Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

Конспект урока русского языка

Тема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"

Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст-описание по картине с использванием имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы.  

Личностные:

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок - рефлексия. 

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -М.: Просвещение\ Учебник, 2014.-Ч.2.; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._sostavlenie_teksta-opisaniya.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.20                                                                                                                ФИО учителя: Клочкова Н.Н.

Школа: МКОУ «Рымникская СОШ»                                                                                        ФИ студента: Лемешева Алёна

Класс: 2                                                                                                                            ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 15

Конспект урока русского языка

Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы.

Знать отличительные признаки текста-описания и роль прилагательных в тексте данного типа.

Личностные:  

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок – рефлексия.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение\ Учебник, 2014.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.  

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин.

 -Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

Здороваются с учителем.

Проверяют готовность к уроку.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотиваци

Словесный:

слово учителя,

учебный диалог

Наглядный: демонстрация карточек

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация слайдов

Словесный: учебный диалог

4-5 мин.

-Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду поочередно показывать вам карточки со словарными словами с пропущенными гласными. Ваша задача – поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой. Готовы?

Словарные слова

  1. м…г...зин
  2. ябл…ко
  3. ин…й
  4. м…роз
  5. т…вар…щ
  6. п…суда
  7. пл…ток
  8. ул…ца
  9. з…мл…ника
  10. сах…р

-Молодцы! Скажите, почему в этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных?

-Как же мы тогда проверим их правописание?

-Совершенно верно!

-Ребята, давайте немного потренируемся перед началом урока. Кто больше подберет имен прилагательных к существительному, представленному на слайде?

Цветок

-Хорошо. Как доказать, что подобранные вами слова – прилагательные? Что такое имя прилагательное?

-Верно. Что обозначает имя прилагательное?

-Отлично! Ребята, подобрав имена прилагательные к существительному «цветок», что мы сделали?  

-Верно. Ребята, а вы помните, как называется  текст, где описывается предмет или явление?

-Верно (повторяют определение текста – описания).

-Какие вопросы можно задать к тексту – описанию?

-Какова роль прилагательных в тексте – описании?

-Молодцы!  

-Ребята, что мы только что с вами делали?

 

-Да.

Поднимают карточки с соответствующими гласными.

-В этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных потому, что их нельзя проверить ударением.

-Воспользуемся словарём.

Подбирают имена прилагательные к существительному.

-Имя прилагательное – часть речи. Оно всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему.

- Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека.

-Описали предмет (цветок).

-Текст – описание.

Повторяют определение текста – описания.

-Какая? Какой? Какие? Какое?

-Прилагательные позволяют описать явление или предмет, помогают сделать нашу речь более образной и яркой.

-Повторяли изученный материал об имени прилагательном, их роли в речи и тексте – описании.

П: анализ

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

Словесный: учебный диалог

 5 мин.

-Посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде представлена картина Ф.П. Толстого).

-Это репродукция картины Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите внимательно картину.

-Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся?


-Предположите тему нашего сегодняшнего урока.

-Верно! Тема нашего сегодняшнего урока представлена на слайде и звучит она так: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

-Картину с изображением птички, цветов и бабочки.

Рассматривают картину.

-На уроке мы будем описывать картину Ф.П. Толстого и научимся составлять текст – описание.

Предполагают тему урока.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Наглядный:

демонстрация слайдов

Словесный:

Слово учителя

Учебный диалог

Наглядный:

демонстрация слайдов

и работа с иллюстрацией

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация слайдов, работа с иллюстрацией

Словесный: слово учителя

Наглядный: работа с иллюстрацией

10 мин.

-Ребята, но для начала нам нужно потренироваться и выполнить ещё несколько упражнений. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

-К данным на доске именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь.

Русский язык, любимая …, грецкий …, зимние …, душистая …, сочные …, большая …, косолапые … .

-Обозначьте стрелочкой, от какого слова надо ставить вопрос к имени прилагательному.

-Кто еще раз скажет, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

-Как определить имена прилагательные единственного и множественного числа?

-Верно, молодцы! Итак, выполним последнее задание по обобщению знаний об имени прилагательном. Ваша задача - составить из данных вам слов три предложения (дети получают карточки со словами).

СВЕТИТ

СНЕГ

ЯРКОЕ

ТАЕТ

СОСУЛЬКИ

ПЛАЧУТ

МАРТОВСКИЙ

ДЛИННЫЕ

СОЛНЫШКО

-Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, что написал ваш товарищ.

-Каким членом предложения будут являться прилагательные в записанных вами предложениях?

-Молодцы! Вы все знаете о прилагательном.

-Ребята, теперь приступим к основной части нашего урока. Послушайте стихотворение:

Мы из цветов составляем букеты

И подбираем цветок за цветком.

Словно душистое свежее лето

Вместе с букетом приходит в наш дом.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

- С чем автор сравнивает цветы?

-Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

-Подумайте, почему художник дал картине такое название?

-Как вы думаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести это художественное произведение?

-Верно. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и объединенных в группу.

Показ портрета художника

-Федор Петрович Толстой (1783-1873) был талантливым русским художником, скульптором, автором медалей в память Отечественной войны 1812 года.

Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» – одна из самых известных работ художника.

- Что вам больше всего понравилось в картине?

- Каким получился букет? Как мы можем его описать?

-К какой части речи относятся слова, которыми вы описываете букет?

-Какие названия цветов из букета вы знаете?

-Какие прилагательные помогут описать каждый цветок выразительнее?

-Молодцы. Какие еще предметы на картине привлекают вас?

-Как художник изобразил бабочку?

-Да. Что привлекло бабочку, как вы думаете?

-Опишите птичку.

-Нарядная птица, как щегол. Смотрит на нас внимательно.

-Что вы чувствовали, когда рассматривали эти предметы?

-Ребята, теперь рассмотрите репродукцию картины, в «картинной галерее» вашего учебника.

-Какие детали картины вы можете описать еще?

-Вы очень внимательны. Действительно, в работах Федора Петровича много незаметных с первого взгляда деталей. Все живые и неживые предметы на картине отображают невидимые связи в природе.

 

Записывают число и вид работы.

К предложенным именам прилагательным подбирают подходящие по смыслу существительные, записывают в тетрадь.

Выполняют задание.

-Какая? Какой? Какие? Какое?

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета, а во множественном числе – признак нескольких предметов.

Выполняют задание в карточках.

Проверяют. Читают составленные предложения.

-Второстепенным членом предложения.

Слушают стихотворение.

-С людьми и маленькими теплыми кострами.

 

Высказывают свои предположения.

-Данное художественное произведение – натюрморт.

Внимательно слушают учителя, извлекают полезную информацию.

Делятся своими впечатлениями.

-Букет яркий, летний, радостный, полевой, красивый.

-Имя прилагательное.

-Бархатцы, космея, душистый горошек, левкой, мак.

-Мак – красный с белой каймой. Бархатцы – ярко-оранжевые. Космея – яркая, розовая, блестящая, свежая. Душистый горошек – светло-розовый, нежный.

-Бабочка и птичка.

Бабочка широко раскрыла крылышки. Она желтого цвета с синими и зелеными крапинками. Она похожа на бабочку Махаон.

-Бабочку привлекли яркость букета и запах цветов.

- Маленькая, экзотическая, с ярким оперением. Черные крылья с оранжевыми пятнами. Белая головка с красным пятнышком у клюва.

Рассказывают о своих чувствах и впечатлениях.

Рассматривают репродукцию картины в учебнике.

-Цветы стоят в стеклянной вазе. На стеблях цветов насекомые. По листьям на столе ползет красная гусеница.

Внимательно слушают учителя.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

П: анализ

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

П: анализ

П: анализ

П: построение речевого высказывания

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Наглядный: работа с иллюстрацией

15 мин.

-Мы внимательно рассмотрели картину, подробно описали предметы на ней. А теперь попробуйте записать 3-5 предложения по данной картине.

-Ребята, послушайте, что получилось у меня.

Например: В небольшой стеклянной вазе стоит букет из различных цветов: красного мака, оранжевых бархатцев и синего левкоя. На вазу присела красивая жёлтая бабочка. На столе сидит птичка с ярким оперением, которая вцепилась своими тоненькими лапками в серый карандаш. На упавших листочках от цветов можно увидеть ярко - рыжую гусеницу.

-Давайте прочитаем, что получилось у вас.

-Какой текст у вас получился?

 

Записывают предложения по картине.

Читают примеры своих предложений.

Текст – описание.

П: анализ

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ

П: анализ

VI. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

2-3 мин

-Ребята, урок подошел к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Сегодня я вспомнил…

Было интересно…

Было трудно…

У меня не получилось…

У меня получилось…

Спасибо за урок!

-Повторяли пройденный материал, описывали картину и составляли текст-описание.

Оценивают работу на уроке.

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (УМК "Школа России, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты:Предметные: знать: отличите...

Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...

Конспект урока по русскому языку Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст...

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...

Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...

Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс Тема «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Цель урока: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Дидактические:1. Уметь отличать текст-описание от других типов те...