Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Урок «открытия» новых знаний. Учащиеся знакомятся с самостоятельными и  служебными частями речи. Учатся их различать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx27.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (по программе «Начальная школа 21 века»)

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний

    Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия: работа с учебником, работа с таблицей, работа с планом, наблюдение

    Содержательная цель: формирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи

    Планируемые результаты:

    Личностные УУД : ученик научится ответственному отношению к учению,

    получит возможность научиться осознанному, доброжелательному отношению к одноклассникам, его мнению, мировоззрению.

    Предметные УУД: ученик научится различать самостоятельные и служебные части речи и получит возможность распознавать самостоятельные и служебные части в тексте, употреблять их в речи.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: ученик научится ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои знания, получит возможность научиться самостоятельно ставить цели, управлять своим поведением;

    Познавательные УУД: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;

    ученик получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации

    Коммуникативные УУД: ученик научится формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее, работать в группе, вступать в диалог, также участвовать в коллективном обсуждении, подбирать к ним аргументы.

    Раздаточный материал: листы для самооценки, карточки

    Ход урока

    I. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

    Прозвенел звонок и смолк

    Начинается урок

    А теперь вы повернитесь

    И друг другу улыбнитесь

    Улыбнитесь мне,  гостям

    И садитесь по местам (Осанка)

    Слайд 2

    Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Мы можем узнать из учебника, а можем добыть знания сами. Каким путём пойдём?(Ответы детей- будем добывать знания сами). Значит, мы вновь будем исследователями. А какими качествами должен обладать исследователь?

    Внимательность, любознательность, терпение, старательность, находчивость. Ну и конечно не малое значение имеет удача.

    Слайд 3

    С маленькой удачи начинается успех - девиз нашего урока.

    Посмотрите, как мы будем сегодня работать.

    Поработаем индивидуально, в парах, в группах.

    Слайд 4

    Вспомним правила работы в парах и группах.

    2. Актуализация знаний.

    Откройте тетради, запишите число. С чего обычно мы начинаем урок?

    Слайд 5

    Сегодня поработаем над предложением.  Угадайте,  с каким из предложений мы будем работать. Задайте вопросы, которые помогут вам отгадать предложение, которое я загадала  (на слайде несколько предложений)

    Это распространенное предложение?

    Это побудительное или повествовательное предложение?

    Это вопросительное предложение? Восклицательное или невосклицательное?

    В этом предложении есть однородные члены?

    Слайд 6

    Во дворе дети весело катались на санках.

    Определите части речи, используемые в этом предложении. Какие слова вызвали затруднения. Почему?

    ( мы знакомы не со всеми частями речи.)

    Слайд 7

    Проверьте себя по эталону. Оцените в листе самооценки.

    3. Формулирование темы и цели урока.

    Что вы можете сказать о словах, которые встретились вам в предложении?

    Слова разных частей речи, имеют разные значения, отвечают на разные вопросы.

    Предлагаю послушать стихотворение о частях речи.

    (мотивирующий приём “яркое пятно” – сказка)

     Существительное — школа

    Просыпается -глагол

    С прилагательным веселый

    Новый школьный день пришел.

    Встали мы - местоименье

    Бьет числительное семь

    За ученье, без сомненья

    Приниматься надо всем.

    Мы наречием отлично

    На уроках дорожим

    Соблюдаем мы привычно

    Дисциплину и режим.

    Не и ни у нас частицы

    Нам их надо повторять,

    И при этом не лениться,

    И ни часу не терять.

    После школы, как известно

    Мы катаемся в санях

    Здесь особенно уместны

    Междометья ох и ах!

    Слайд 8

    С какими частями речи вы знакомы?  Давайте вспомним, что мы о них знаем. А можем ли мы сказать, что знакомы со всеми частями речи?

    Слайд 9

    Послушайте сказку.

    В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные, они считали себя самыми  главными их называли самостоятельными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Их называли служебными. Жили части речи очень дружно. Одни части речи верно служили другим: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении, и его части, вносили в предложение дополнительный смысл. А важные особые - части речи им были благодарны.

    Слайд 10

    Однажды в королевстве был  парад и части речи должны были построиться в 2 колонны. Они хотели встать правильно и пройти красиво перед королем, показать ему какие они все красивые и нужные. Но очень боялись - правильно ли они встали в колонны?

    Какую проблему нам предстоит решить?

    Слайд 11

    Назовите тему урока. Самостоятельные и служебные части речи.

    Слайд 12

    Сформулируйте цель урока. Научиться отличать самостоятельные и служебные части речи.

    Слайд 13

    4. Выявление места и причины затруднения.

    Посмотрите в таблицу.

    По, в, на, из – за, и, но, не, через, под, а, то, ли, ух, ах! по

    Мальчик, книгу, читает:

    идти, веселый, поход;

    смотреть, синий, небо;

    улице, быстрый, автомобиль, мчится

    Давайте, подумаем  по какому  признаку  распределили слова на две группы. Можем ли мы назвать слова второй группы полноценными? Почему?

    Как вы, думаете  какие  из них будут  самостоятельными, а какие  служебными. Как вы, думаете   почему они называются служебными? Давайте прочитаем  предложение.

    Слайд 14

    Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор. 

    Найдите служебные части речи. Давайте их уберём. Сохранится ли смысл предложения. (НЕТ)

    Как работают служебные части речи.

    1.Помогают словам в предложении принять нужную форму(Предлоги).

    2.Связывают слова  в предложении и части предложения (Союзы).

    3.Вносят в предложение дополнительный смысл (Частицы)

    5. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

    Слайд 15

    Теперь мы должны решить главную задачу нашего урока. Найти отличия самостоятельных частей речи от служебных.

    Жители сказочной страны прислали вам именинный пирог со своими именами. Большие кусочки это самостоятельные части речи, а маленькие служебные. НАЗОВИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ВЫ еще не знаете. На каких кусочках они написаны? (учебник стр.146-147)

    Слайд 16, 17

    -Сколько всего частей речи в русском языке? (10)

    -Сколько самостоятельных частей речи? (6)

    -Сколько служебных частей речи? (4)

    Слайд18,19

    Поработайте в группах. Рассмотрите слои самостоятельных и служебных частей речи и заполните таблицу.

                       Признаки

    Самостоятельные

    части речи

    Служебные   части речи

    Называют   предмет,

    признак,   действие и т.д.

    +

    -

    Можно   задать вопрос

    +

    -

    Являются   членами предложения

    +

    -

    Имеют   лексическое значение

    +

    -

    Могут   употребляться

    обособленно

    (самостоятельно)

    +

    -

    Изменяются

    +

    -

    Проверка. Оценивание.

    6.ФИЗМИНУТКА.

    7.Этап реализации построенного проекта

    Какие наблюдения вы сделали?

    Ученик: Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.   

    Учитель. Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

    8.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Итак, достигли ли мы цели урока?

    Какой следующий шаг нашей деятельности?

    Закрепить на практике.

    Выполняют задания в парах на карточках. Проверяют по эталону. Оценивают.

    Прочитай группу слов. Подумай, есть ли в ней лишнее  слово. Какое? Подумай, что объединяет оставшиеся слова. Устно.

    1 группа — Москва, осень, дождь, на , ребенок, дерево

    2 группа — красивый, широкое, по, гибкий, городской, быстрые

    3 группа— прибежал, рисовали, читать, пел, напишет, и

    4 группа — в, страна, государство, город, народ, Ковров

    5 группа — прилежный, в, на, под, из, над, у

    6 группа — дверь, окно, за, снег, машина, цветок

    7 группа - а, или, гуляет, но, и, да

    Проверка. Устно.

    Упр.2 стр.150(если успеваем)

    9.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

    Распредели слова на 2 столбика самостоятельные и служебные

    Солнце  небо греет слабо,

    По ночам трещит мороз.

    Во дворе у снежной бабы

    Побелел морковный нос.

    Слайд 20. Проверка по эталону. Оценивание.

    Слайд 21

    10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую еще тайну мы узнали о русском языке?

    Какой вопрос мы задали себе в начале урока?

                     Чем отличаются  самостоятельные от служебных частей речи?

    самостоятельные части речи                                служебные части речи

    называют предмет                                                      не называют предмет

    отвечают на вопросы                                                 не отвечают на вопросы

                     Зачем нужны служебные части речи?

    • Они помогают изменять форму слова.
    • Связывают слова в предложении и части предложения
    • Вносят в предложение дополнительный смысл.

    Закончи предложения:

            Я сегодня на уроке узнал...

            Мне понравилось...

            Я научился...

    - Похлопайте у кого хорошее настроение, кому понравился урок.

    Посмотрите на свой лист самооценки  и оцените свою работу на уроке соответствующим цветом.

    Спасибо ребята, мне было приятно с вами работать.

    11.Оценки за урок.

    12.Домашнее задание.

    стр.152 упр.4(объяснение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

    Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

    Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

    Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

    Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

    Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

    Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...