Урок Памяти по русскому языку в 3 классе Тема: Великая Победа! Обобщение изученного о слове и предложении.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шаламова Юлия Николаевна

Тема: Великая Победа! Обобщение изученного о слове и предложении.

Время  проведения: май 2020 года.

Цель: формирование патриотических чувств и сознания учащихся при закреплении знания о роли слов и предложения в речи.

Задачи урока:

Обучающие: закрепить знания о роли слова и предложения в речи,  о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне.

Развивающие: развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка; формировать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; формирование опыта работы со словарями, навыком самостоятельной и групповой работы.

Воспитательные:  воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев

 

Продукт деятельности: сопричастности поколений к истории Отечества, обобщение знаний о предложении.

 

Оборудование: Презентация, листы самооценки, карточки для работы в группах, карточки для фронтальной работы, толковые словари.  

 

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Вид урока: урок памяти

Принципы: учет возрастных особенностей, доступность и научность, принцип взаимосвязи теории и практики.

Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, проблемный.

Приемы: слово учителя, беседа, работа со словарем, выполнение упражнений разных типов, синквейн.

Литература:  Учебник «Русский язык. 3 класс. 2 часть» /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Памяти 117.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Памяти по русскому языку в 3 классе

Тема: Великая Победа! Обобщение изученного о слове и предложении.

Время  проведения: май 2020 года.

Цель: формирование патриотических чувств и сознания учащихся при закреплении знания о роли слов и предложения в речи.

Задачи урока:

Обучающие: закрепить знания о роли слова и предложения в речи,  о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне.

Развивающие: развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка; формировать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; формирование опыта работы со словарями, навыком самостоятельной и групповой работы.

Воспитательные:  воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев

Продукт деятельности: сопричастности поколений к истории Отечества, обобщение знаний о предложении.

Оборудование: Презентация, листы самооценки, карточки для работы в группах, карточки для фронтальной работы, толковые словари.  

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Вид урока: урок памяти

Принципы: учет возрастных особенностей, доступность и научность, принцип взаимосвязи теории и практики. 

Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, проблемный.

Приемы: слово учителя, беседа, работа со словарем, выполнение упражнений разных типов, синквейн.

Литература:  Учебник «Русский язык. 3 класс. 2 часть» /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта.

Предмет,

Тема, Класс, УМК

Методы

Тип, вид урока.

Результат

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Русский язык,

«Великая Победа! Обобщение изученного о слове и предложении»

3 класс, УМК «Школа России»

Словесный, репродуктивный,наглядный, проблемный.

урок систематизации и обобщения знаний, урок памяти

Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев

Самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения; планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами;

оценивать результаты работы.

Проводить обобщение и осуществлять анализ предложений; делать выводы; извлекать информацию из упражнений и текстов.

Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

знания о роли слова и предложения в речи,  о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне.

Работа со словарем, самостоятельная работа, фронтальная работа, выполнение упражнений, синквейн, работа в группах.

Учебник, презентация, листы самооценки, карточки для работы в группах, карточки для фронтальной работы, толковые словари.  

Конспект урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Организационно -  мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу мира и добра. Предлагаю взяться за руки и передавать улыбку и рукопожатие и сказать «Миру – мир!». (слайд 1)

- Я рада, что у нас отличное настроение. Садитесь.

- Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно.

Доброжелательный настрой на урок

Слушают.

Улыбаются друг другу, берутся за руки и передают рукопожатие.

- Миру – мир!

Садятся.

Личностные

Развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим

Коммуникативные

Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.

2. Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока.

- Подберите и запишите к слову мир однокоренные слова. Выделите корень. (слайд 2)

- Подберите к слову мир антоним.

- Какая война длилась 1418 дней и ночей, почти 4 года и закончилась Великой Победой?

- День памяти –

Победы праздник,

Несут венков

Живую вязь,

Тепло букетов

Красок разных,

Чтоб не терялась

С прошлым связь.

И плиты скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец,

Как дар, всё это

Ведь это нужно

Нам,

Живым.  

                                              (А. Усачев)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- В рамках урока русского языка пройдет урок памяти. Тему вы определили правильно: Великая Победа. Обобщение знаний о слове и предложении.

- 2020 год объявлен Годом  Памяти и славы, так как вся страна празднует юбилей – 75 лет со дня Великой Победы.  (на слайде 4)

- Сформулируйте задачи урока?

 - Мир, мирный, мирить, помирить.

- Корень мир-.

- Война.

- Великая Отечественная война.  

Слушают стихотворение.

- Тема урока: Великая Победа.

- Узнать дополнительную информацию о Великой Отечественной войне.

- Обобщить знания о слове и предложении

Личностные

Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев

Коммуникативные:

Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме

- Ребята, кто на фронтах Великой Отечественной войны добывал победу?

- Где можно посмотреть лексическое значение этого слова? (слайд 5)

- У вас на партах лежат толковые словари. Поработайте в парах. Вспомните правила работы с толковым словарем и найдите и прочитайте лексическое значение слова солдат.

- Найдите слово солдат в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Подберите и запишите к слову солдат синонимы.

- Составьте и запишите  предложение со словом солдат.

- Большая война – это всегда большая кровь и колоссальные жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной могли быть куда более сокрушительными, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. Столько храбрости, мужества, бесстрашия они проявляли!

- Определите вид предложения по цели высказывания и по интонации.

- Найдите и подчеркните грамматическую основу этого предложения.

- Распространённое или нераспространённое это предложение? Докажи.

- Выпишите словосочетания из этого предложения и обозначьте главное и зависимое слова.

- Обобщите знания о предложении.

.

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах

- Солдаты.

- В толковом словаре.

Работают в парах. Ищут лексическое значение слова солдат.

- 1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и к неначальствующему составу. 2. Военный человек, воин.

-В слове солдат два слога, ударение падает на второй слог, безударная непроверяемая гласная О в первом слоге. Записывают слово солдат.

- Солдат, воин, боец,

- Солдат вынес с поля боя раненого друга.

- По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное.

- Солдат вынес.

- Распространённое, так как есть второстепенные члены предложения.

      х                                        х           х

- Вынес с поля, раненого друга, с поля боя.

Делают выводы.

Регулятивные

планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами; оценивать результаты работы.

Коммуникативные

Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Познавательные

Проводить сравнение и осуществлять анализ; делать выводы; сравнивать.

Личностные

Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев.

Предметные

работать с понятием «лексическое значение слова», с  толковым словарем,  

знания о роли слова и предложения в речи,  о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму)

- Работаем с карточками.

Прочитай текст. Определи тему и главную мысль текста.

Спиши, расставляя знаки препинания в конце предложений.

Сделать синтаксический разбор четвертого предложения.

«Катюши» – это реактивные минометные установки Снаряды «катюш» обладали огромной разрушительной силой Идут фашисты Вдруг разорвалось на части голубое небо Что это Это реактивные снаряды «катюш» открыли огонь по фашистам Немного фашистов тогда уцелело Кто выжил, зайцем метнулся к себе в тылы Старайтесь, «катюши»

                                                                                       

                                    ( по С.Алексееву)

- Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль.

- Впервые «катюши» были применены 14 июля 1941 года в боях под городом Оршей. В тылу на заводах их изготавливали женщины, подростки, мужчины, которые по состоянию здоровья не попали на фронт. Они трудились почти сутками, на сон уходило немного времени. Девизом было: «Все для фронта, всё для победы!» (слайд 7)

- Какие знаки препинания поставили в предложениях.

- Найдите нераспространённое предложение.

- Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения.

Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя…

 Читают текст на карточке.

- Тема: «Реактивные минометные установки «катюша».

- Главная мысль: победа над врагами, благодаря новой военной технике, которую создавали в тылу.

- В пятом предложении ?, так как это вопросительное предложение.

- В последнем предложении !, так как это побудительное предложение.

- В остальных предложениях поставили точки. Предложения повествовательные.

- Идут фашисты.

       Как?                  Как?                 Какое ?

- Вдруг разорвалось на части голубое небо. (Повествов., невослиц., прост., двусостав., распостр.)

.  

Познавательные

Проводить сравнение и осуществлять анализ; делать выводы; сравнивать. Регулятивные

планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами;

оценивать результаты работы.

Коммуникативные

Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Предметные

знания о роли слова и предложения в речи,  о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне.

Личностные

Сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дает задания проблемного характера для применения новых знаний и умений

Предлагаю поработать в группах. У каждого даны карточки. Выполняете задание  и презентуете работу классу.

Карточка 1

Прочитайте текст.

Определите тему и главную мысль текста.

Выпишите  нераспространённые предложения.

Выделите грамматическую основу этих предложений.

Вышли к мосту фашисты. Танки столпились. Сгрудилась артиллерия. Пехота забила весь правый берег. Необходима для войск переправа. Нужен фашистам мост. Обороняет мост совсем небольшой отряд, немногим больше стрелковой роты. Защищает мост и солдат Гаркуша. Молод совсем Гаркуша. Первый бой впереди у солдата. Расположились бойцы в окопах. Обещали солдатам помощь. Ждут защитники подкрепления.

   Пошли фашисты на штурм моста. Открыли пулеметный огонь по нашим. Изрешетили весь левый берег.

   Бьются солдаты отважно. Не подпустили к мосту фашистов. Отстояли подходы к городу. (слайд 8)

                                         ( по С.Алексееву)

- Много подвигов совершили солдаты во время Великой Отечественной войны.

- Как называют таких людей?

- Какими качествами обладали солдаты?

 

Карточка 2

Прочитайте текст.

Определите тему и главную мысль текста.

Выпишите сложное предложение из текста, подчеркните грамматические основы.

  Шёл штурм Берлина. Грозно грохотали советские орудия, от разрывов мин и снарядов содрогалась земля. Огромные каменные здания рушились и горели с треском, как соломенные.

Танки вспыхивали, как дымные костры. А в узком переулке, совсем рядом с грохотом и взрывами, — мирная картина. Бородатый русский солдат варит кашу. Откроет крышку, помешает кашу, чтобы не пригорела, и снова подкинет дров. За его мирной работой наблюдает множество голодных детских глаз из подвала полуобвалившегося дома напротив. Накормил солдат голодных немецких мальчишек и девчонок, ели дети солдатскую кашу с удовольствием.

 

- Почему солдат накормил немецких детей, а не сохранил кашу для бойцов?

- О каких ценностях говорится в тексте?

- Ребята, это не единственная история, когда российские солдаты спасали немецких детей. Послушайте еще одну историю.

«В Берлине стоит монумент – воин держит маленькую девочку на руках. Этот памятник поставлен в честь подвига, который совершил Трифон Лукьянович, советский солдат. Во время боя раздалась пулеметная очередь, и женщина, не выпуская ребенка, замертво упала на мостовую. Боец услышал громкий плач ребенка. Он ползал возле убитой матери, тормошил ее и так плакал, что у закаленных войной солдат мороз пошел по коже. И тогда из укрытия поднялся боец. Закинув за плечи автомат, он прижался к мостовой, пополз в сторону плачущего ребенка. «Сержант, назад!» — крикнул командир роты, но тот только махнул рукой и пополз дальше. Лукьянович дополз до убитой женщины, взял плачущую девочку и пополз назад. Но ползти с ребенком было неудобно. Он встал и, прижимая девочку к груди, пригнувшись, побежал. И когда уже добежал до своих, с немецкой стороны раздался единственный выстрел: как видно, притаившийся в развалинах снайпер решил не упускать свою жертву. Лукьянович пошатнулся, но успел передать свою ношу в протянутые руки бойцов и упал. Через пять дней Трифон Андреевич Лукьянович умер в военном госпитале, не дожив до победы несколько дней».

Вот такой подвиг ценой своей жизни совершил солдат. (слайд 9)

Карточка 3  (карточка для сильной группы)

 Прочитайте текст.

Определите тему и главную мысль текста.

Сделайте синтаксический разбор 12 предложения.

Новороссийск. Город-воин. Город-герой. Город на Черном море, морской и военный порт, самый крупный на всем Кавказе.

  В августе 1942 года фашисты начали наступление на Новороссийск. Упорными, долгими были бои за Новороссийск. И все же к середине сентября большая часть города оказалась в руках у фашистов. Надеялись фашисты стать хозяевами Черного моря.

  Только не получилось. Блокировали наши Новороссийск. Держали под обстрелом морские подходы к городу.

Остановили советские воины фашистов под Новороссийском. Застрял в Новороссийске, как в ловушке, фашистский мамонт.

- Как назван город Новороссийский?

- Какие еще города-герои вы знаете?

-  Города - герои — почётное звание, которого удостоены 12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945. (слайд 10)

- Оцените работу в  группах по критериям.  

Выполняют задания проблемного характера

Первая группа.

Читают текст.

- Тема текста: Оборона моста.

- Главная мысль текста: Мужество и отвага солдат в борьбе с врагом.

- Нераспространенные предложения: Танки столпились. Сгрудилась артиллерия.

- Герои.

- Отвага, мужество, стойкость, храбрость.

Вторая  группа.

Читают текст.

- Тема текста: Солдатская каша.

- Главная мысль текста: Милосердие по отношению к детям.

- Сложное  предложение: Накормил солдат голодных немецких мальчишек и девчонок, ели дети солдатскую кашу с удовольствием.

- Дети были голодные. Они совсем маленькие. Дети не виноваты в конфликтах взрослых детей.

- Доброта, милосердие, забота.

Оценивают работу, доказывая свою точку зрения.

Слушают рассказ учителя.

Третья группа.

Читают текст.

- Тема текста: Город - герой.

- Главная мысль текста: Не получилось у фашистов стать хозяевами Черного моря, остановили их российские солдаты.

- Двенадцатое предложение:                              

Остановили советские воины фашистов под Новороссийском. (Повествов., невослиц., прост., двусостав., распостр.)

 

Воины (какие?) советские; остановили (кого?) фашистов; остановили (где?) под Новороссийском.

- Город-воин. Город – герой.

- Москва, Одесса и т.д.

Оценивают свою работу.

Регулятивные

планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами;

оценивать результаты работы.

Коммуникативные

Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Личностные

Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев

6. Итог урока

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме

Организация обобщения изученного материала

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Обобщите знание о слове и предложении.

- Какую дополнительную информацию получили  о Великой Отечественной войне.

- Какие выводы сделали по итогам Урока памяти?

Помогают учителю подвести итоги.

Обобщение. Рефлексия.

- Узнать дополнительную информацию о Великой Отечественной войне.

- Обобщить знания о слове и предложении

Обобщают знания о слове и предложении Высказывания обучающихся.

- Нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны, чтобы в будущем не допустить такого. Люди должны жить в мире.

Коммуникативные

включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Личностные

Проявлять интерес к русскому языку.

Регулятивные

оценивать результаты работы.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

Учитель предлагает  дома составить синквейн к слову солдат и выполнить упр. 244 на стр. 133.

- Назовите алгоритм составления синквейна.

- Прочитайте задание к упражнению 244. Почему памятник так назван?

 

Молодцы!

Осмысление домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневник.

- Памятники Неизвестному солдату символизируют память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы (не установлены фамилия и имя солдата).

Коммуникативные

включаться в диалог, в коллективное обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие по русскому языку в 3 классе: "Парные согласные в корне слова.Закрепление"

Презентация урока по русскому языку, которую я хочу предложить вашему вниманию,  может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование ИКТ на уроке.  1 слайд– кар...

Урок - презентация по русскому языку для учеников 3 класса "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок - презентация закрепление пройденного по теме "Обобщение знаний об имени существительном"...

Разработка урока по русскому языку в 3в классе по теме «Средства связи слов в предложении»

Разработка   урока по русскому языкув 3в  классепо теме «Средства связи слов в предложении»...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение изученного материала"

Технологическая карта урока русского языка 2 класс по теме: Обобщение изученного материала. На уроке учащиеся закрепляют изученные орфограммы....

Технологическая карта по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Связь слов в предложении"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Развитие у обучающихся умений устанавливать связь слов в предложении. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Формиро...