Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Чемоданова Наталия Вячеславовна

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._po_rodn.rus_.yaz_.docx456.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\2019-10-18 литерч нарр 4\литерч нарр 4 001.jpg

 Пояснительная записка

При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)»  обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

II Планируемые результаты

2.1. Предметные

Родной язык (русский):

1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение

использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

2.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета

Родной язык (русский)

Содержательная линия «Система языка»:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово.
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок. 

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

III Содержание учебного предмета

Родной язык (русский)

Фонетика и орфоэпия.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.

Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

                             

                  Календарно-тематическое планирование

                                                       4 класс

Тема

Предметное содержание

        1 четверть

Дата

план

факт

1

Русский язык – язык общения. Текст.

Диалогическая и монологическая речь. Нормы речевого этикета, значение слов приветствий, извинений, просьб, прощаний в русской речи, использование их в  общении.

Русские народные пословицы о речи и языке. Составление текста по выбранной пословице.

Комплексная работа со структурой текста: озаглавливание, корректировка последовательности частей (абзацев), предложений.Этимология слова каникулы.Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

2

Однородные члены предложения.

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснение постановки запятых в предложениях с однородными членами, оценка текста с точки зрения пунктуационной правильности.

Поиск информации о деятельности людей, занятых в сельском хозяйстве, расширение активного словаря обучающихся по данной теме, составление рассказа о профессиях и людях труда, работающих на селе (профессии родителей, родственников и др.).Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника по данному плану.

3

Лексическое значение слова.

Анализ высказываний о русском языке. Определение значения слова по тексту и уточнение с помощью толкового словаря.

Распознавание многозначных слов, слов в прямом и переносном значениях, синонимов, антонимов, фразеологизмов, устаревших слов. Наблюдение за использованием их в тексте. Работа со словарями.

Составление предложений, в которых слово употреблено в прямом или переносном значении.Составление собственных толковых словариков: внесение слов, значение которых ранее было неизвестно. Этимология слов с частью библио.

Работа со словарем иностранных слов.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами русского языка, употреблением фразеологизмов в речи. Составление текста по рисунку с использованием фразеологизма.

4

Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Выделение частей слова, объяснение значения некоторых суффиксов, приставок и значения слова. Моделирование слов с определенным составом. Группировка слов по составу, корректировка ошибочного объединения слов в группу, подбор слов к заданной схеме.

Установление зависимости способа проверки от места орфограммы в слове, объяснение с помощью алгоритма правильности написания слова. Применение разных способов проверки изученных орфограмм.

Знакомство с отдельными фактами из истории русского языка: происхождение и значение постфикса –ся (-сь).

Правописание суффиксов –ик, -ек.

Составление и запись текста объявления, поздравления.

5

Части речи.

Классификация слов по частям речи на основе изученных признаков. Анализ изученных признаков и соотнесение их с той частью речи, которой они присущи. Составление сообщений о частях речи с использованием таблиц, схем и др. Написание отзыва по репродукции картины русского художника-иллюстратора.

2 четверть

6

Типы склонения имен существительных.

Начальная и косвенная форма имен существительных. Падежные и смысловые вопросы, определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Нормы употребление в речи неизменяемых имен существительных.

Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3 типу склонения, группировка имен существительных по типу склонения.

7

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Установление наличия в именах существительных безударного окончания и определение способа его проверки. Объяснение с помощью алгоритма правильности написания орфограммы, корректировка ошибочного написания слов.

Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящие и ц (врачом – задачей).

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

8

Проект «Говорите правильно!»

Употребление в речи имен существительных во множественном числе в именительном (директора, шофёры) и родительном (яблок, апельсинов) падежах. Исследование речи взрослых, сверстников относительно употребления форм имен существительных множественного числа (именительный и родительный падежи). Участие в презентации результатов проектной деятельности.

3 четверть

9

Проект «Имена прилагательные в произведениях А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке»)».

Поиск в сказке имен прилагательных и определение их роли в передаче авторского отношения к героям произведения и пониманию главной мысли. Осуществление лексического анализа слов – имен прилагательных. Участие в презентации результатов проектной деятельности.

10

Склонение имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Определение и обоснование написания безударного падежного окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе, проверка правильности написанного.

11

Склонение имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Определение и обоснование написания безударного падежного окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе, проверка правильности написанного.

12

Согласование имен прилагательных и именсуществительных в речи.

Морфологический разбор имени прилагательных.

Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи.

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, корректировать ошибки, оценивать результат.

13.

Глагол как часть речи.

Определение грамматических признаков глаголов (число, время, роль в предложении), различение неопределенной формы среди других форм глагола и омонимичных имен существительных (знать, печь и др.). Трансформирование текст путем изменения времени глагола.

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

14

Формы глагола.

Работа с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, определение лица и числа глаголов, выделение личных окончаний. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).

Роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени ( -ешь, -ишь).

4 четверть

15

Спряжение глагола. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Группировка глаголов из текста в соответствии с принадлежностью их к I или II спряжению.

Соблюдение последовательности действий при выборе личного окончания глагола в процессе работы по алгоритму определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Правописание и правильное произношение возвратных глаголов.

16

Правописание глаголов в прошедшем времени. Морфологический разбор глаголов.

Обычаи и традиции русского народа. Образование глаголов в прошедшем времени, правописание родовых окончаний. Соблюдение норм произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Значение спорта в жизни людей и страны, составление текста на спортивную тему по выбору учащихся (на основе наблюдений или личного интереса к какому-либо виду спортивной деятельности).

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи, следовать составленному алгоритму.

17

Проект «Русский язык: прошлое и настоящее».

Поиск и обобщение информации об истории русского языка, об изменениях, происходящих в языке,  нормах речевого общения. Участие в презентации результатов проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...