Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему "Текст и предложение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сайфетдинова Руфия Фатиховна

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_i_predlozhenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока и класс:

Текст и предложение, 1 класс

Цели:

дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.

Планируемые

результаты:

учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме, разовьют свои коммуникативные навыки, работая в парах. Научатся оценивать свою деятельность и деятельность других учеников. Обогатят словарный запас

Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Организационный момент

2 мин.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.

Настраивает на активную работу.

Откройте тетради, запишите число и "Классная работа"

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3827373

Повторение изученного материала

4 мин.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Тема урока называлась «Язык и речь»

- Что такое речь?

Слушание, говорение, чтение, письмо-это речь

- Какие виды речи вы знаете?

Речь бывает устной и письменной

- Из чего состоит речь?

Речь состоит из слов

- А как называется наш урок?

Наш урок называется Русский язык

- А что вы знаете о Русском языке?

Мы знаем, что русский язык - это государственный язык нашей страны, Российской Федерации

Молодцы!

- Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, и каков будет итог урока, нужно ответить на вопросы и открыть зашифрованное слово. (каждая первая буква вашего ответа-это и есть отгадка).

1)Как называется кабинет в котором мы учимся? (класс) Отгадавший записывает на доске первую букву и так далее

2) Первая школьная книга? (азбука)

3) Наш родной язык? (русский)

4) Знак препинания, который чаще всего завершает предложения? (точка)

5) Я загадала букву, если к ней сверху добавить маленькую дугу она превратиться в букву Й? (и)

6) Цифра, по написанию такая же, как и буква О? (ноль)

7) Первая буква алфавита? (А)

- Какое слово у нас получилось? (картина)

- Сегодня мы создадим с вами необычную картину.

- А скажите мне, пожалуйста, кто пишет картины?

Картины пишет художник.

- Скажите ребята, чем и как рисуют свои картины художники?

Художник свои картины пишет красками, акварелью, гуашью на холсте.

- Можно ли нарисовать картину с помощью слов? Как?

(ответы детей)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/566721

Самоопределение темы урока

5 мин.

Можно описать природу словами и картина появиться в нашем воображении.

- Если мы запишем или напечатаем, то, что у нас получиться, что выйдет в итоге? (текст)

- Из чего состоят все тексты?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о тексте и предложении)

Сегодня мы более подробно узнаем, что такое текст и предложения.

- К концу урока мы создадим картину и опишем её словами.

- Вы видите, что у нас на доске появился холст (на доску вывешивается ватман с фоном весеннего пейзажа), на нём уже сделал художник свои наброски.

- Чтобы картина получилась законченной, нужно дополнить её.

- Хотите узнать, что появиться на холсте, тогда отгадайте загадки, но помните о том, что ответы принимаются только с поднятой рукой.

(Загадываются загадки. Когда дети отгадывают загадку, учитель на ватман приклеивает изображение иллюстрирующего данное слово.)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/32847

«Открытие» нового знания.

7 мин.

Словарная работа.

- Разделим ВОРОНА и ВОРОБЕЙ на слоги и поставим ударение.

- Какие места в этих словах опасны, где можно допустить ошибку?

- Безударные гласные. Опасные места в словах называются орфограммами.

- Их нельзя проверить. Эти слова называются словарными.

- Откроем орфографический словарь в конце учебника и убедимся в том, что мы не ошиблись.

- Запишем в тетрадь. (Словарь: ворона, воробей.)

Молодцы!

Работа над новым материалом

- Откройте учебник на стр10.

- Прочитайте задание №1.

- Нам нужно разобраться и доказать, что перед нами действительно текст.

- Тогда на нашей картине ещё что-то появится.

Работа с текстом в учебнике.

- Что мы прочитали? (Предложение)

- А что такое предложение? (Несколько слов связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль)

- Как мы выделяем предложения в устной речи? (Пауза)

- Как правильно будем оформлять предложения при письме? (С большой буквы и в конце поставим точку)

- О каком времени года написано?

- Что именно помогло определить это?

- Можем ли мы сказать, что предложения связаны между собой по смыслу?

- В тексте все предложения связаны по смыслу.

- Можно ли подобрать заголовок к этому тексту.

- Посмотрите на доску. (Весна пришла! Льдинки на окне. Первый весенний денёк.)

- Выберите один из предложенных вариантов подходящий. Объясните ваш выбор. (ответы учеников)

- И так. Какой вывод мы можем сделать?

- Из чего состоит текст?

Текст состоит из предложений.

- Как предложения в тексте связаны между собой?

Предложения связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

- Запишем заголовок текста, но сначала повторим, как надо сидеть при письме за партой.

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя опирались на стол равномерно.

3. Придерживать тетрадь рукой.

4. Тетрадь лежит под наклоном.

- Прежде чем начать писать обратите внимание, как записан текст в учебнике? (с красной строки)

- Выясним, что такое красная строка?

- Посмотрите на экран, узнаем немного сведений из истории о том, что это такое.

 Физкультурная минутка.

https://uchebnik.mos.ru/app_player/130421

https://uchebnik.mos.ru/material/app/103004

Закрепление нового материала.

5 мин.

- Наша картина получилась, но чтобы мы смогли описать её нужно выполнить последнее задание.

- Послушайте группы предложений:

Кошка спит на крыльце.

Наступила весна.

В пенале лежат ручки.

1) Светит весеннее солнышко.

2) Бегут ручьи.

3) На деревьях набухли почки.

- Какая группа предложений составляет текст? Почему? (предложения в тексте должны быть связаны по смыслу)

- Теперь мы можем выполнить, то к чему стремились весь урок.

- Посмотрите на картину, что на ней изображено?

- Нам нужно подобрать правильные предложения и составить красивый текст, выполним последнее задание.

(Составляем предложения и текст при помощи наводящих вопросов учителя)

Наступило весеннее утро.

Тёплые лучи солнца растопили лёд.

На берёзе весело чирикает воробей.

Гордая ворона уселась на ветви ели.

Весь лес пробудился.

Молодцы! Спасибо, вот наша картина и ожила.

https://uchebnik.mos.ru/app_player/86033

Рефлексия.

4 мин.

-Запишите первое предложение в тетрадь под диктовку. (Наступило весеннее утро.)

-О чем предложение? (об утре)

-Утро что сделало? (наступило)

-Утро какое? (весеннее)

-Что ты можешь сказать о словах в этом предложении? (связаны по смыслу)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/77672

Домашнее задание

2 мин.

Выполнить тестовое задание в тетради.

https://uchebnik.mos.ru/app_player/32847


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Тема: Однородные члены предложения.

В данный урок введен правосланый компонент, поэтому урок имеет как познавательную, так и воспитательную ценность....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».

Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением»....