1.Организационно - мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу мира и добра. Предлагаю взяться за руки и передавать улыбку и рукопожатие и сказать «Миру – мир!». (слайд 1) - Я рада, что у нас отличное настроение. Садитесь. - Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно.
| Доброжелательный настрой на урок
Слушают. Улыбаются друг другу, берутся за руки и передают рукопожатие. - Миру – мир!
Садятся.
| Личностные Развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим
Коммуникативные Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. |
2. Актуализация знаний Постановка цели и задач урока. | - Подберите и запишите к слову мир однокоренные слова. Выделите корень. (слайд 2)
- Подберите к слову мир антоним. - Какая война длилась 1418 дней и ночей, почти 4 года и закончилась Великой Победой? - День памяти – Победы праздник, Несут венков Живую вязь, Тепло букетов Красок разных, Чтоб не терялась С прошлым связь. И плиты скорбные согреты Цветов дыханьем полевым. Прими, боец, Как дар, всё это Ведь это нужно Нам, Живым. (А. Усачев) - Сформулируйте тему нашего урока. - В рамках урока русского языка пройдет урок памяти. Тему вы определили правильно: Великая Победа. Обобщение знаний о слове и предложении. - 2020 год объявлен Годом Памяти и славы, так как вся страна празднует юбилей – 75 лет со дня Великой Победы. (на слайде 4) - Сформулируйте задачи урока? | - Мир, мирный, мирить, помирить. - Корень мир-.
- Война.
- Великая Отечественная война.
Слушают стихотворение.
- Тема урока: Великая Победа.
- Узнать дополнительную информацию о Великой Отечественной войне. - Обобщить знания о слове и предложении | Личностные Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев Коммуникативные: Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Регулятивные Самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения. |
3. Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) | Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме - Ребята, кто на фронтах Великой Отечественной войны добывал победу? - Где можно посмотреть лексическое значение этого слова? (слайд 5) - У вас на партах лежат толковые словари. Поработайте в парах. Вспомните правила работы с толковым словарем и найдите и прочитайте лексическое значение слова солдат.
- Найдите слово солдат в орфографическом словаре. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Подберите и запишите к слову солдат синонимы. - Составьте и запишите предложение со словом солдат. - Большая война – это всегда большая кровь и колоссальные жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной могли быть куда более сокрушительными, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. Столько храбрости, мужества, бесстрашия они проявляли! - Определите вид предложения по цели высказывания и по интонации.
- Найдите и подчеркните грамматическую основу этого предложения. - Распространённое или нераспространённое это предложение? Докажи. - Выпишите словосочетания из этого предложения и обозначьте главное и зависимое слова. - Обобщите знания о предложении. . | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах - Солдаты.
- В толковом словаре.
Работают в парах. Ищут лексическое значение слова солдат. - 1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и к неначальствующему составу. 2. Военный человек, воин.
-В слове солдат два слога, ударение падает на второй слог, безударная непроверяемая гласная О в первом слоге. Записывают слово солдат. - Солдат, воин, боец,
- Солдат вынес с поля боя раненого друга.
- По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное. - Солдат вынес.
- Распространённое, так как есть второстепенные члены предложения. х х х - Вынес с поля, раненого друга, с поля боя.
Делают выводы.
| Регулятивные планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами; оценивать результаты работы. Коммуникативные Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные Проводить сравнение и осуществлять анализ; делать выводы; сравнивать. Личностные Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев. Предметные работать с понятием «лексическое значение слова», с толковым словарем, знания о роли слова и предложения в речи, о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
| Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму) - Работаем с карточками. Прочитай текст. Определи тему и главную мысль текста. Спиши, расставляя знаки препинания в конце предложений. Сделать синтаксический разбор четвертого предложения.
«Катюши» – это реактивные минометные установки Снаряды «катюш» обладали огромной разрушительной силой Идут фашисты Вдруг разорвалось на части голубое небо Что это Это реактивные снаряды «катюш» открыли огонь по фашистам Немного фашистов тогда уцелело Кто выжил, зайцем метнулся к себе в тылы Старайтесь, «катюши» ( по С.Алексееву) |
- Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль. - Впервые «катюши» были применены 14 июля 1941 года в боях под городом Оршей. В тылу на заводах их изготавливали женщины, подростки, мужчины, которые по состоянию здоровья не попали на фронт. Они трудились почти сутками, на сон уходило немного времени. Девизом было: «Все для фронта, всё для победы!» (слайд 7) - Какие знаки препинания поставили в предложениях.
- Найдите нераспространённое предложение. - Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения.
| Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя… Читают текст на карточке.
- Тема: «Реактивные минометные установки «катюша». - Главная мысль: победа над врагами, благодаря новой военной технике, которую создавали в тылу.
- В пятом предложении ?, так как это вопросительное предложение. - В последнем предложении !, так как это побудительное предложение. - В остальных предложениях поставили точки. Предложения повествовательные. - Идут фашисты.
Как? Как? Какое ? ![]()
- Вдруг разорвалось на части голубое небо. (Повествов., невослиц., прост., двусостав., распостр.)![]()
| . Познавательные Проводить сравнение и осуществлять анализ; делать выводы; сравнивать. Регулятивные планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами; оценивать результаты работы. Коммуникативные Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Предметные знания о роли слова и предложения в речи, о видах предложения по цели высказывания, интонации; делать синтаксический разбор предложений, через тексты о Великой Отечественной войне. Личностные Сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев
|
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дает задания проблемного характера для применения новых знаний и умений Предлагаю поработать в группах. У каждого даны карточки. Выполняете задание и презентуете работу классу. Карточка 1 Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. Выпишите нераспространённые предложения. Выделите грамматическую основу этих предложений. Вышли к мосту фашисты. Танки столпились. Сгрудилась артиллерия. Пехота забила весь правый берег. Необходима для войск переправа. Нужен фашистам мост. Обороняет мост совсем небольшой отряд, немногим больше стрелковой роты. Защищает мост и солдат Гаркуша. Молод совсем Гаркуша. Первый бой впереди у солдата. Расположились бойцы в окопах. Обещали солдатам помощь. Ждут защитники подкрепления. Пошли фашисты на штурм моста. Открыли пулеметный огонь по нашим. Изрешетили весь левый берег. Бьются солдаты отважно. Не подпустили к мосту фашистов. Отстояли подходы к городу. (слайд 8) ( по С.Алексееву) - Много подвигов совершили солдаты во время Великой Отечественной войны. - Как называют таких людей? - Какими качествами обладали солдаты?
Карточка 2 Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. Выпишите сложное предложение из текста, подчеркните грамматические основы. Шёл штурм Берлина. Грозно грохотали советские орудия, от разрывов мин и снарядов содрогалась земля. Огромные каменные здания рушились и горели с треском, как соломенные. Танки вспыхивали, как дымные костры. А в узком переулке, совсем рядом с грохотом и взрывами, — мирная картина. Бородатый русский солдат варит кашу. Откроет крышку, помешает кашу, чтобы не пригорела, и снова подкинет дров. За его мирной работой наблюдает множество голодных детских глаз из подвала полуобвалившегося дома напротив. Накормил солдат голодных немецких мальчишек и девчонок, ели дети солдатскую кашу с удовольствием. - Почему солдат накормил немецких детей, а не сохранил кашу для бойцов?
- О каких ценностях говорится в тексте? - Ребята, это не единственная история, когда российские солдаты спасали немецких детей. Послушайте еще одну историю. «В Берлине стоит монумент – воин держит маленькую девочку на руках. Этот памятник поставлен в честь подвига, который совершил Трифон Лукьянович, советский солдат. Во время боя раздалась пулеметная очередь, и женщина, не выпуская ребенка, замертво упала на мостовую. Боец услышал громкий плач ребенка. Он ползал возле убитой матери, тормошил ее и так плакал, что у закаленных войной солдат мороз пошел по коже. И тогда из укрытия поднялся боец. Закинув за плечи автомат, он прижался к мостовой, пополз в сторону плачущего ребенка. «Сержант, назад!» — крикнул командир роты, но тот только махнул рукой и пополз дальше. Лукьянович дополз до убитой женщины, взял плачущую девочку и пополз назад. Но ползти с ребенком было неудобно. Он встал и, прижимая девочку к груди, пригнувшись, побежал. И когда уже добежал до своих, с немецкой стороны раздался единственный выстрел: как видно, притаившийся в развалинах снайпер решил не упускать свою жертву. Лукьянович пошатнулся, но успел передать свою ношу в протянутые руки бойцов и упал. Через пять дней Трифон Андреевич Лукьянович умер в военном госпитале, не дожив до победы несколько дней». Вот такой подвиг ценой своей жизни совершил солдат. (слайд 9) Карточка 3 (карточка для сильной группы) Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. Сделайте синтаксический разбор 12 предложения. Новороссийск. Город-воин. Город-герой. Город на Черном море, морской и военный порт, самый крупный на всем Кавказе. В августе 1942 года фашисты начали наступление на Новороссийск. Упорными, долгими были бои за Новороссийск. И все же к середине сентября большая часть города оказалась в руках у фашистов. Надеялись фашисты стать хозяевами Черного моря. Только не получилось. Блокировали наши Новороссийск. Держали под обстрелом морские подходы к городу. Остановили советские воины фашистов под Новороссийском. Застрял в Новороссийске, как в ловушке, фашистский мамонт. - Как назван город Новороссийский? - Какие еще города-герои вы знаете? - Города - герои — почётное звание, которого удостоены 12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945. (слайд 10) - Оцените работу в группах по критериям.
| Выполняют задания проблемного характера
Первая группа. Читают текст. - Тема текста: Оборона моста. - Главная мысль текста: Мужество и отвага солдат в борьбе с врагом. - Нераспространенные предложения: Танки столпились. Сгрудилась артиллерия.
- Герои.
- Отвага, мужество, стойкость, храбрость.
Вторая группа. Читают текст. - Тема текста: Солдатская каша. - Главная мысль текста: Милосердие по отношению к детям. - Сложное предложение: Накормил солдат голодных немецких мальчишек и девчонок, ели дети солдатскую кашу с удовольствием.
- Дети были голодные. Они совсем маленькие. Дети не виноваты в конфликтах взрослых детей. - Доброта, милосердие, забота. Оценивают работу, доказывая свою точку зрения.
Слушают рассказ учителя.
Третья группа. Читают текст. - Тема текста: Город - герой. - Главная мысль текста: Не получилось у фашистов стать хозяевами Черного моря, остановили их российские солдаты. - Двенадцатое предложение: Остановили советские воины фашистов под Новороссийском. (Повествов., невослиц., прост., двусостав., распостр.) Воины (какие?) советские; остановили (кого?) фашистов; остановили (где?) под Новороссийском. - Город-воин. Город – герой. - Москва, Одесса и т.д.
Оценивают свою работу. | Регулятивные планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными задачами; оценивать результаты работы. Коммуникативные Излагать и аргументировать свою точку зрения работая в группе; включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные Чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев |