Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка
Тема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст-описание по картине с использванием имён прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы.
Личностные:
Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.
Тип урока: урок - рефлексия.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -М.: Просвещение\ Учебник, 2014.-Ч.2.; презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._sostavlenie_teksta-opisaniya.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 22.04.20 ФИО учителя: Клочкова Н.Н.
Школа: МКОУ «Рымникская СОШ» ФИ студента: Лемешева Алёна
Класс: 2 ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 15
Конспект урока русского языка
Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы.
Знать отличительные признаки текста-описания и роль прилагательных в тексте данного типа.
Личностные:
Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.
Тип урока: урок – рефлексия.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение\ Учебник, 2014.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин. | -Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать. | Здороваются с учителем. Проверяют готовность к уроку. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотиваци Словесный: слово учителя, учебный диалог Наглядный: демонстрация карточек Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация слайдов Словесный: учебный диалог | 4-5 мин. | -Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду поочередно показывать вам карточки со словарными словами с пропущенными гласными. Ваша задача – поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой. Готовы? Словарные слова
-Молодцы! Скажите, почему в этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных? -Как же мы тогда проверим их правописание? -Совершенно верно! -Ребята, давайте немного потренируемся перед началом урока. Кто больше подберет имен прилагательных к существительному, представленному на слайде? Цветок -Хорошо. Как доказать, что подобранные вами слова – прилагательные? Что такое имя прилагательное? -Верно. Что обозначает имя прилагательное? -Отлично! Ребята, подобрав имена прилагательные к существительному «цветок», что мы сделали? -Верно. Ребята, а вы помните, как называется текст, где описывается предмет или явление? -Верно (повторяют определение текста – описания). -Какие вопросы можно задать к тексту – описанию? -Какова роль прилагательных в тексте – описании? -Молодцы! -Ребята, что мы только что с вами делали? |
-Да. Поднимают карточки с соответствующими гласными. -В этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных потому, что их нельзя проверить ударением. -Воспользуемся словарём. Подбирают имена прилагательные к существительному. -Имя прилагательное – часть речи. Оно всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему. - Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека. -Описали предмет (цветок). -Текст – описание. Повторяют определение текста – описания. -Какая? Какой? Какие? Какое? -Прилагательные позволяют описать явление или предмет, помогают сделать нашу речь более образной и яркой. -Повторяли изученный материал об имени прилагательном, их роли в речи и тексте – описании. | П: анализ П: построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли К: умение полно и точно выражать мысли П: построение речевого высказывания |
III. Постановка учебной задачи Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации Словесный: учебный диалог | 5 мин. | -Посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде представлена картина Ф.П. Толстого). -Это репродукция картины Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите внимательно картину. -Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся?
-Верно! Тема нашего сегодняшнего урока представлена на слайде и звучит она так: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | -Картину с изображением птички, цветов и бабочки. Рассматривают картину. -На уроке мы будем описывать картину Ф.П. Толстого и научимся составлять текст – описание. Предполагают тему урока. | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация слайдов Словесный: Слово учителя Учебный диалог Наглядный: демонстрация слайдов и работа с иллюстрацией Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация слайдов, работа с иллюстрацией Словесный: слово учителя Наглядный: работа с иллюстрацией | 10 мин. | -Ребята, но для начала нам нужно потренироваться и выполнить ещё несколько упражнений. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа». -К данным на доске именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь. Русский язык, любимая …, грецкий …, зимние …, душистая …, сочные …, большая …, косолапые … . -Обозначьте стрелочкой, от какого слова надо ставить вопрос к имени прилагательному. -Кто еще раз скажет, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? -Как определить имена прилагательные единственного и множественного числа? -Верно, молодцы! Итак, выполним последнее задание по обобщению знаний об имени прилагательном. Ваша задача - составить из данных вам слов три предложения (дети получают карточки со словами). СВЕТИТ СНЕГ ЯРКОЕ ТАЕТ СОСУЛЬКИ ПЛАЧУТ МАРТОВСКИЙ ДЛИННЫЕ СОЛНЫШКО -Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, что написал ваш товарищ. -Каким членом предложения будут являться прилагательные в записанных вами предложениях? -Молодцы! Вы все знаете о прилагательном. -Ребята, теперь приступим к основной части нашего урока. Послушайте стихотворение: Мы из цветов составляем букеты И подбираем цветок за цветком. Словно душистое свежее лето Вместе с букетом приходит в наш дом. Цветы, как люди на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры. - С чем автор сравнивает цветы? -Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». -Подумайте, почему художник дал картине такое название? -Как вы думаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести это художественное произведение? -Верно. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и объединенных в группу. Показ портрета художника -Федор Петрович Толстой (1783-1873) был талантливым русским художником, скульптором, автором медалей в память Отечественной войны 1812 года. Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» – одна из самых известных работ художника. - Что вам больше всего понравилось в картине? - Каким получился букет? Как мы можем его описать? -К какой части речи относятся слова, которыми вы описываете букет? -Какие названия цветов из букета вы знаете? -Какие прилагательные помогут описать каждый цветок выразительнее? -Молодцы. Какие еще предметы на картине привлекают вас? -Как художник изобразил бабочку? -Да. Что привлекло бабочку, как вы думаете? -Опишите птичку. -Нарядная птица, как щегол. Смотрит на нас внимательно. -Что вы чувствовали, когда рассматривали эти предметы? -Ребята, теперь рассмотрите репродукцию картины, в «картинной галерее» вашего учебника. -Какие детали картины вы можете описать еще? -Вы очень внимательны. Действительно, в работах Федора Петровича много незаметных с первого взгляда деталей. Все живые и неживые предметы на картине отображают невидимые связи в природе. |
Записывают число и вид работы. К предложенным именам прилагательным подбирают подходящие по смыслу существительные, записывают в тетрадь. Выполняют задание. -Какая? Какой? Какие? Какое? Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета, а во множественном числе – признак нескольких предметов. Выполняют задание в карточках. Проверяют. Читают составленные предложения. -Второстепенным членом предложения. Слушают стихотворение. -С людьми и маленькими теплыми кострами.
Высказывают свои предположения. -Данное художественное произведение – натюрморт. Внимательно слушают учителя, извлекают полезную информацию. Делятся своими впечатлениями. -Букет яркий, летний, радостный, полевой, красивый. -Имя прилагательное. -Бархатцы, космея, душистый горошек, левкой, мак. -Мак – красный с белой каймой. Бархатцы – ярко-оранжевые. Космея – яркая, розовая, блестящая, свежая. Душистый горошек – светло-розовый, нежный. -Бабочка и птичка. Бабочка широко раскрыла крылышки. Она желтого цвета с синими и зелеными крапинками. Она похожа на бабочку Махаон. -Бабочку привлекли яркость букета и запах цветов. - Маленькая, экзотическая, с ярким оперением. Черные крылья с оранжевыми пятнами. Белая головка с красным пятнышком у клюва. Рассказывают о своих чувствах и впечатлениях. Рассматривают репродукцию картины в учебнике. -Цветы стоят в стеклянной вазе. На стеблях цветов насекомые. По листьям на столе ползет красная гусеница. Внимательно слушают учителя. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли П: построение речевого высказывания П: анализ объектов с выделением существенных признаков П: построение речевого высказывания П: анализ П: анализ объектов с выделением существенных признаков П: построение речевого высказывания П: анализ П: анализ П: построение речевого высказывания |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Наглядный: работа с иллюстрацией | 15 мин. | -Мы внимательно рассмотрели картину, подробно описали предметы на ней. А теперь попробуйте записать 3-5 предложения по данной картине. -Ребята, послушайте, что получилось у меня. Например: В небольшой стеклянной вазе стоит букет из различных цветов: красного мака, оранжевых бархатцев и синего левкоя. На вазу присела красивая жёлтая бабочка. На столе сидит птичка с ярким оперением, которая вцепилась своими тоненькими лапками в серый карандаш. На упавших листочках от цветов можно увидеть ярко - рыжую гусеницу. -Давайте прочитаем, что получилось у вас. -Какой текст у вас получился? |
Записывают предложения по картине. Читают примеры своих предложений. Текст – описание. | П: анализ П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: анализ П: анализ |
VI. Рефлексия деятельности Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений | 2-3 мин | -Ребята, урок подошел к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке? -Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Продолжите фразы: Сегодня я вспомнил… Было интересно… Было трудно… У меня не получилось… У меня получилось… Спасибо за урок! | -Повторяли пройденный материал, описывали картину и составляли текст-описание. Оценивают работу на уроке. | П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Л: самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (УМК "Школа России, 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты:Предметные: знать: отличите...
Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...
Конспект урока по русскому языку Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст...
Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...
Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...
Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...
Технологическая карта урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс Тема «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Цель урока: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Дидактические:1. Уметь отличать текст-описание от других типов те...