Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
статья по русскому языку (1, 2, 3 класс)

Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звуко-буквенный состав слова14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов ГОБОУ «ЦАО», г. Великий Новгород

Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

  • Сделать звуко-буквенный разбор слова для детей с ОВЗ неимоверно трудное дело.

У детей с ОВЗ множество нарушений:

- ограниченность словаря;

- несформированность словообразовательных процессов;

- бедность грамматических конструкций;

- затруднения при развернутом высказывании.

Это все препятствует овладению и письменной и устной речью.

Перед учителем встает задача: развить у ребенка произвольную речь (чтобы его понимали окружающие), овладеть программой русского языка начальной школы.

Чтобы сделать звуко-буквенный разбор слова ребенок много должен вспомнить.

  • Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова.
  1. Запись слова.
  2. Постановка ударения. Учимся петь слово, как песню, часто не получается, делаем хором.
  3. Запись звучания слова. С детьми с ОВЗ этот пункт мы пропускаем, это для них сложно.
  4. Подсчет звуков и букв. Для этого дети должны знать, или повторить с учителем, что звуки мы слышим, а буквы мы видим. Звуки считаем отвернувшись от слова, произносим его и считаем на пальцах. Буквы мы считаем по записи на доске.
  5. Запись количества гласных. Многие дети запоминают их только по цвету – красные и синие. Из количества гласных записываем количество согласных.
  6. Деление на слоги. Выполняется в помощью хлопков, кто не может – учитель берет руки ребенка и при хоровом произнесении слова, производит хлопок.
  • Характеристики согласных.

Еще мы с детьми изучаем, что согласные бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные. Над этими характеристиками необходимо работать каждый урок. В виду особенности их психического развития, эти сложные термины у детей очень быстро стираются из их памяти. Еще раз подчеркну, только в системе и на каждом уроке характеристики согласных усваиваются у незначительного количества детей. Многим это недоступно никогда.

  • Для чего нужен звуко-буквенный разбор слова?

Нужен для осознанного овладения русским языком, грамотного написания слов. Многим детям это не доступно, но если несколько детей улучшит свою письменную речь, это уже хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....