Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кукушкина Елена Юрьевна

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_i_soglasnye_zvuki._1_kl.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.  1 класс.

Тема: Гласные и согласные звуки

 Ход урока

  1. Введение в тему урока. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

  • Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  • Каждый день – всегда, везде,  

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. –

  • Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

- Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)

- На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:

Прослушать запись шума класса во время перемены.

- Что вы слышали? (Разговаривают дети)

- Значит, разговаривают люди тоже звуками.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.

2. Работа над новой темой.

Работа в парах.

- Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.

- Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)

- В гости к  нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)

- Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)

- Волк завыл. (У-у-у-у-у.)

- Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)

-Ребенок удивился. (О-о-о-о-о)

Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.

-Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,

человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.

- Из чего состоят слова?

-Каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки.  Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?

- Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)

- Какие звуки произносились легко? (А, у, о)

- С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)

- Какие это звуки, ребята?  

-Послушайте про них стихотворение:

 

Воздух свободно идёт через рот,  

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается … (гласный)

- Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.

- Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]

В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)

Теперь на звук  [у]  (у-у-у-у-у …)

-Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э. Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.

-Их ещё называют «гласные – красные». 

-Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)

На доску вывешивается условный знак гласных звуков.

- А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.

-Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.

- Попробуйте за мной повторить звуки: [ф],  [д],   [т],   [л],  [м],  [р]

                                                                     [ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].

- Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.

На доску вывешивается условный знак согласных звуков.

- Итак, ребята, сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.

3.Продолжение работы по теме урока

- Составим схему слова ум. 

- Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.

- Сколько звуков в слове? (Два.)

- Назовите первый звук. ([у])

- Назовите второй звук. ([м])

- Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)

- Какой КРУЖОК мы будем использовать в схемах вместо гласного звука?

(красного цвета.)  

- Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)

- Кружок какого цвета используем? (синего)

  • Игра «Узнай гласный звук»

Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.

Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.

-А теперь Игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.

Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.

Работа в группах.

- Вспомните правила работы в группе.

  • Работать дружно.
  • Не ссориться - это мешает работе.
  • Распределить роли - кто что будет делать.
  • Помогать друг другу в работе.

Правила вывешиваются на доске.

Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.

у, о                              з, ж, с, р

По окончании работы старший группы подводит итог:

- как работала группа,

- что получалось и что вызвало затруднения;

- оценка работы группы.

4. Работа с азбукой.

5. Подведение итогов урока. Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, все получалось (ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛИК)

- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки (ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Гласный звук [у], буква У, у. Школа 2100.

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен всоответствии с мегодическими рекомендациями для учителя О. В. Прониной, И. И.  Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок обучения грамоте. Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г’]

Познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов...

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Презентация к уроку обучения грамоте "А.С.Пушкин Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т."

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: "Гласный звук [и]. Буква И, и" (1 класс)

Цель:формирование представления о гласном звуке [и] и букве И, и; развитие умения писать строчную букву «и», читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Пред...