что такое устойчивое предложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raptpa.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

«Русский язык, 3 класс»

Тема:  Что такое устойчивые выражения 

Цели деятельности учителя

Создание условий для формирования представлений об устойчивых выражениях

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Уметь самостоятельно выделять из речи устойчивые выражения

Метапредметные

Познавательные – уметь строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий.

Коммуникативные – 1.уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. 2.уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Регулятивные – 1.уметь осуществлять контроль в процессе своей деятельности 2. уметь определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные: 1. мотивация к обучению и познанию 2. способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия

Устойчивые выражения

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, словесный метод (объяснение, беседа, работа с тетрадью).

Межпредметные связи

Окружающий мир, чтение

Образовательные ресурсы

Учебник,рабочие тетради

        

        Организационная структура урока

Этапы урока

                      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные   учебные действия

1.Организационный

момент

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я, Альфия Фаритовна. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всего хорошего.

Теперь давайте сядем .

-Приветствуют

-Самопроверка готовности к уроку.

Фронтальная

Личностные:

самооценка готовности к уроку.

2.Постановка учебной задачи

Откройте учебник на стр. 112
Прочитай текст на с. 112 учебника до слов «Это значит контролировать свои чувства и поступки»

Ответить на вопросы:
Что сделал Миша?
-Почему Мише не помог совет Анишит Йокоповны?
- Что она имела в виду?
-Как Миша должен был понять выражение, сказанное учителем?(не сдаваться,успокоиться)

- Найдите на стр 112, что ответила Анишит Йокоповна?(Ты меня неправильно понял)

- Можно ли понимать выражение «взять себя в руки» буквально?

- Знаете ли вы, что оно означает?(Сдерживать свои чувства,успокаиваться, собраться с силами)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Фронтальная

Индивидуальная

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

3.Изучение нового матери ала

С какими выражениями мы будем сегодня работать? (Устойчиые выражения)
-Давайте сформулируем цель нашего урока.

-С помощью какого словаря мы найдем значение того или иного устойчивого выражения?(Словарь устойчивых выражений)

Продолжим чтение текста со стр. 112 и до конца(Со слов: В нашем языке есть такие особые выражения...)

- Что такое устойчивое выражение?
- Прочтите на стр. 113 важное правило от летучей мыши
(Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости).

- Для чего они нужны в речи? (Чтобы украсить и разнообразить нашу речь.)

Почему эти выражения называются устойчивыми?( Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Например насмешку, любовь, горе, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее и эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы).



-Я вам приведу несколько примеров:
В один голос- вместе
Засучив рукава- усердно
Как сонная муха-медленно
Душа в пятки ушла- человек испугался

- Откройте словарь и найдите значение выражения «Как воды в рот набрать»(хранить упорное молчание)

-Выполним упражнение 103(Прочитайте предложение и найди в нем устойчивое выражение. Пятёрок у него в дневнике – кот наплакал. Как ты понимаешь смысл выражения «кот напакал» (его-то очень мало или нет совсем): пятёрок много или мало? мало

- Выполним упражнение 105 ( Найди в словаре выражение, противоположное по значению выражению «кот наплакал».
Запиши эти устойчивые выражения-антонимы( очень много).
-Выполним упражнение в рабочей тетради , стр. 72 №78. У доски по желанию (Открой Словарь устойчивых выражений. Найди и выпиши из него устойчивое выраения со следующими значениями:
1.Уметь контролировать свои чувства-
2.Очень удивляться-
3.Слегка утолить голод-
4.Молчать, ничего не говорить-
5.Оказаться в глупом положении-
6.Плохо что-либо делать-

Физминутка
- Ребята, встаньте, вытяните перед собой указательный палец. Смотрите сначала на кончик пальца, затем посмотрите на меня, а потом на доску. На кончик. На меня. На доску. Посмотрите в окно, на потолок, на пол, на соседа.

-Молодцы,садитесь.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Читают правило
Отвечают на вопросы учителя

















Выполняют задания  с проговариванием вслух.

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других

4.Первичное осмысление и закрепление

-Выполним упражнение в рабочей тетради №79(Найди в тексте и подчеркни слова, объясняющие значение сложного слова).
Сложное слово: (
водонос)
Слова, объясняющие значение сложного слова: (
воду носит)
Как ты думаешь =,что означает подчёркнутое устойчивое выражение? Водоноса обвиняют в том, что он: 1) делает воду, которую носит народу, мутной, грязной? 2) умышленно вносит раздор в отношения между народм и царём? Обведи нужную цифру.
Закрась в тексте синим карандашом слово, которое означает «несправедливое обвинение». (ДОНОС)
Найди слово, вделенное жирным шрифтом. (ЗАГРУСТИЛ)
Какое устойчивое выражение в тексте по смыслу является синонимом этому слову? Закрась его жёлтым карандашом. (ПОВЕСИЛ НОС)
- Выполним упражнение 104 в учебнике.

Выполняют задания.

Проверяют работу вместе с учителем

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные:проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

5. Итоги урока. Рефлексия

- Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.

-Какие фразеологизмы вы запомнили?

-Для чего нужно использовать в своей речи фразеологизмы?

-Вы большие молодцы, спасибо за урок!

-отвечают на вопрос

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки.

Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе : «Что такое предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?»

Урок русского языка с презентацией  во 2 классе на тему: «Что такое предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?» (УМК «Школа России», Канакин...

Презентация к уроку "Что такое предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?"

Презентация к уроку русского языка «Что такое предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?» (УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г.), 2 класс  создана с целью зак...

Что такое устойчивые выражения

Урок русского языка в 3-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

что такое предложение

дается понятие предложения,дети научатся различать предложения и группу слов,научатся оформлять предложение на письме...

Что такое предложение

Презентация по русскому языку 2 класс...

Внеурочная деятельность (научный клуб «Ключ и Заря», «Проектная деятельность») "Что такое устойчивые выражения"

Занятия научного клуба  «Ключ и Заря»  дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать ...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...