Правописание предлогов и приставок
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Синицина Надежда Викторовна

Правописание предлогов и приставок. Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Синицина Надежда Викторовна,

 учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №5» г. Кольчугино

Класс: 3 класс

Предметная область: Русский язык

УМК «Школа России» (по учебнику «Русский язык»,В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Тема урока: Правописание предлогов и приставок.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию  умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

•формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых задач;

•развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

а) регулятивные:

•формирование умения определять тему и учебно-познавательные задачи урока и сохранять их до конца учебных действий;

•формирование умения выделять из темы урока известные знания, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

•формирование умения оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем.

б) познавательные:

•развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и знаний;

•развитие умения искать, выделять и моделировать информацию;

•развитие операций мышления: сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение.

в) коммуникативные:

•развитие умения вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в статичных парах;

•развитие умения формулировать собственное высказывание;

•развитие умения допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

а) формирование умения различать приставки и предлоги;

б)  формирование умения писать слова с приставками и предлогами;

в)  развитие орфографической зоркости.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык 3 класс» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, листы самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивирование к учебной деятельности.

Создание положительного самоопределения к деятельности на уроке.

Внутреннее побуждение к началу работы, подготовка к включению в учебную деятельность. Контролируют готовность к уроку.

Личностные: развитие положительного отношения к процессу обучения, к приобретению знаний и умений.

Регулятивные: контроль.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Организует работу в паре.

Организует самопроверку по образцу.

 

Работают в паре на карточке (Приложение 1). Выделяют приставки. Проверяют по образцу.  Отвечают на вопросы учителя. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: анализ изучаемых языковых  объектов с выделением их признаков; строят несложные рассуждения.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль при выполнении задания.

Постановка учебной задачи.

Организует ситуацию формулирования проблемы, предлагая  рассудить спор двух учащихся: один говорит, что правильно писать «по мчался по дороге» другой – «помчался подороге»,

Выслушивают спорную ситуацию. Выдвигают варианты решения. С помощью учителя формулируют проблему.

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению противоречия, формулирование грамотных, четких речевых высказываний.

Формулирование учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения

Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших

-Почему возникли затруднения?

-Чего мы еще не знаем?

Затрудняются в подборе доказательств. Предполагают, чему смогут научиться на уроке.

Регулятивные: умение вступать в дискуссию, планировать свои действия.

Познавательные: анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи.

Решение учебной задачи

Организует постановку цели и планирование работы. Предлагает  найти в учебнике информацию: как отличить на письме предлог от приставки.

Формулируют цель урока. Работают с теоретическим материалом учебника, пытаются ответить на проблемный вопрос. Составляют кластер:

1. приставка                              1.предлог

2. часть слова                              2.часть речи

3. слитно                               3.отдельно

4.для образ. новых слов     4.для связи

                                            слов в предл.        

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу; следовать плану  её реализацию;

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Личностные: умение оценивать свои ответы и ответы своих

товарищей.

Первичное закрепление (проговаривание нового знания или способа действия)

Организует работу над упр.259, контролирует  выполнение.

Выполняют упражнение письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения заданий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу в паре (упр.182  в рабочей тетради). Представляет эталон для проверки.

Самостоятельно работают в парах по алгоритму. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Самооценка. 

Регулятивные: умение работать по инструкциям, содержащимся в задании, умение проверять свою работу и корректировать её

Личностные: умение оценивать свои учебные достижения.

Коммуникативные: управление поведением  партнёра – контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Закрепление

Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность: предлагает выполнение заданий разного уровня сложности. (Приложение 2)

Выбирают  задания соответствующего уровня. Используют приобретённые знания в практической деятельности. По окончании проводят самопроверку, обсуждают результаты.

Регулятивные: умение проверять свою работу и корректировать её.

Личностные: уточнение собственных возможностей и ограничений.

Познавательные: осознают познавательную задачу и решают ее

самостоятельно.

Итог урока

Организует подведение итога урока. Возвращается к спору учеников вначале урока, предлагает обосновать, кто был прав.

Соотносят учебную задачу и результат. Вспоминают предмет спора. Делают вывод, что оба ученика ошибаются. Приводят доказательства.

Регулятивные: установление соответствия между поставленными задачами и полученными знаниями.

Познавательные: определение  уровня нового знания.

Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию деятельности на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности.

Регулятивные: оценка  своих  достижений на уроке.

Личностные: овладение способностью к самооценке успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

доброжелательное отношение к одноклассникам во время рефлексии

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

1.Упр.260.

2.Написать об осени 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.

3.Придумать 3 словосочетания с одинаковыми приставками и предлогами.

Записывают задание, выбранное в соответствии с возможностями.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Личностные: самоопределение.

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать приставку и предлог, правильно писать слова с приставками и предлогами; видеть границы своего знания и незнания; работать в паре; оценивать свои достижения по предмету.

Приложение 1.

Образуйте новые слова с приставками, соответствующие цвету слов:    ход      бежал

вы, по, об, пере, за, в, от, у, при, под, с, до.

Употребите слово тропинка с разными предлогами:

у, по, на, около, перед, от, под, с, до, в, за, над.

Приложение 2.

- Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

- Обведите предлоги. Выделите приставки.

Лодка (от)плыла (от)берега.

Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

Солнце (за)шло (за)тучу.

Всадник (с)лез (с)коня.

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

(До)лагеря мы(до)брались только ночью.

Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень

Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень

-Вставьте предлоги в предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"

Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...

Правописание предлогов и приставок

Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок" во 2 классе по РО системе Л.В.Занкова.Материалы урока направлены на развитие информационной компетентности  учащихся ,  умени...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс

Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...

Правописание предлогов и приставок.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе.УМК "Школа России", учебный комплект А.М.Зелениной....

"Правописание предлогов и приставок в именах существительных"

Цель: Развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи:ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;формирование навыков правильного н...