Интеллектуальная минутка чистописания для учащихся 1 – 2 классов
методическая разработка по русскому языку (1, 2 класс)

 Федотова Ольга Александровна

Минутка чистописания – важный и обязательный структурный этап урока русского языка в начальной школе. Особую важность она имеет в первом классе, когда каллиграфический навык только начинает формироваться. В своей работе первое, что я делаю, формирую чёткое представление о строчной и заглавной букве, закрепляю правильное их написание.

       На минутке чистописания я могу повторить и закрепить пройденный материал предыдущего урока, отработать новый материал. Работая в системе, я заметила, что ежедневное закрепление и повторение темы даёт положительный результат в формировании грамотного письма. Также минутка чистописания интеллектуально развивает обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_statya_minutka_chistopisaniya.docx313.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

«Интеллектуальная минутка чистописания для учащихся 1 – 2 классов»

Авторская разработка Федотовой Ольги Александровны

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г. Старый Оскол

   Каждый  урок русского языка  предполагает наличие минутки чистописания. Минутка чистописания – важный и обязательный структурный этап урока русского языка в начальной школе. Особую важность она имеет в первом классе, когда каллиграфический навык только начинает формироваться. В своей работе первое, что я делаю, формирую чёткое представление о строчной и заглавной букве, закрепляю правильное их написание.

       На минутке чистописания я могу повторить и закрепить пройденный материал предыдущего урока, отработать новый материал. Работая в системе, я заметила, что ежедневное закрепление и повторение темы даёт положительный результат в формировании грамотного письма. Также минутка чистописания интеллектуально развивает обучающихся.

     Ученики любят маленькие задания, в которых они могут достичь успехов, повторяя из урока в урок и отрабатывая навыки грамотного письма. На одном уроке можно выполнить выборочно одно – три задания из приведённых ниже.

     Приведу примеры минуток чистописания, которые я использую в работе.

     

1. Минутка чистописания №1

Варианты заданий:

а). Записать первую заглавную букву алфавита

б). Записать первую строчную букву алфавита

в). Записать букву, которая произносится голосом

г). Записать гласную, которая образует слог

Образец:    

http://itd3.mycdn.me/image?id=852259147507&t=20&plc=WEB&tkn=*A22mgCb_Fj644sV8h1bHzW1jRQAhttp://itd3.mycdn.me/image?id=852259147507&t=20&plc=WEB&tkn=*A22mgCb_Fj644sV8h1bHzW1jRQA         

Дети должны уловить и запомнить, как пишутся письменные буквы, ведь они имеют разницу с печатной буквой.

2. Минутка чистописания  №2

      Когда ученики знают уже несколько букв, мы делим их на две строчки. В верхней строчке пишем маленькие строчные буквы, а на нижней строчке пишем заглавные буквы.

Образец:    а  о  у  ы и е  н  л  к  м  а  о  у ы  и  е н  л  к  м  

                    А О У Ы И Е Н Л К М А О У Ы И Е Н Л К М  

 Варианты заданий:

а). Подчеркнуть гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука

б). Подчеркнуть гласные буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука

в). Найти и подчеркнуть букву, которая не бывает заглавной.

г). Подчеркни гласные первого ряда

д). Подчеркни гласные второго ряда

е). Подчеркни йотированные гласные

ж). Найти и подчеркнуть йотированную букву, которая обозначает два звука

з). Найти и подчеркнуть согласную шипящую букву

и). Найти и подчеркнуть букву, которая  не имеет пару по глухости и звонкости

к). Найти и подчеркнуть букву, которая  не имеет пару по твёрдости и мягкости

3. Минутка чистописания  №3

Образец: ли, ре, па, са, лу, до, ля, ро, га, но, жи, мо, ко, ло

Варианты заданий:

а). Составь и запиши открытые слоги с гласными первого ряда

Ответ: па, лу, до, га, ро, но, ко, ло, пы, му, мо

б).  Составь и запиши закрытые слоги с гласными второго ряда.

Ответ: ел, ям, юр, ис, ёж, ин, ёк, иш, яд, ик

в). Из записанных слогов составь слова.

Ответ: дорога, луна, ёжик, молоко,  рога

г). Поставь в словах ударение.

д). Составь звуковую схему к словам.

е). Из слов составь предложения.

Ответ: Ёжик пьёт молоко. У коровы рога. Луна освещает дорогу.

д). Составь схему к этим предложениям.

Ответ: ∟ ___  ___ .   ∟ ___  ___ . ∟ ___  ___ .

4. Минутка чистописания  №4

Варианты заданий:

а). Продолжить строчку.

Ответ: Б, П, В,Ф, Г, К …

б). Записать три слова, которые начинаются с гласных букв.

Ответ: яблоко, облако, арбуз

в). Разделить слова на слоги

Ответ: Яб-ло-ко, об-ла-ко, ар-буз

г). Разделить слова для переноса:  Заяц, майка, пальто, хоккей, язык

Ответ: За-яц, май-ка, паль-то, хок-кей, язык

5. Минутка чистописания №5

Варианты заданий на уроках:

а). Записать парные согласные по глухости и звонкости.

Ответ: б – п, в – ф, г – к, з – с, ж – ш, д – т

б). На нижней строчке записать непарные звонкие согласные звуки

Ответ:   л, р, н, м

в). Записать непарные глухие согласные

 Ответ: х, ц, ч, щ

г). Записать всегда твёрдые согласные

Ответ:  ж, ш, ц

д). Записать всегда мягкие согласные

Ответ: й, ч, щ

е). Записать буквы, которые звуков не образуют

Ответ: ъ, ь

6. Минутка чистописания №6

Запиши буквы в алфавитном порядке заглавную и строчную вместе.

https://2.bp.blogspot.com/-7Iv4wBGlzfQ/WJS79s0w1fI/AAAAAAAABCE/Yat_1BGnMUQ3VrPqWhSNUmOZzm6lBKb1QCLcB/s1600/bukvi..jpg

Варианты заданий на уроках:

а). Дать характеристику гласному звуку

Ответ: А – гласный, ударный или безударный

б). Дать характеристику согласному звуку

Ответ: Р – согласный непарный звонкий, парный мягкий или твёрдый

в). Назвать йотированные гласные

Ответ: Я[й′ а], Ё[й′ о], Ю[й′ у], Е [й′ э]

г). В каких случаях йотированный гласный звук образует два звука

Ответ: когда йотированный стоит в начале слова,

стоит после гласной,

стоит после разделительного Ь или Ъ знака

д). Записать слова в алфавитном порядке: хорошо, сапоги, болото, герой, девочка, сорока

Ответ: болото, герой, девочка, сапоги, сорока, хорошо

е). Построить из слов предложение.

Ответ: Девочка в сапогах идёт по болоту.

 д) Записать три словарных слова на букву, которые начинаются на букву  А.

Ответ: аптека, автобус, аллея

   

 Минутка чистописания – это обязательная часть урока. При её проведении обучающиеся практикуют не только графический навык, но и развивают логическое мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки чистописания в 4 классе

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб...

Минутка чистописания для 3 класса.

Минутка чистописания для 3 класса...

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА МИНУТКАХ ЧИСТОПИСАНИЯ В 1 КЛАССЕ

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению ...

Мастер-класс "Минутка чистописания в начальных классах"

Мастер-класс "Минутка чистописания в начальных классах"...

Минутки чистописания в 1 классе

Материал разработан в соответствии с ФГОС и программным материалом 1 класса...

Минутки чистописания, 2-3 класс.

Минутки чистописания, 2-3 класс....

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка через минутки чистописания

В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей наряду с навыками чтения, счёта, основательных навыков письма. Такого качества нельзя будет достигнуть...