Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Липухина Татьяна Андреевна

В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебным действиям (УУД). В данной работе можно ознакомиться с неиболее часто встречающимися видами кластера в начальной школе. Также присутсвует описание, как работать с тем или иным видом кластера и на каких этапах урока эффективно/неэффективно применять его в деятельностной системе обучения с привязкой к познавательным универсальным учебным действиям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.4. Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.

        В начальной школе на уроках русского языка при изучении частей речи применяются все виды кластеров: классический кластер, бумажный кластер, групповой, обратный, «Планета и её спутники» и блок–схема. Мы выяснили, что работа с кластерами начинается во втором классе. Эффективен этот  приём и для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи. В данной части работы будет рассмотрено, как с помощью использования данного приёма могут формироваться познавательные УУД при изучении частей речи в начальной школе, на каких этапах урока наиболее эффективен тот или иной вид кластера.

        Наиболее эффективен на уроках русского языка классический кластер. Классический кластер – это кластер, который помогает систематизировать материла в виде схемы (рисунка), с выделением смысловых единиц текста. Оформлять такой кластер можно на доске, на листе А4. Он может использоваться при изучении всех частей речи.

Примером такой работы может быть применение этого кластера при изучении темы «Наречие» в четвёртом классе.  Работа строится следующим образом: в центре тетради или листа А4 записывается тема – «Наречие», и обучающимся предлагается подумать и записать вокруг данного слова всё, что приходит на ум в связи с этой темой. Дать определение  наречия, какая это часть речи (самостоятельная или служебная), на какие вопросы отвечает, изменяемая или неизменяемая, роль наречий в предложении. Можно предложить обучающимся обменяться своими идеями в парах, затем поделиться ими со всем классом. (См. Приложение 5)

Приложение 5

Классический кластер

Классический кластер можно использовать в деятельностной системе обучения на уроке «открытия» нового знания. Данный кластер в деятельностной системе обучения можно использовать на всех типах уроков на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, учащимся может быть дано задание на 5 минут, где необходимо составить кластер по теме «Наречие», после чего они должны проверить выполненную работу с помощью слайда или эталона учителя. При выполнении данной работы у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Наиболее эффективно классический кластер использовать на этапах актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и включения в систему знаний и повторение.

На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии возможно применение кластера на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Обучающимся может быть дано задание, где нужно указать всё известное по теме «Наречие». На этом этапе можно актуализировать знания по теме «Наречие». При выполнении такого кластера у обучающихся могут сформироваться такие познавательные УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи необходимо применение кластера на уроке «открытия» нового знания. Обучающимся будет дано задание, выполнить кластер, записать в него всё, что узнали на уроке про наречие с дальнейшим проведением опроса. На данном этапе приём «кластер» позволит закрепить полученные знания с проверкой через беседу. При выполнении такого вида кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательные УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

На этапе включения в систему знаний и повторения можно применить кластер на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Учащимся будет дано задание по составлению кластера по теме «Наречие», после выполнения необходимо складывать работы в коробку, которая будет специально подготовлена. Приём «кластер» на этом этапе позволит обобщить полученные знания на уроке по теме «Наречие». При выполнении такого вида кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательные УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. 

        Классический кластер наиболее эффективно использование, начиная  со второго класса, так как он является наиболее простым из представленных видов кластеров.

        

Бумажный кластер также используется на уроках русского языка. Бумажный кластер – это кластер, которому свойственно оформление только на листе А4 или тетрадном листе с карточками. Данный кластер может применяться на уроках русского языка при изучении частей речи.

        Примером такой работы может быть использование этого кластера при изучении темы «Союз» в третьем классе. Работа может строиться следующим образом:                                               посередине чистого листа фиксируется ключевое слово – «Союз», которое является «сердцем» темы; обучающиеся получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему (самостоятельная часть речи/ служебная часть речи/ не изменяется/ изменяется/ отвечает на вопросы/ не отвечает на вопросы/ соединяет однородные члены предложения/ является членом предложения/ не является членом предложения). Учащиеся читают и располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определённом порядке вокруг ключевого слова. Кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. (См. Приложение 6)

Приложение 6

Бумажный кластер

Бумажный кластер можно использовать в деятельностной системе обучения на уроке «открытия» нового знания. Представленный кластер можно применять в деятельностной системе обучения на всех типах уроков на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, учащимся будет дано задание, где необходимо составить кластер на тему «Союз» с помощью карточек по изученной теме, после чего они должны проверить выполненную работу с помощью слайда или эталона учителя. При выполнении данной работы у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Наиболее эффективное применение бумажного кластера возможно на этапах актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и включения в систему знаний и повторения.

На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии можно применить кластер на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Обучающимся будут даны карточки со словами, предложениями или текстом для прочтения и составления кластера на тему «Союз» с последующей проверкой. Данный приём позволяет обобщить полученные ранее знания по союзам. При выполнении бумажного кластера у обучающихся будут формироваться такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи возможно применение бумажного кластера на уроке «открытия» нового знания. На данном этапе обучающимся будет дано задание выполнить данный вид кластера по союзам с использованием карточек, приготовленных учителем. После выполнения учащимися задания будет проведена беседа. Кластер на данном этапе поможет закрепить полученные знания на уроке по союзам. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

На этапе включения в систему знаний и повторения возможно применение кластера на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Учащимся будет дано задание по составлению кластера про союзы с помощью карточек с дальнейшей проверкой и  обсуждением. На данном этапе кластер поможет зафиксировать полученное знание и рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для обучающихся. Пусть обучающиеся класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для других обучающихся. На уроке при изучении темы, можно обменяться в парах или в произвольном порядке. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими обучающимися.

        Бумажный кластер наиболее эффективно используется, начиная со второго класса, так как он является достаточно простым. Однако, домашняя работа по изготовлению бумажного кластер может начинаться с третьего класса начальной школы.

        

Создание группового кластера –  познавательная и интересная работа на уроках русского языка. Такая работа может проводиться при изучении, систематизации или закреплении знаний о частях речи. Данный кластер целесообразнее будет использовать только при работе с самостоятельными частями речи, так как служебные части речи более подробно изучаются, начиная с 5 класса.

        Примером такой работы может быть применение этого кластера при изучении темы «Имя существительное» в четвёртом классе. Работа строится следующим образом: учитель делит класс на 6 групп. Первая группа составляет кластер про постоянный признак имён существительных –одушевлённые и неодушевлённые, указывая  вопрос. Вторая группа в своём кластере должна рассказать про постоянный признак   имён существительных –  склонение, с указанием рода и окончания. Третья группа в своём кластере должна рассказать про постоянный признак   имён существительных – род. Четвёртая группа должна написать про непостоянный признак   имён существительных  – число. Пятая группа расскажет в своём кластере про непостоянный признак   имён существительных  – падеж, с указанием вопросов.  Шестая группа должна в кластере указать про постоянный признак имён существительны –собственные и нарицательные. Обучающиеся составляют рассказ об имени существительном, смотря на свой кластер, в зависимости от группы. Готовые  кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. После чего каждая группа выходит к доске и  повествует о содержании своей части кластера (или о содержании другой части кластера – на усмотрение учителя), остальные помогают и дополняют. (См. Приложение 7)

Приложение 7

Групповой кластер

Групповой кластер можно использовать в деятельностной системе обучения на уроке «открытия» нового знания. Представленный кластер можно применять в деятельностной системе обучения на всех типах уроков на этапе включения в систему знаний и повторения.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, необходимо применение группового кластера на уроке «открытия» нового знания. На этом этапе учащимся будет дано задание, где необходимо будет составить групповой кластер по определённому фрагменту на тему «Имя существительное» и выступить с рассказом по составленному кластеру. На этом этапе кластер используется для закрепления полученных знаний. При выполнении данной работы у обучающихся могут сформироваться такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Наиболее эффективно применять его на этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии и включения в систему знаний и повторения на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля.

На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии обучающиеся делятся на группы, где каждая группа изображает определённый фрагмент по имени существительному и выступает с рассказом по своему кластеру. На данном этапе урока кластер поможет обучающимся вспомнить всё, что они знают об имени существительном. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, построение сообщений в устной и письменной форме, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. 

На этапе включения в систему знаний и повторения обучающимся будет дано задание по составлению кластера в группах по определённому фрагменту об имени существительном и выступление с рассказом по составленному кластеру каждой группы. На данном этапе данный приём позволяет обобщить и систематизировать полученные знания. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

        Групповой кластер наиболее эффективно использовать в конце третьего класса, так как обучающиеся проходят данные темы на протяжении второго и третьего класса. Так же данный кластер можно использовать в четвёртом классе, в начале года для того, чтобы обучающиеся вспомнили всё, что знают об имени существительном, а также при вводе новых сведений.

        

Обратный кластер – это кластер, который включает в себя только записанные категории и оставляется место или ставится знак вопроса для определения, в нашем случае, для части речи. Данный вид кластера можно и нужно использовать при изучении частей речи. Он помогает вспомнить и обобщить уже полученные знания по той или иной части речи. Такой кластер не часто встречается на уроках русского языка. Он может использоваться при изучении всех частей речи.

        Примером такой работы может быть применение этого кластера при изучении темы «Местоимение» в третьем классе. Работа строится следующим образом: на листе А4 или в тетради записываются категории или основные компоненты про местоимение. Необходимо указать в кластере:  лексическое значение местоимений, на что указывает, морфологические признаки: лицо, число и  роль в предложении. После чего в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. (См. Приложение 8)

Приложение 8

Обратный кластер

Обратный кластер можно использовать в деятельностной системе обучения на уроке «открытия» нового знания. Данный кластер можно применять в деятельностной системе обучения на всех типах уроков на этапах первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и включение в систему знаний и повторения.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи следует использовать данный кластер на уроке «открытия» нового знания. Обучающимся будут разданы обратные кластеры по местоимению, составленные их одноклассниками для закрепления темы урока.  При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону желательно использовать данный вид кластера на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Обучающимся будет дано задание, где нужно составить обратный кластер по местоимениям с проверкой по эталону или же составить кластер и поменяться с одноклассниками для заполнения «сердца» кластера. На данном этапе урока кластер поможет выделить основную мысль. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

На этапе включения в систему знаний и повторения нужно применять обратный кластер на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Обучающимся будет дано задание с обратным кластером, где необходимо прочитать обратный кластер о местоимениях и написать «сердце» темы. На этом этапе кластер выступает в роли подведения итогов. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Наиболее эффективно его применять на этапах мотивации (самоопределении) к учебной деятельности, актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии, выявлении места и причины затруднения на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности обучающимся может быть представлен обратный кластер по местоимениям, чтобы замотивировать для дальнейшей работы на уроке. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии обучающимся будет дан кластер про местоимения для того, чтобы вспомнить данную часть речи. На данном этапе приём может быть применён для активизации и определения темы занятия. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательные УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

На этапе выявления места и причины затруднения учащимся может быть представлен обратный кластер о местоимениях. На данном этапе кластер поможет учащимся определить тему урока. При выполнении этого кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

        Обратный кластер наиболее эффективно использовать в третьем и четвёртом классах, так как во втором обучающиеся начинают знакомиться с частями речи, а в третьем и четвёртом  они обобщают полученные знания из второго и третьего классов, дополняя новыми знаниями.

        

Кластер «Планета и её спутники» можно не часто встретить на уроках русского языка в начальной школе. Кластер «Планета и её спутники» - это наиболее сложный кластер, который включает в себя установление логических связей. Данный кластер целесообразнее будет использовать только с самостоятельными частями речи.

        Примером такой работы может быть применение этого кластера при изучении темы «Имя прилагательное». Работа строится следующим образом: посередине листа А4, тетради или классной доски фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы – «Имя прилагательное». Вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы. Можно указать, лексическое значение  имени прилагательного (какая это часть речи (самостоятельная или служебная), что обозначает, на какие вопросы отвечает), указать морфологические признаки: число, лицо, род (у единственного числа), имеет ли неопределённую форму и  роль в предложении. По мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. То есть если часть речи имеет неопределённую форму, то от данного спутника можно отвести вектор, создать ещё спутник, в котором будет указана форма в числе, роде и падеже, например. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. (См. Приложение 9)

        

Приложение 9

Планета и её спутники

Кластер «Планета и её спутники» можно использовать в деятельностной системе обучения на уроке «открытия» нового знания. Представленный кластер можно применять в деятельностной системе обучения на всех типах уроков на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, учащимся будет дано задание, где необходимо составить кластер на тему «Имя прилагательное» по изученной теме, после чего они должны проверить выполненную работу с помощью слайда или эталона учителя. При выполнении данной работы у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Наиболее результативно кластер «Планета и её спутники» применяется на этапах первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и включения в систему знаний и повторения на таких типах урока как урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи обучающимся будет дано задание по составлению кластера по имени прилагательному для закрепления полученных знаний на уроке. При выполнении такого вида кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательные УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

        На этапе включения в систему знаний и повторений данный кластер можно использовать на таких типах урока как урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. На этапе включения в систему знаний и повторений обучающимся будет дано задание по составлению кластера по имени прилагательному для закрепления темы. При выполнении такого вида кластера у обучающихся могут быть сформированы такие познавательные УУД как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

        Кластер «Планета и её спутники» наиболее эффективно использовать в третьем и четвёртом классах, так как он требует большей подготовленности, знаний, которые как раз–таки могут изучить в третьем и четвёртом классах. Данный кластер целесообразнее будет использовать только с самостоятельными частями речи, нежели со служебными, так как служебные части речи более подробно изучаются, начиная с 5 класса.

Кластер блок–схема так же не часто встречается работа на уроках русского языка в начальной школе. Кластер блок–схема – это кластер, в котором изображены шаги, этапы или действия, соединённые между собой стрелками. Такой кластер можно использовать на уроках русского языка при изучении частей речи. Данный кластер целесообразнее будет использовать только с самостоятельными частями речи.

Примером такой работы может быть применение этого кластера при изучении темы «Глагол», где обучающимся необходимо составить кластер «Блок–схема», в котором указать, как выполнять разбор глагола как части речи. Работа строится таким образом: например,  обучающимся раздаются карточки со словами для морфологического разбора. Ученик записывает данное слово, например, «поехал» и обводит его в фигуру, от которой рисует стрелку. Далее ему необходимо вспомнить, к какой части речи относится данное слово и записать  в другую фигуру, под первой. После чего, нужно задать вопрос к данному слову: что сделал? (поехал). Отводит стрелку от фигуры с частью речи и записывает этот вопрос в следующую фигуру. На следующем этапе необходимо указать неопределённую форму глагола. В нашем случае, глагол неопределённой формы будет с вопросом что сделать? (поехать). От фигуры с вопросом, необходимо отвести стрелку и  написать – «Н.ф. – поехать». Далее следует определить постоянный признак глагола: время. Так как глагол поехал, имеет суффикс –л–, значит,  это глагол прошедшего времени. Эта информация записывается в следующую фигуру. После чего, необходимо определить постоянный признак глагола: число. В приведённом примере, у глагола «поехал», будет единственное число, так как обозначает действие одного лица. Данная информация записывается в следующую фигуру. В завершающей фигуре нужно указать, каким членом предложения является слово «поехал». Так как слово отвечает на вопрос «что сделал?», его функция в предложении – сказуемое. (См. Приложение 10)

Приложение 10

Блок-схема

Кластер блок–схему можно использовать в деятельностной системе обучения на уроке «открытия» нового знания. Данный кластер в деятельностной системе обучения можно использовать на всех типах уроков на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, учащимся будет дано задание, где необходимо разобрать глагол как часть речи в виде блок–схемы, после чего они должны проверить выполненную работу с помощью слайда или эталона учителя. При выполнении данной работы у обучающихся могут быть сформированы такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; осуществление синтеза как составления целого из частей и установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Кластер блок–схему продуктивно использовать на этапах актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и  включении в систему знаний и повторении.

На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии данный кластер можно использовать на таких типах урока как урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) и урок развивающего контроля. Здесь обучающимся необходимо составить кластер с последовательностью записи разбора, например, глагола как части речи. Данный кластер помогает на данном этапе обновить знания по данной теме. При выполнении этого кластера у обучающихся могут сформироваться такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, построение сообщений в устной и письменной форме, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи обучающимся будет дано задание, записать в блок–схему последовательность разбора глагола как части речи и прочитать его.         Или же записать в блок–схему пример разбора глагола как части речи. На этом этапе данный кластер помогает закрепить последовательно разбора глагола как части речи. При выполнении этого кластера у обучающихся могут сформироваться такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, построение сообщений в устной и письменной форме, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

На этапе включения в систему знаний и повторения обучающимся будет дано задание по составлению кластера в виде блок–схемы для закрепления последовательности разбора глагола как части речи. На данном этапе кластер помогает закрепить последовательность действий при разборе глагола как части речи. При выполнении этого кластера у обучающихся могут сформироваться такие познавательный УУД как осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, осуществление синтеза как составления целого из частей, построение сообщений в устной и письменной форме, установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведении общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

        Для такого вида разбора можно сразу подготовить образцы, чтобы детям на уроке не тратить время на вычерчивание фигур.

        Кластер блоксхема наиболее эффективно начинать использовать со второго класса, так как в нём начинается изучение разбора слов по составу и можно использовать его как памятку.

        

Таким образом, в данной главе мы выяснили, что продуктивными   видами кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи являются классический кластер, бумажный кластер, групповой кластер, обратный, «Планета и её спутники» и блок-схема. Начиная со второго класса наиболее продуктивно применять: классический кластер, бумажный кластер, обратный кластер и блок–схему. А уже в третьем-четвёртом классах: кластер «Планета и её спутники» и групповой кластер. За один урок с использованием кластера обучающиеся могут повторить несколько пройденных тем, систематизировать имеющиеся теоретические знания. Урок с применением приёма кластера даёт обучающимся возможность проявить себя, высказать своё мнение, а также предоставляет простор для творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Использование алгоритмов на уроках руссого языка ведет к прочному усвоению знаний и развитию орфографической зоркрсти...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)

Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе .

В статье рассказывается об использовании ИКТ на уроках русского языка в начальной школе....

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное.

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное....