвещение , 2017.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • интерактивная панель, компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация;
  • раздаточный материал для парной ,групповой и индивидуальной работы(Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.

Он сказал: “Начнем урок!”

Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сесть, тетрадь открыть,
И наклонно положить.
Ручки правильно все взяли, 
И число  красиво написали.

(4 марта

Классная работа)

Рефлексия в начале урока. Настрой на работу.

На доске две картины

C:\Users\admin\Desktop\УРОК\depositphotos_33917241-stock-photo-pedestrian-street-in-the-center.jpg   C:\Users\admin\Desktop\УРОК\495619.jpg

- Что изображено на фото? (город).Чем отличаются?

- Какой картине соответствует ваше настроение? Хорошее настроение, трудолюбие и наши знания потребуются на уроке.

2.Актуалзация опорных знаний.  Самоопределение к деятельности.

Словарная работа.

-Что знаете про слово ГОРОД? (словарное, с непроверяемым написанием).

Объясните написание словарных слов, запишите их  в столбик

На панели : (стилусом ученик вписывает гласные, объясняет)

гор.д

ул.ца

Назовите город, в котором мы живем (Улан-Удэ).

Назовите улицу, на которой находится наша школа (Революции 1905г.)

-Что мы сейчас назвали? (адрес школы).

- Что бы вы еще добавили для уточнения адреса? (страна Россия, республика Бурятия, дом 100).

- Где обычно записывают адрес ? (на конверте).

гор.д

ул.ца

страна

республика

-Эти слова можно назвать географическими объектами. Перед нами проблема: как будем писать названия этих географических объектов? (с заглавной буквы, т.к. это имена собственные).

- Какова же тема нашего урока?

Заглавная буква в именах собственных - географических названиях.

-Определим цель урока, чему будем учиться (научиться правильно писать имена собственные -названия географических объектов).

3. Работа над новым материалом.

1) -Припишите к нарицательным именам существительные имена собственные. Подчеркните орфограмму - заглавную букву в именах собственных. (1 ученик у доски)

гор.д  Улан-Удэ

ул.ца  Революции 1905г.

страна   Россия

республика  Бурятия

- Вы, наверное, заметили, что на доске изображена часть нашего города - микрорайон нашей школы.

- Кто знает, что означает название нашего города? (В переводе "Улан" - красный, "удэ" -река.  Среди местных жителей ходила легенда, что когда-то на берегу реки шло сражение. Оно было настолько яростным, что воды реки покраснели от крови.)

- Как еще раньше назывался наш город? (Удинский острог, Верхнеудинск).

2) Работа с учебником

На с. 60, из  упр. 103  в учебнике мы можем прочитать, как получили свое название некоторые города России. (Читают самостоятельно).

-Как получили свои названия города?  (Томск по названию реки Томь, Владимир - по имени основателя князя Владимира Красное Солнышко, Гороховец - за огромные посевы гороха).

- Выпишите названия городов.

Работа над правилом.

- Прочитайте правило над упражнением, сделайте вывод.  (Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, гор, озер, морей - это собственные имена существительные. Пишутся с заглавной буквы).  

-Наука, изучающая географические названия называется ТОПОНИМИКА.

Где мы можем посмотреть определение незнакомого слова? (в словаре). Мы с вами говорили про разные виды словарей. Так вот, есть топонимические словари. Это может быть топонимический словарь Бурятии, есть словарь, в котором можно найти информацию о географических объектах России и даже всего мира.

4. Первичное закрепление.

1) Работа в парах.

-Продолжим путешествие по нашему городу. Проведем исследование.  Работать будем в парах.

Опираясь на свои знания, опыт, выполним задание.

Возьмите дом, в котором уже есть жители. Справа в окошко наклейте название. Будьте внимательны,  выбрать надо  правильное  название.

Проверка. Вывод:

1 ряд - Имена, отчества, фамилии людей,

2 ряд- клички животных,

3 ряд - имена сказочных персонажей - имена собственные.

Пишутся с заглавной буквы.

Домики прикрепить на доску.

5. Физминутка.

Отдохнем и проверим, как вы поняли тему урока.

-Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам нужно присесть. Если услышите слово, которое всегда пишется с заглавной буквы, т. е. имя собственное, надо хлопнуть в ладоши над головой. Будьте внимательны!

               Кошка Муренка,

               Корова Буренка,

               Собака Шарик,

               Петушок Фонарик,

                Воробей Тишка,

                Поросенок Гришка,

                Красивая синичка.

                Как напишешь клички?

-Как пишутся клички животных?

6. Применение полученных знаний.

- В микрорайоне нашей школы есть улицы. Назовите. Буквы в названиях спорят. Необходимо выбрать правильную букву. (дети выходят к доске).

улица Г(г)агарина, Ш(ш)ульца, Р(р)еволюции 1905г.

- В нашем микрорайоне есть сквер. Имя какого героя носит сквер? (В сквере установлен памятник герою Советского союза Прокофию Федоровичу Сенчихину).

Рассказ ученика:

С мая 1943 года  Прокофий Сенчихин воевал  на фронтах Великой Отечественной войны.

К октябрю 1943 года командовал батареей истребительно-противотанкового дивизиона  Воронежского фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

 За «образцовое выполнение боевых заданий, за мужество и героизм» младший лейтенант Прокофий Сенчихин был удостоен высокого звания Героя Советского СоюзаОрден Ленина и медаль «Золотая Звезда» он получить не успел, так как 24 марта 1944 года погиб в бою.

- Сколько лет прошло со дня Великой Победы? (75)

-Во времена ВОвойны звания героя удостаивались не только мужественные люди, но и целые города за героическую оборону. Этой высшей степени отличия удостоены 12  городов и Брестская крепость.

 

Демонстрация страницы, посвященной 75-летней годовщины Победы, школьного информационно-библиотечного центра. Показ видеоролика о городах-героях, используя ресурсы мультимедийной библиотеки.

- Мы- наследники Великой Победы. Будем чтить наших дедов и прадедов , которые сражались за наше мирное небо.

6. Включение нового знания в систему знаний. Самостоятельная  работа.

 Карточка с индивидуальным заданием "Найди ошибки".

(1 ученик работает в программе LearningApps.org на панели. )

Задание: на карточке написано 3 предложения. В некоторых словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Красив город орёл.

Моя соседка галка принесла в клетке Галку.

Серёжа соловьёв слушал пение Соловьёв.

Взаимопроверка. Оценивание по критериям:

- Поднимите руки, кто получил 5? 4? 3? 2?

(Оценить устные ответы учащихся)

7. Итог урока.

Закончи предложение..

8. Рефлексия. (осмысление и систематизация полученных знаний). 

Возьмите домик, на котором окошки 3 цветов. Нарисуйте себя на каком этаже знаний вы находитесь в конце нашего урока.

-Поднимите руки, кто нарисовал себя в зеленом окошке. Вам все понятно. В желтом... В красном....

По данной теме мы еще будем работать на следующих уроках.

9. Домашнее задание 

Написать адрес получателя и отправителя, соблюдая правило, над которым работали на уроке  и  написать письмо своему знакомому.

(раздать каждому ребенку конверт)

- Мне понравилось с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" (с заданиями для интерактивной доски)

Урок закрепления изученного материала по теме "Заглавная буква в именах собственных" в 1 классе содержит технологическую карту, задания для ИД и раздаточный материал. Составлен в соответствии с требов...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс

Урок - путешествие в страну заглавных букв.Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к познавате...

Презентация к уроку русского языка "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Цели и задачи материала: активизация познавательной деятельности учащихся; помо...

урок русского языка " Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

Урок русского языка " Заглавная буква  именах собственных", 2 класс...