Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ветренко Светлана Анатольевна

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

2 класс

Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Тип урока: обобщающий.

Цель: повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков.

Задачи:

Обучающие:

продолжать учить писать слова с разделительными Ь, Ъ знаками;   уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

Развивающие:

обогащение словарного запаса;  развитие логического мышления, связной устной и письменной речи.

Воспитывающие:

интерес к предмету;  уважительное отношение друг к другу (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);  самостоятельность.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

А сейчас, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всѐ ль на месте,

Всѐ ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

II. Формулирование темы и цели урока.

Посмотрите и определите, что случилось со словами?

Судя, вюга, житѐ, плате

отехать, обяснить, сѐжился.

Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чѐм будем говорить на уроке.

 Кто может назвать тему урока?

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак?

III. Минутка чистописания.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

Чистописание:

Ь Ъ     ЬЬ ЪЪ     ЬЬЬ ЪЪЪ.

Определите закономерность и пропишите в тетрадях.

Один ученик проговаривает стихотворение:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь

За работу я возьмусь.

IV. Немного из истории.

Ребята, а сколько букв в русском алфавите?

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лѐг в основу

современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графическиони не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

  Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твѐрдый). Буква «ер» -  Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).  

 До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделѐн на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время  буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слѐзы.

Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом.

Буква «ер» на конце слова   «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта   буква - бездельник  была   самой  дорогой буквой мира.

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

V. Словарная работа.

Выписать слова,в которых есть ь.(воробьи, коньки, тетрадь, учитель,пальто,морковь,картофель)

Устно придумать с этими словами предложения.

Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.  

 1.Сообщить о чѐм-то. «объявить»

 2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»

3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»

4.Пятачком в земле копаюсь, в грязной  луже искупаюсь. «свинья»

5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»

6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»

7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»

 Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).

VI. Работа по теме урока.

Учитель читает слова. Мальчики записывают услышанные слова с Ъ, а девочки с Ь.

Крылья, рысью, подъезд, жильѐ, съѐжился, счастье, серьѐзный, съесть, подъѐм, семья, объявление, предъявить, судья, разъезд.

VII. Физминутка.

Мы с товарищем вдвоѐм шли на лыжах на подъѐм,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъѐм, чтобы съехать вниз потом.

VIII. Игра «Замени одним словом».

Метель, пурга (вьюга)

Сжался, скорчился (съѐжился)

Товарищи, приятели (друзья)

Спуск с горы  (съезд)

Животное, от которого произошѐл человек (обезьяна)  

IX Задание для 1группы

Тест.

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а)от..езд                                                                  

  б)с..ел                                                                    

  в)в..юга                                                              

  г)обез..яна  

2.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ъ ЗНАКОМ

  а)об..единение                                        

  б)вал..с                                    

  в)об..яснил                                                  

  г)скам..я  

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а)прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в)мурав..и                                                                

  г)коч..ка  

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК:  

    а)под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б)б..ѐтся, об..ехать, кос..ть                              

    в)ноч..ка, бел..ѐ, комп..ютер  

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а)пень                                                                

     б)жильѐ                                                              

     в)тьма                                                                

     г)муравей          

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..                                              

    а) об – ъяв – лени - е                                                                  

    б) объ –явле - ни – е                                                        

    в)о –бъяв – ле -ние                                                        

    г)объ –яв – ле - ние  

Задание для 2 группы.

 Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».

 Разделительный

Мягкий знак Твѐрдый знак

Руж  ѐ  

Раз  яснить  

Тат  яна  

Под  ѐм  

Здоров  е  

Обез  яна  

Об  единение  

С  едобный  

Птич  е  

Об  яснить  

Задание для 3 группы

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

[сй^эст]  

[сй^ожылс^а]  

[аб^й^ас^н^ил]  

[абй^экт]  

X. Закрепление изученного материала.

Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма

«Разделительный Ъ или Ь знаки».

Следы, заяц (заячьи следы)

хитрость, лиса (лисья хитрость)

пасть, волк (волчья пасть)

голоса, птицы (птичьи голоса)

дом, ехать (подъехать к дому)

ехать, гора (съехать с горы)

XI. Рефлексия

Закончи предложения.

Сегодня на уроке…

• Я научился…

• Я узнал…

• Больше всего понравилось…  

XII. Выставление оценок.

XIII. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...