Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Догадаева Анна Анатольевна

Цели: Создать условия  для отработки правописания суффиксов имён прилагательных –ив-,  -ев-,       -чив-,    -лив-.

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД 3);

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место (РУУД1);  определять цель учебной деятельности с помощью учителя.(РУУД3);  осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);

Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание) (ПУУД 1); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. (ПУУД 3); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре(КУУД5).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_._dogadaeva_a.a.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе  «Школа XXI века»                            

Тема: Учимся писать суффиксы имён прилагательных.

 Цели: Создать условия  для отработки правописания суффиксов имён прилагательных –ив-,  -ев-,       -чив-,    -лив-.

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД 3);

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место (РУУД1);  определять цель учебной деятельности с помощью учителя.(РУУД3);  осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);

Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание) (ПУУД 1); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. (ПУУД 3); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре(КУУД5).

Оборудование: учебник 2 класса (1 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., печатная тетрадь, презентация, карточки

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

Сыплет, сыплет снежок

Начинаем наш урок.

Настраиваются на урок, проверка готовности.

ЛУУД3

РУУД1

2.Актуализация знаний.

1. Чистописание.

-Отгадайте, какую букву мы с вами сегодня будем прописывать:

Эта буква широка

И похожа на жука.

Жж

- Какие особенности нужно помнить об этой букве?

1.Обозначает шипящий твёрдый звук [ж]

2.Имеет пару по звонкости – глухости.

3.Сочетание  жи пишется с буквой и

- Пропишите букву, подчеркивая ту, которая, по вашему мнению, записана каллиграфически правильно.

2.Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите на экран. Что обозначают этими значками?( значки суффикса, корня, окончания)

- Они даны  в свободном порядке.  Восстановите правильный порядок.

(работают в паре)

- Молодцы! С помощью какой части можно образовать новые слова?

- К какой части речи относятся слова на следующем слайде?

ПРАВДИВЫЙ        ВОЛЕВОЙ

ЛЕНИВЫЙ            ДОЖДЕВОЙ
- Чему же мы будем учиться на уроке?

УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Отгадывают

Выделяют особенности

Прописывают, оценивая свою работу

Корень, суффикс, окончание

Работают в паре

С помощью суффикса

Это имена прилагательные

Формулируют тему и цели под руководством учителя

КУУД4

ПУУД8

РУУД6

КУУД5

РУУД3

3. «Открытие» нового знания.

Выведение правила правописания суффиксов –ив-, -ев-.

 - Вернёмся к словам на слайде. От каких слов они образованы?

ПРАВДИВЫЙ – правда  ВОЛЕВОЙ - воля

ЛЕНИВЫЙ – лень         ДОЖДЕВОЙ - дождь
- Можно ли сказать, что первые слова образованы от имён существительных?

- Выделите в них суффиксы и поставьте ударение.

(работа по карточкам на парте, работают в паре)

- Сравните работу с эталоном.(слайд)

- Сравните суффиксы первого и второго столбика. Сделайте вывод, когда пишется суффикс  -ив-, -ев-?

Вывод: Под ударением пишется суффикс –ив, без ударения –ев-

- Откройте учебники на странице 135 и сравните свой вывод с выводом учебника.

- Что можете сказать?

Можно

Работа в паре

Сличают с эталоном

Делают вывод

Сравнивают и убеждаются, что выводы схожи

КУУД4

ПУУД7

4. Первичное осмысление и закрепление.

 Работа в паре.

 Упр.1 стр.136

- Прочитайте задание. Кто понял, что необходимо сделать, поднимает руку.

- Я немного изменю работу. Вы можете обсуждать написание слов с соседом по парте. При этом 1 вариант выписывает все слова с суффиксом –ив-, а второй вариант с суффиксом –ев-

-  При этом одна пара будет работать у доски

(далее осуществляется проверка)

- От чего же зависит написание суффиксов     –ив-, -ев-

Работают в паре

самостоятельно с последующей проверкой, а одна пара работает у доски

От ударения

ПУУД3

КУУД5

5.«Открытие» нового знания.

 Выведение правила правописания суффиксов –лив-, -чив-.

- Прочитайте следующую группу слов.(на слайде)

ТАЛАНТЛИВЫЙ       ЗАБЫВЧИВЫЙ

ПУГЛИВЫЙ               ДОВЕРЧИВЫЙ

ДОЖДЛИВЫЙ           УЛЫБЧИВЫЙ

- Какие суффиксы в этих словах?

- Зависит ли написание суффиксов от ударения?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: В суффиксах –чив-, -лив- всегда пишется буква и, написание не зависит от ударения.

- Прочитайте вывод в учебнике. Такой ли он получился у вас?

- Чему надо научиться, чтобы не ошибиться в написании?

Читают

-чив-, -лив-

Нет

Делают вывод

Сравнивают с выводом учебника

Правильно выделять суффикс

ПУУД3

ПУУД7

РУУД6

6. Первичное осмысление и закрепление.

Упр. 3 стр.137

- Прочитайте задание. Кто его понял?

- Выполните работу самостоятельно.

- Проверим по цепочке  по плану:

1.читаю слово

2.называю суффикс

Работают самостоятельно с последующей проверкой

ПУУД1

РУУД6

7.Самостоятель-ная работа

Упр.4 стр.137

- Перед вами карточки со словами, в которых пропущены буквы.

ЗАДАНИЕ: вставьте буквы И или Е.

- Какое умение вам пригодиться?

- Верно. Умение правильно выделять суффиксы.

- А сейчас проверьте работу путём сличения с эталоном.

Самостоятельно с последующей проверкой

ПУУД1

РУУД6

8 Итог урока

–Какие открытия сделали?

- Что было для вас самым трудным?

- Оцените свою работу и поднимите соответствующий смайлик.

КУУД4

Дома: упр 1 стр.77 (печатная тетрадь)

В прилагательных, образованных от существительных, 

  • под ударением  пиши суффикс ивкраси´вый
  • без ударения – суффикс ев боево´й.

 Пиши суффиксы лив, чив и под ударением:  счастли´вый, и без ударения:  дове´рчивый, заботливый

000000000000000

-ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-).

Чтобы определить суффикс необходимо поставить глагол, от которого образовано слово в первое лицо, единственное лицо (чтобы оно отвечало на вопрос что делаю?). Если глагол оканчивается на безударные   -иваю-, -ываю- , то в образованных от них словах будут писаться суффиксы -ИВА--ЫВА- (закладываю – закладывать; усваиваю – усваивать). 

В остальных случаях пишутся суффиксы -ОВА--ЕВА- (проповедую – проповедовать; воюю – воевать).

 

 

Суффиксы ИК и ЕК

Если гласная суффикса при склонении выпадает, то пишется -ЕК (орешек – орешка; пятачок – пятачка), если гласная при склонении сохраняется, то пишется -ИК (ножик – ножика; дачник - дачника).

 

 

Суффиксы –ИВ, -ЕВ.

В именах прилагательных суффикс -ИВ- имеет на себе ударение (исключения: мúлостивый, юрóдивый), в безударном положении пишется -ЕВ- (боевóй, сирéневый).

 

 

Суффиксы –ЧИВ, -ЛИВ, -ЧАТ, -ОВАТ, -ЕВАТ, -ОВ, -ИСТ, -ЕСТВ, -ЕНЬК, -ОНЬК.

Правописание данных суффиксов необходимо запомнить.

конспект урока Правописание суффиксов ив ев прилагательных во 2 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в з классе по программе Школа 21 века. при часовой нагрузке 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в з классе по программе Школа 21 века. при часовой нагрузке 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе "школа 21 века"

рабочая программа и поурочное планирование для 4 класса...