Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
учебно-методический материал по русскому языку

Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 15», г. Магнитогорска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.03.2019_vmo_rol_didaktich_igry.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы  в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Выступление на  объединенном заседании

школьных методических объединений

учителей начальной школы и учителей

русского языка и литературы

МОУ «С(К)ОШ № 15», г. Магнитогорска

25.03.2019

Коррекция – это преодоление или ослабление недостатков аномальных детей. Она направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Коррекционная направленность организуется с учётом отклонений и индивидуальных особенностей ребёнка. Чем раньше начата такая работа, тем успешнее преодолевается дефект.

Применение дидактических игр является одним из более эффективных методов обучения русскому языку. Значение дидактических игр на уроках русского языка, весьма значительно. В первую очередь уроки русского языка важны для развития речи ребенка, и особое внимание уделяется грамматики речи. Поэтому на уроках изучения русского языка, необходимо сопоставлять изучение определенных правил с реальными, жизненными задачами, которые в свою очередь способствуют развитию речи учеников. Даже в старших классах, для умственно отсталых школьников, необходим конкретный, наглядный образ, который помогает достичь полного восприятия предмета изучения. Так же для эффективного изучения, необходим игровой характер обучения. Все примеры дидактических игр и упражнений, которые применяются на уроках русского, способствуют развитию всех психических процессов.

Например, такой вид дидактических игр, как упражнения с картинками, помогает стимулировать зрительные процессы, и осмыслить задание с помощью зрительного восприятия. Ведь принцип наглядности, является очень важным для умственно отсталых школьников, наглядность интересна для них и помогает запомнить материал урока [4, с. 67].

Все игровые действия на уроках, опираются на знания, приобретенные на уроках ранее, и помогают принимать рациональные решения. Применяя на уроках дидактическую игру как форму обучения, педагог должен быть уверен в целесообразности ее использования. Дидактические игры выполняют воспитательные и обучающие функции, которые оказывают воздействие на личность учеников, развивая их мышление. Так же игра имеет ориентационную функцию, которая учит ориентироваться в конкретных, учебных ситуациях, и мотивационную функцию, которая мотивирует познавательную деятельность школьников [2, с. 16].

Примеры дидактических игр на уроках русского языках в средних классах:

1. Игры – соревнования. В них входят различные викторины, конкурсы, опросы. Их целесообразно проводить на уроках закрепления материала, разделяя учащихся на группы. Такие игры мотивируют школьников к победе.

2. Игры – упражнения. Упражнения могут быть организованны в коллективных формах, так и быть индивидуализированные. Они используются для проверки знаний учащихся, и способствуют развитию памяти и мышления. Например: игра «Пятый лишний». Учитель предлагает найти из набора слов принадлежащих к одной части речи, слово, попавшее в список из другой части речи.

3. Игра – поиск. Учитель предлагает ученикам, найти в рассказе слова, в которых допущены ошибки, и потом исправить их, опираясь на ранее изученные правила. Такие игры занимают немного времени, и не требуют специального оборудования.

4. Познавательные игры – путешествия. Учитель может предложить ученикам отправиться в «путешествие» на континенты, в страны и по пути решать определенные учебные задачи. Такие игры вызывают интерес у школьников, и стимулируют их на продуктивный урок. Педагог в свою очередь, выявляет уровень знаний учеников, по окончанию «путешествия» выставляются оценки.

5. Сюжетно – ролевые игры. Ученики сами исполняют роли, а игры наполнены интересным содержанием, которое соответствует задачам, поставленным педагогом. Это могут быть игры: «Конференция», «Учитель и ученики», «Фермер». Ученики сами исполняют роли специалистов сельского хозяйства, филолога, учителя, продавца. Таки игры способствуют не только развитию познавательных процессов, они еще направлены на определение профессиональной ориентации учащихся [3, с. 106].

Выбор дидактических игр на уроках, продиктован тем обстоятельством, что именно игра необходима для усиления познавательного интереса учеников, и облегчения сложного процесса обучения русскому языку умственно отсталых школьников.

Дидактические игры применяются на различных этапах урока, и имеют различный характер, который определяет педагог.

Дидактические игры рассматриваются как важный, продуктивный метод изучения русского языка, который определяет специфику взаимодействия учеников и учителя. Упражнения выполняются в форме активного соревнования между детьми, а педагог берет на себя роль руководителя игроков.

Ученики ставят перед собой задачу показать с помощью выполнения игрового упражнения свои умения, знания и навыки. Дидактические игры позволяют вовлечь в образовательный процесс большое количество учеников, тем самым вызывая активность детей и наглядно показывая результаты игрового соревнования. Как правило, игровые задания умственно отсталые школьники выполняют с наибольшим интересом и очень активно, что позволяет учителю сделать работу более эффективной по усвоению программного материала по русскому языку.

Дидактические игры, применяются на уроках различного характера. Лучше игры использовать на уроках закрепления пройденного материала, а также на обобщающих уроках с целью повторения и работы над ошибками. Чаще всего игры используются в конце урока, когда работоспособность учеников снижается, внимание рассеивается, и нужен более эффективный метод мобилизации умственных способностей учеников. Также дидактические игры можно использовать в самом начале урока на организационном моменте, при проверке домашнего задания, орфографической минутки, как своеобразную форму словарной работы. [1, с. 78]

Основные предпосылки проведения дидактической игры в средних классах коррекционной школы:

1. Выразительное, эмоциональное проведение игры, что обеспечивает заинтересованность детей, желание участвовать в игре;

2. Необходимо сочетать занимательность и обучение. Применяя игру, учитель должен помнить, что дает ученикам сложные учебные задачи, а в игру их превращает форма их проведения – непринужденность, легкость, эмоциональность;

3. Необходимость включения учителя в игру, он является и участником и руководителем игры, и должен игру направлять в нужном направлении;

4. Наглядность в дидактической игре должна быть простой и доступной, понятной детям с нарушением интеллекта;

5. Средства игры, следует рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактической задачи;

6. Между учителем и учениками должно быть уважение, взаимопонимание, доверие и сопереживание.

При выборе дидактических игр, педагог должен следить за тем, чтобы учебные задания предоставлялись таким образом, чтобы ученики воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. Включая в учебный процесс игры и игровые моменты, нужно не забывать, что за игрой стоит цельный урок, который состоит из определенных этапов урока, это знакомство с новым изучаемым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. И в то же время дидактическая игра для детей - это самая настоящая учеба. Введение в урок занимательных игровых упражнений постепенно обогащает словарный запас, активизирует внимание, расширяет кругозор учеников, прививает интерес к изучаемому предмету, развивает мышление и память. Школьникам с нарушением интеллекта очень нравятся уроки, на которых применяются игры, однако не следует преувеличивать образовательное значение дидактических игр. Они не могут, быть в полной мере источником прочных и систематических знаний.

Таким образом, поиск путей коррекции личности детей с нарушениями умственного развития, является первостепенной задачей образования обучающихся с умственной отсталостью. От правильной постановки образовательного процесса в школе и применении специальных приемов и методов обучения зависит эффективность исправления отклонений в умственном развитии детей с нарушениями интеллекта. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых дает школьникам знания, соответствующие современному уровню развития общества и науки.

Список литературы:

  1. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К.Бондаренко, А. И. Матусик. – М..: Просвещение, 2020. – 192 с.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелва. - М.: 2018. - 191 с.
  3. Максаков, А.И. Учите, играя / А.И. Максаков– М.: Академия, 2019. – 92 с.
  4. Мисаренко Г. Системные и предметные цели изучения русского (родного) языка в системе коррекционно-развивающего образования / Г. Мисаренко // Коррекц.-развивающее образование, 2018. - 66 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"

Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс

Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...

Внеклассное мероприятие для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Игра-викторина «Новогодний калейдоскоп».

Данная игра-викторина может быть использована на внеклассном мероприятии, посвященном Новому году, поэтому может быть использовано как учителем, так и воспитателем....

«Формирование базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики в процессе обучения решению задач».

Как показывает практика, учащиеся с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при изучении математики, особенно связанные с решением арифметических задач. Однако именно п...