«Формирование базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики в процессе обучения решению задач».
статья

Светлана Евгеньевна Лебедева

Как показывает практика, учащиеся с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при изучении математики, особенно связанные с решением арифметических задач. Однако именно процесс решения задач, состоящий из последовательных этапов, даёт возможность формировать БУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_bazovyh.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ  Школа-интернат 39

г. Нижний Новгород.

Доклад:

«Формирование базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики в процессе обучения решению задач».

   

         Составитель:учитель

Лебедева Светлана Евгеньевна

2021 г.

Формирование базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики в процессе обучения решению задач.

В настоящее время принят Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599. В качестве одной из задач образования этой группы детей с ОВЗ Стандарт называет формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками). Меняются требования к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Стандарт устанавливает требования не только к предметным, но и к личностным результатам обучения, которые должны обеспечить овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для их успешной социализации.

В связи с этим впервые в перечне программ, составляющих, согласно Стандарту, общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью, помимо программ отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, появляется программа формирования базовых учебных действий (БУД).  В приложении к Стандарту [1, приложение, п. 2.9.4] указывается, что данная программа должна обеспечить связь БУД с содержанием учебных предметов и способствовать решению задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий. Эта программа должна быть реализована в процессе всего школьного обучения, на уроках и во внеурочное время. В Стандарте особо указывается, что программы отдельных учебных предметов должны быть разработаны на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП и программы формирования БУД, и должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения АООП.

В программе формирования БУД, содержащейся в проекте Примерной АООП, подчеркивается, что БУД целесообразно рассматривать на различных этапах обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рассмотрим возможности формирования БУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики на этапе обучения в I (I дополнительном) – IV классах.

Со вступлением в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирование БУД ставится как отдельная образовательная задача.

Под БУД понимаются такие действия, которые создают основу для осознанного подхода младших школьников с умственной отсталостью к процессу обучения и способствуют последующему становлению учащегося как субъекта сознательной активной учебной деятельностина доступном для него уровне. Сформированность БУД у выпускников с умственной отсталостью предлагается оценивать, как образовательные результаты. 

Важная роль формирования у умственно отсталых детей умения учиться признавалась с начала XXвека (А. Бине). Позже о необходимости формирования учебных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями писали А. Н. Грабов, Б. Н. Пинский, И. М. Соловьёв, И. М. Бгажнокова, В. В. Воронкова, И. Г. Ерёменко, Ю. Т. Матасов, и др. 

В настоящее время выделяются личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные базовые учебные действия, которые являются составляющим ядром учебной деятельности при освоении каждой учебной дисциплины, в том числе и математики.

Формирование личностных учебных действий должно обеспечить принятие ребенком новой для него роли ученика и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Работа по этому направлению должна способствовать осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик, член семьи, одноклассник, друг; формированию положительного отношения к окружающей действительности и готовности взаимодействия с ней. На этом этапе должна вестись работа по формированию у обучающегося самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, пониманию личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения, а также готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Другая группа БУД, которые должны быть сформированы у обучающихся с легкой умственной отсталостью – коммуникативные учебные действия. Согласно Примерной АООП (проекту), в младших классах нужно сформировать у детей умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Конечно, только средствами математики сформировать все обозначенные БУД невозможно, но целенаправленная работа учителя на уроках математики может способствовать формированию коммуникативных компетенций у обучающихся

Регулятивные учебные действия, формируемые у обучающихся с легкой умственной отсталостью в 1-4 классах, включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Как показывает практика, учащиеся с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при изучении математики, особенно связанные с решением арифметических задач. Однако именно процесс решения задач, состоящий из последовательных этапов, даёт возможность формировать БУД.

В процессе решения арифметических задач необходимо развивать у учеников с умственной отсталостью совокупность умений:

• слышать и понимать тексты различных строений;

• самостоятельно работать;

• оценивать количественные изменения;

• демонстрировать и имитировать ситуации и условия арифметических задач предметно-практическими манипуляциями и схематическим изображением;

• устанавливать связь между числовыми данными и вопросом задачи;

• определять арифметическое действие в соответствии с условием;

• осуществлять проверку.

В программе по математике предполагается с 1 класса формировать у детей познавательные учебные действия посредством выполнения предметно-практических действий, что в дальнейшем позволит подготовить обучающиеся к усвоению абстрактных математических понятий.

Нами было проведено исследование, направленное на изучение сформированности БУД у младших школьников с лёгкой УО. Его задачами были выявление состояния и динамики развития БУД у школьников 2-3 классов в процессе решения текстовых арифметических задач.

В констатирующем эксперименте приняли участие 10 человек 2 класса.

Для выявления состояния БУД у обучающиеся с лёгкой УО нами была разработана методика констатирующего эксперимента, соответствующая программным требованиям по математике. Школьникам 2 класса предлагалось решить простые арифметические задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка, а также задачи на увеличение числа на несколько единиц и задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

В процессе решения арифметических задач мы изучали сформированность БУД, а также оценивали их по системе, представленной адаптированной основной образовательной программе.

Анализируя решение задач, мы констатировали, что 30% обучающиеся решили задачу верно, 30% решили задачу с ошибками, 40% обучающиеся совсем не решили задачу.

Основные ошибки, которые допустили учащиеся при решении простых задач связаны:

• с неправильным выбором арифметического действия;

• с ошибками при формулировке ответа задачи;

• с вычислительными ошибками;

• с заменой или отсутствием наименований при записи решения;

• с заменой числовых данных при списывании;

• с ошибками при оформлении краткой записи;

В процессе решения задач учащимся с лёгкой степенью УО были выявлены определённые особенности БУД.

Личностные УД:

• проявление интереса к решению предложенной задачи носило временный характер;

• многие учащиеся были не способны сразу включиться в работу;

• у них отсутствовала потребность воспользоваться предметно-практической наглядностью для решения задач;

• некоторые учащиеся проявляли нерешительность при решении задач, неуверенность в своих силах, ожидали стимулирующую помощь.

Коммуникативные УД:

• большинство школьников не могли повторить условие задачи и сформулировать ответ на вопрос;

• ответы школьников не совпадали с вопросами учителя;

• возникали трудности в процессе сотрудничества с педагогом и одноклассниками.

Регулятивные УД:

• ученики испытывали трудности планирования и контроля;

• затруднения вызывала работа по алгоритму;

• деятельность характеризовалась общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью.

Познавательные УД:

• учащиеся слабо осознавали смысл арифметических действий, не устанавливали связи между словесными формулировками задачи с арифметическими действиями и решением;

• наблюдалась несформированность приёмов обобщения, анализа, абстрагирования, а также отмечалась недостаточная ориентировка в условии задачи;

• проявлялась склонность к решению арифметических задач по шаблону, школьники стремились копировать решение предыдущей задачи без учёта ситуации, описанной в ней, а также руководствуясь случайными ассоциациями, вызванными созвучием слов и выражений.

Учащиеся продемонстрировали низкий и средний уровни сформированности личностных и коммуникативных БУД и низкий уровень развития регулятивных и познавательных учебных действий. Среди учеников 2 класса с лёгкой умственной отсталостью зафиксировано несколько обучающиеся, для которых характерно отсутствие УД, непонимание их смысла. Ученики неправильно решившие задачу имели также и низкий уровень БУД.

Т. о, исследование показало, что уровень сформированности регулятивных и познавательных УД у школьников ниже, чем личностных и коммуникативных. Причиной этого является не только недостаточность познавательной деятельности, слабость самоконтроля и низкий уровень учебных умений (навыков чтения, письма и счёта, но и недостаточное внимание в учебном процессе к формированию БУД.

Констатирующий эксперимент показал, что младшие школьники с лёгкой УО имеют достаточный потенциал для повышения развития БУД.

Мы предположили, что целенаправленное формирование БУД поможет повысить качество решения арифметических задач.

Принимая во внимание состояние БУД обучающиеся с УО, а также трудности и ошибки, допущенные ими при решении арифметических задач, при разработке обучающего эксперимента мы определили следующие условия, которые обеспечат эффективное формирование БУД в процессе решения арифметических задач:

• Формирование мотивации;

• Формирование предпосылок для успешного развития БУД;

• Пооперационное формирование БУД;

• Организация дифференцированного подхода.

Разработанная технология, направленная на формирование БУД в процессе обучения решению арифметических задач, осуществлялась в два этапа-предварительный и основной.

Целью предварительного этапа явилось формирование первоначальных БУД, а также подготовка к работе над арифметической задачей.

При работе над личностными действиями мы предполагали достижение следующих результатов:

• Проявление интереса к выполнению задания;

• Умение доводить до конца выполнение задания;

• Проявление минимальной самостоятельности во время выполнения задания.

Коммуникативные действия включали:

• Умение слушать и действовать в соответствии с односложной инструкцией;

• Принимать участие в обсуждении алгоритма работы над заданием;

• Умение сотрудничать с педагогом и одноклассниками;

• Умение работать в паре.

Регулятивные действия:

• Умение соблюдать очерёдность выполнения задания;

• Умение удерживать в памяти простую инструкцию, цель задания;

• Умение сопоставлять свои действия с их результатом;

• Контроль в форме сличения с образцом;

• Способность следовать простой инструкции.

Познавательные действия:

• Умение использовать наглядные модели;

• Умение создавать схематическое условие задачи;

• Умение выделять главные элементы задачи.

Указанные учебные умения формировались не изолированно, а совместно, в рамках выполнения специально разработанных педагогом заданий. Эти умения отрабатывались на разнообразного рода упражнениях.

На предварительном этапе были выделены два направления: математическая и речевая подготовка.

Математическая подготовка сначала включала:

• работу над усвоением понятий «столько же»«одинаково»«равно»«поровну»«больше-меньше»«больше на столько-то единиц»«меньше на столько-то единиц»;

• деятельность по объединению группы предметов, отделение их части, уточнение понимания выражения «арифметическая задача»;

• выделение, формирование и уточнение представлений о главных компонентах задачи;

• практическую интерпретацию условия задачи.

Проводилась работа по выкладыванию, вычерчиванию, вырезанию различных количеств и групп предметов; по объединению и разъединению множеств с помощью предметных и условно-предметных моделей на основе предметно-практической деятельности по инструкции учителя с переходом к мультимедийному сопровождению таких операций на интерактивной доске; выбор арифметической задачи из текстов и загадок; серия заданий по составлению задач (по картинке, по модели, без опоры); коррекционно-развивающие упражнения на понимание выражения «арифметическая задача» и выделение главных компонентов задачи; моделирование ситуаций на разной предметной наглядности символического характера; использование задачи-ситуации, для конкретизации и обыгрывания сюжета, а также задачи, построенной на драматизации сказочных ситуаций; соотнесение реальных действий объекта и действий объектов, изображённых на сюжетной картинке с арифметическими действиями.

Речевая подготовка включала работу по уточнению и обогащению словарного запаса, словообразованию, работу с приставочными глаголами, словами-синонимами, а также значением слов и выражений. Данная деятельность проводилась во время учебного процесса, а также на индивидуальных и групповых занятиях коррекционной направленности.

С этой целью в предварительный период учащимся предлагались задания на уточнение значений слов и словосочетаний. Для этого использовались задания на соотнесение слов с предметом, рисунком, а также осуществлялось выполнение действий с предметами, согласно инструкции, предложенной учителем.

Целью основного этапа было развитие БУД в процессе формирования навыков работы с текстом арифметической задачи, обеспечивающих понимание математических отношений для последующего её качественного усвоения и решения.

Данный этап реализовался на уроках математики со 2 четверти 2 класса, когда у младших школьников были сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счёта.

В процессе усвоения содержания задачи последовательно реализовались все этапы работы над задачей:

• анализ содержания задачи;

• моделирование условия задачи;

• запись условия задачи;

• поиск решения задачи;

• составление плана решения задачи;

• запись решения задачи;

• формулировка ответа;

• проверка правильности решения задачи;

• последующая работа над задачей.

На каждом этапе формировался определённый перечень умений. Например, на этапе анализа содержания задачи формировались личностные действия, включающие проявление интереса к процессу разбора задачи; проявление самостоятельности при извлечении из текста задачи известных и неизвестных и установлении связи между ними.

Коммуникативные действия включали умение слушать и отвечать на вопросы«Что известно?»«Что неизвестно?»«Назови вопрос задачи»; принимать участие в коллективном обсуждении условия и вопроса задачи.

Регулятивные действия включали умение соблюдать очерёдность, выделяя сначала известные данные, а потом искомые; удержание в памяти условия и вопроса задачи; способность работать по простой инструкции/ алгоритму; умение выявлять ошибки в собственных действиях; умение сопоставлять свои действия с полученным результатом.

Познавательные действиявключали умение читать задачу (правильное прочтение слов и выражений; соблюдение знаков препинания; выделение интонацией вопроса задачи; правильная расстановка логических ударений); осмысление ситуации, заданной условием задачи; поиск и выделение условия и вопроса задачи; выделение и пояснение каждого числового данного задачи; выявление структуры задачи (простая или составная задача); выявление зависимостей между данными и искомым;понимание лексико-грамматических конструкций (понимание значений слов «больше, меньше, больше на, меньше на, осталось, было и т. д.) Эти умения формировались в ходе выполнения заданий, способствующих правильному представлению ситуации, заданной условием арифметической задачи.

На основном этапе предлагались упражнения для правильного представления ситуации, заданной условием задачи («Закрась круги»«Лишнее число»«Где вопрос?»«Допиши»«Сундучок»); индивидуальные коррекционные упражнения на математический и семантический анализ арифметических задач, игры-задания с усложнением материала «Задачи–ловушки»«Тайный агент», решение задач с разными формулировками - часть условия в начале текста, затем вопрос и часть условия; одно сложное вопросительное предложение, в котором сначала стоит вопрос, а затем условие; одно сложное повествовательное предложение, в котором сначала стоит вопрос задачи, а затем её условие; применение алгоритма работы над текстовой арифметической задачей; моделирование содержания задачи с помощью предметно-практической деятельности, предметов окружающей действительности, с помощью SmartBoard ; использование задач-драматизаций; сокращённая форма записи условия задачи; цветовое выделение вопросов задачи; запись решения с вопросами; выполнение заданий повышенной трудности «Собери задачу»«Найди решение».

Для проверки эффективности технологии по формированию БУД учащимися с УО в процессе обучения решению арифметических задач была проведена контрольная диагностика по результатам которой было выявлено, что количество обучающиеся, правильно решивших задачи, увеличилось.

Количество обучающиеся, допустивших ошибку, связанную с неправильным выбором арифметического действия значительно уменьшилось. Сократились ошибки, связанные с отсутствием наименований при записи решения; с искажением числовых данных при списывании; с ошибками при формулировке задачи; с вычислительными ошибками.

Анализ сформированности БУД младших школьников с УО показал, что сократилось число обучающиеся, которые не понимали смысл действия, не связывали его с конкретной арифметической задачей, выполняли действие только по прямому указанию педагога, нуждались в оказании помощи. За время проведения эксперимента уровень сформированности БУД у младших школьников с УО значительно вырос. Большинство учеников, усвоив последовательность работы над задачей, проявляли самостоятельность на этапах: анализа содержания задачи (отвечали на вопросы учителя, выделяли данное и искомое, выявляли зависимости между данными и искомым); моделирования условия задачи (формулировали ситуацию, отражённую в условии задачи, отражали структурные связи между числовыми данными, а также между данными и искомым); записи условия задачи (выделяли и записывали значимые слова и числовые данные, необходимые для записи условия, рассказывали задачу по краткой записи, по вопросам); поиска решения задачи (удерживали в памяти план разбора задачи, соблюдали последовательность при работе по алгоритму). Вместе с тем несколько учеников продолжали испытывать трудности при решении задач, что свидетельствует о необходимости продолжать с ними начатую работу.

Сопоставляя результаты сформированности БУД и решения арифметических задач, можно сделать вывод, что предложенная технология способствует формированию этих действий у обучающиеся, повышая качество решения арифметических задач в целом.

Таким образом, формирование базовых учебных действий – необходимое условие успешности достижений личностных и предметных результатов при изучении математики. Проектирование и реализация учебного процесса с учетом формирования базовых учебных действий будет способствовать развитию социальных (жизненных) компетенций у обучающихся с легкой умственной отсталостью, необходимых для решения практико- ориентированных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...

Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.

Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...

Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД). В докладе раскрывается цель, задачи реализации программы по формированию БУД обучающихся с умст...

Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"

Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...