Поурочное планирование по предмету "Русский язык" 3 класс, программа:"Школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Савина Анна Алексеевна

Поурочное планирование по предмету "Русский язык" 3 класс, программа:"Школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3d_russkiy_yazyk.docx73.23 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истры

   УТВЕРЖДАЮ

     Директор МОУ Лицей г.Истры

_______________/Оличева О. А./

Пр. №     от «   »             2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:                       русский язык                    

Учебный год:               2020/2021

Класс  3 «Д»

Количество часов в год                    170 ч

Количество часов в неделю            5 ч

Учитель: Савина Анна Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы  для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией Н. В. Виноградовой «Начальная школа 21 века», 1-4 классы, Москва, «Вентана-Граф», 2019 год – для учащихся 3 «Д» класса, который является общеобразовательным классом МОУ Лицей г. Истры.

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО и учебному плану МОУ Лицей г. Истры и следующим документам:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года No 27»-Ф3«Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., per. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241, зарегистрировав Минюстом России

04 февраля 2011 г., peг. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г №

373».

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях в 2019-2020 учебном году.

Программа интегрирована с программой «Родной язык», так как для всех обучающихся данного класса русский язык является

родным языком.

Программа рассчитана на 170 часов учебного времени (из расчёта 5 учебных часов в неделю).

Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших

школьников.

  1. Общие цели образования и характеристика курса:

Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Основные цели и задачи

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

2.  Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Начальная школа 21 век», на учебный предмет «Русский язык» отводится 170 часов (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели)

Программа третьего класса реализована в соответствии с   образовательным планом.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

5. Содержание учебного предмета

  1. «Как устроен наш язык»  (основы лингвистических знаний) (66 ч.) 
  2. Фонетика.  Повторение изученного в  1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
  3. Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
  4. Синтаксис. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
  5. Морфология.
  6. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
  7. Имя существительное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог:
  8. образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и
  9. нарицательные. Словообразование имен существительных.
  10. Имя прилагательное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
  11. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
  12. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
  13. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (62 ч.)
  14. Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
  15. Правописание падежных окончаний имея существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-,
  16. сочетаний   -ичк-, -ечк-.
  17. Правописание падежных окончании имен прилагательных.
  18. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а. но).
  19. «Развитие речи» (29 ч.)
  20. Продолжение работы над структурой текста, начатой во2 классе: «озаглавливание текстов» написание собственных текстов по заданным заглавиям;  
  21. корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану.
  22. Определение типов текстов (повествование описание, рассуждение) и создание собственных текста» заданного типа. Знакомство с изложением и
  23. сочинением как видами письменной работы.
  24. Знакомство с жанрами письма и поздравительной "открытки.
  25. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
  1. (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов,
  2. заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
  3. Резервные уроки (13 ч.) 

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа,

автор.

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год  издания.

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно – измерительные материалы, издательство, год издания.

Начальная школа XXI века

Н.В. Виноградова

3

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1, 2019 г.

Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  3 класс  / Под  ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007.

Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019.

Романова В.Ю., Петленко Л.В.  Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2019. (Оценка знаний).

Начальная школа XXI века

Н.В. Виноградова

3

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 2, 2019 г.

Иванов С.В., Кузнецова М.И.  Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. -  М.: Вентана – Граф, 2012

Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений  / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019

Электронные образовательные ресурсы

№п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твёрдых носителях)

Ресурсы сети Интернет

1.

«Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Образовательный диск

ООО «Кирилл и Мефодий»

2.

«Уроки Кирилла и Мефодия» из серии «Начальная школа»

Образовательный диск

ООО «Кирилл и Мефодий»

3.

Электронный образовательный ресурс для работы в классе к УМК «Русский язык. 1-4 класс» системы

учебников «Начальная школа XXI века»

Образовательный диск

ООО Издательский центр «Вентана- Граф»

  1. Психолого-педагогическая характеристика

             Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 3 «Д» класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 30 учащийся, из которых мальчиков – 13, девочек - 17.
            Учатся на «отлично» - 9 человек; на «4» и «5» -17 человек; на «3» - 4 человека.
 

Общий средний балл класса: 4,77

Общий % кач. зн. по предметам: 96,67

Общий СОУ по предметам (%): 92

Общий % успеваемости класса: 100

Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 96% учащихся.

           Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых». Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

             Часть обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в щколу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.
             Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы.
            Часть учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе.

Все дети занимаются в учреждениях дополнительного образования, как спортивного, так и эстетического направления.

У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

             В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 3-го года обучения

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

Различать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- предложения с однородными членами;

Выделять, находить:

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)

-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:

-падежных окончаний имен существительных;

-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;

-падежных окончаний имен существительных;

- словарных слов, определенных программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Темы

Кол-во часов

1

«Как устроен наш язык»:

Фонетика

Состав слова

Синтаксис

Морфология

2

«Правописание»

62 ч.

3

«Развитие речи»

29 ч.

4

Резервные уроки

13 ч.

Всего:

170 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

         

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Домашнее

задание

1

«Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику

Работа со схемой (задание «Дополни схему»). Проблемные ситуации в рубриках «Вспомни 2 класс» и «Давай подумаем». Работа с таблицами. Упражнения: сравнение буквенной записи слов с записью слов при помощи транскрипции.

2

«Правописание»

Вспоминаем правила написания прописной буквы

Сопоставление, анализ   слов и выбор сочетания слов по образцу.

3

«Как устроен наш язык»

Фонетический разбор

слова

Упражнение: правила, анализ ошибок.

Обсуждение порядка выполнения фонетического анализа слова. Коллективное обсуждение   правила. Упражнение: отработка   алгоритма   правила.

4

«Правописание»

Вспоминаем правила переноса слова

Упражнения: правила переноса слов. Обсуждение правил переноса слов. Фронтальная работа. Тренировочные упражнения по учебнику.

5

«Развитие речи»

Повторяем: текст, его признаки и типы

Беседа. Работа с текстом стихотворения. Коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом-описанием. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста.

6

«Как устроен наш язык»

Фонетический разбор слова

Наблюдения над языковым материалом «Вспомни 2 класс». Работа в парах. Упражнения: алгоритма фонетического анализа слов.

7

«Правописание» Повторяем правила обозначения гласных после шипящих.

Индивидуальная работа: отработка правила обозначения   гласных после шипящих. Осложненное списывание.

8

«Как устроен наш язык»

Повторяем состав слова

Повторение: части   слова и их обозначение. Фронтальная  работа. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу

9

«Правописание»

Контрольная работа №1 (списывание) «Повторение   орфограмм   корня»

Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв. Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы   замена звуковой записи слов буквенной.

10

«Правописание»

Работа над ошибками.

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв. Классификация слов по   наличию (отсутствию) данной орфограммы   замена    звуковой записи слов буквенной.

11

«Правописание»

Контрольная работа №2 (входной диктант) «Орфограммы, изученные во втором классе»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

12

«Развитие речи»

Работа над ошибками.

Повторяем признаки и типы текстов

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций.

13

«Как устроен наш язык»

Разбор слова по составу

Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слов по составу (нахождение суффикса и приставки).  Решение проблемных задач.  Фронтальная работа и работа в парах.

14

«Правописание»

Повторяем правописание согласных в корне слова

Знать правила написания парных согласных в корне слов и на конце.

Уметь подбирать проверочные слова.

14

«Как устроен наш язык»

Повторяем словообразование

Повторение изученных способов словообразования. Упражнения: развернутое толкование слов, образование слов заданным   способом, работа с таблицей учебника.

15

«Правописание»

Повторяем правописание   непроизносимых

согласных в корне слова

Выполнение упражнений на повторение данной    орфограммы: классификация слов. Замена    звуковой записи слов буквенной. Повторение правила деления слов для   переноса.

16

«Развитие речи»

Текст и его заголовок

Словарный диктант.

Фронтальная работа: возможные тексты по    данным   заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста.

17

«Как устроен наш язык»

Разбор слова по составу и словообразование

Упражнения: полный письменный разбор слов по составу; исправление неверно выполненных разборов; нахождение слов, соответствующих данной схеме.

18

«Правописание»

Вспоминаем правописание суффиксов

Упражнения на повторение изученных орфограмм, конструирование слов с использованием   изученных правил, классификация слов.

19

«Правописание»

Повторяем правописание приставок

Анализ языкового материала: определение

 принципа   классификации слов. Упражнение     на    повторение изученных орфограмм. Индивидуальная работа.

20

«Развитие речи»

Заголовок и начало текста

Коллективное обсуждение начала текста. Озаглавливание текста. Анализ   и корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь.

21

«Как устроен наш язык»

Предложение и его смысл. Слова в предложении

Сопоставление определений   предложения в рубрике «Вспомни   2 класс».  

Наблюдение   над   языковым   материалом: смысл   предложения, слова в предложении, границы предложения.

22

«Как устроен наш язык»

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Фронтальная работа: выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определение целей высказывания предложения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунками.

23

«Развитие речи»

Последовательность абзацев в тексте

Работа в группах по восстановлению последовательности    предложений    в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста.

24

«Развитие речи»

Деление текста    на абзацы

Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста.

25

«Как устроен наш язык»

Главные члены предложения

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала.  Коллективное обсуждение правила.  Работа в парах.

26

«Правописание»

Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака

Проблемная   ситуация: различение разделительного твёрдого и мягкого знака. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: слова с непроизносимым согласным звуком.

27

«Как устроен наш язык»

Главные члены предложения

Коллективное   обсуждение   правила   и алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого.  Работа   с   рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала.  Проблемная   ситуация   в рубрике «Давай подумаем».

28

«Правописание»

Учимся писать приставки

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Анализ слов с приставками на з//с.  Объяснительный   диктант.  Тренировочные упражнения.

29

«Правописание»

Учимся писать     приставки, оканчивающиеся на з//с.

Классификация слов с приставками на з//с. Упражнения

отработка алгоритма применения    правила.  Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа.

30

«Как устроен наш язык»

Подлежащее

Словарный диктант.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем» Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректирование и исправление ошибок в употреблении подлежащего и сказуемого.

«Как устроен наш язык»

Сказуемое

Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Анализ алгоритма нахождения сказуемого. Упражнения: отработка алгоритма нахождения сказуемого.

31

«Развитие речи»

Учимся   писать письма

Коллективная работа: составление плана текста по вопросам Наблюдение над обращением в письмах.

32

«Как устроен наш язык»

Подлежащее и сказуемое

Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем».  Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. Работа   с   кроссвордом.  Анализ языкового материала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование предложений.

33

«Развитие речи»

Учимся писать письма

Беседа.  Анализ   текстов   учащихся, корректирование. Самостоятельная работа: написание письма.

34

«Как устроен наш язык»

Второстепенные члены предложения

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: нахождение   второстепенных членов в предложении. Коллективная работа по усвоению алгоритма действия. Индивидуальная работа: составление предложений.

35

«Как устроен наш язык»

Обстоятельство

Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Работа с таблицей. Коллективное   выведение   правила.  Анализ языкового материала. Тренировочные упражнения по учебнику.

36

«Как устроен наш язык»

Обстоятельство

Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Работа с таблицей. Анализ языкового материала. Тренировочные упражнения по учебнику.

37

«Правописание»

Учимся писать приставку - с.

Обсуждение правила. Устная работа.

38

«Как устроен наш язык»

Учимся писать письма

Беседа. Работа в парах: корректирование текста письма. Коллективная работа: составление плана письма. Самостоятельная работа: написание письма.

39

«Как устроен наш язык»

Определение

Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдения над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений.

40

«Правописание»

Контрольная работа №3. Итоговый диктант за 1 четверть

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

41

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками.

Определение

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания.

42

«Правописание»

Учимся писать слова с двумя корнями

Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой «Путешествие   в   прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные.  Письмо под диктовку.

43

«Правописание»

Запоминаем соединительные гласные о, е

Упражнения: сложные слова с соединительными   гласными.  Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. Письмо под диктовку.

44

«Развитие речи»

Учимся писать письма

Словарный диктант.

Беседа. Работа с текстом: восстановление начала письма. Самостоятельная работа: исправление текста.

45

«Как устроен наш язык»

Дополнение

Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Наблюдения над языковым материалом.  Коллективное обсуждение правила. Упражнения: нахождение дополнений.   Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

46

«Как устроен наш язык»

Дополнение

Обсуждение проблемной ситуации. Наблюдения над значениями дополнений. Сравнительная работа: каким членами предложения являются формы одного и того же слова. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое».

47

«Правописание»

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Наблюдение над обозначением звука -о-  после шипящих в корнях слов. Коллективное выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения.        

48

«Правописание»

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Классификация слов с о, ё после шипящих в корне слова. Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти.

49

«Развитие речи»

Учимся писать текст

Беседа. Работа с текстом. Рецензирование работ. Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие   в   прошлое».

50

«Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем» Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения.

51

«Правописание»

Учимся обозначать звук «ы» после звука «ц»

Сопоставление звуковой и   буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с –ци в корне, с окончанием –ы.

52

«Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

Тренировочные упражнения устного характера. Комментированное письмо.

Индивидуальная работа со схемами. Работа в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Обсуждение рубрики «Обрати внимание».

53

«Правописание»

Знаки препинания при однородных членах предложения

Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации. Коллективное формулирование   правила. Письмо по памяти и под диктовку. Тренировочные упражнения. Комментированное письмо.

54

«Развитие речи»

Учимся писать письма

Беседа. Коллективное обсуждение текста. Самостоятельная работа: написание письма с опорой на текст. Творческая работа.

55

«Как устроен наш язык»

Контрольная работа №4 (диктант) «Простое предложение»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

56

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками.

Однородные члены предложения

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Коллективная работа над упражнениями учебника. Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах.  Комментированное письмо. Конструирование предложений по схемам.

57

«Правописание»

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Наблюдение: пунктуация при однородных  

членах, соединенных союзами. Анализ схем. Фронтальная и  

индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква -и  

в корне, правила переноса слов.

58

«Как устроен наш язык»

Однородные члены предложения

Упражнения: связь между однородными членами, исправление ошибок в употреблении однородных членов. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

59

«Правописание»

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

 Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений. Повторение: буква ё после шипящих в корне слова.

60

«Развитие речи»

Учимся писать письма

Словарный диктант.

Обсуждение проблемного вопроса. Работа с рисунком учебника. Беседа. Самостоятельная работа. Обсуждение  

написанных работ.

61

«Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и состав слова

Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Творческая работа. Самостоятельная работа по вариантам.

62

«Как устроен наш язык»

Контрольная работа №5 (диктант) «Фонетический анализ слова, разбор слова, простое предложение, члены простого предложения»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

63

«Правописание»

Работа над ошибками.

Повторение

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Конструирование предложений с однородными членами. Комментированное письмо. Объяснительный диктант.

64

«Как устроен наш язык»

Части речи

Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Классификация слов по значению: слова, отвечающие на вопросы Кто?  Что? Какой? Что делать? Коллективное обсуждение правила. Работа с рисунком учебника.

65

«Как устроен наш язык»

Самостоятельные и служебные части речи

Наблюдение: самостоятельные и служебные части    речи. Коллективное формулирование правила. Проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем». Классификация: изменение слов по данным образцам. Работа с рубрикой «Обрати внимание».

66

«Развитие речи»

Повторение

Индивидуальная работа с последующим обсуждением: подбор заглавия, составление плана текста, разграничение и сравнение текста-описания и текста-повествования, создание собственного текста.

67

«Как устроен наш язык»

Имя существительное

Коллективное    обсуждение    вопросов,

связанных с изучением имени существительного. Работа с рубрикой «Давай подумаем».  Классификация существительных по вопросам и значениям.

68

«Правописание»

Повторение

Обобщение изученных орфограмм, решение орфографической   задачи, работа в парах: конструирование предложений. Комментированное   письмо.  Объяснительный диктант

69

«Развитие речи»

Учимся писать изложение

Работа с текстом: тип, смысловая цельность. Обсуждение проблемной ситуации. Работа в группах.

70

«Правописание»

Контрольная работа №6. Итоговый диктант за 2 четверть

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

71

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками.

Род имён существительных

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Коллективное обсуждение правила.

Упражнения: определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание».

72

«Как устроен наш язык»

Род имён существительных

Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных. Обсуждение   материала    рубрики «Обрати внимание». Выборочный диктант. Работа с карточками.

73

«Развитие речи»

Учимся писать изложение

Индивидуальная   работа: написание изложения текста – описания, взаимопроверка (работа   в   парах).  Решение проблемной задачи.

74

«Как устроен наш язык»

Число имён существительных

Словарный диктант.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте.

75

«Правописание»

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации. Коллективное   формулирование   правила. Обсуждение    алгоритма     применения правила. Классификация слов с Ь после шипящих и без него. Творческая работа: отгадать слово по его значению.

76

«Правописание»

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Словарный диктант. Тренировочные упражнения по учебнику.  Работа с рубрикой «Давай подумаем».  Работа с загадками. Выборочный диктант. Осложненное списывание.

77

«Как устроен наш язык»

Число имён существительных

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание». Выборочный диктант. Упражнения: определение рода и числа имен существительных.

78

«Правописание»

Изменение имён существительных по числам

Наблюдение над языковым материалом. Письмо под диктовку. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте. Выборочный диктант. Словарный диктант. Тренировочные упражнения по учебнику.  

79

«Правописание»

Изменение имён существительных по числам

Наблюдения над существительными на – мя. Тренировочные упражнения по учебнику.  Выборочный диктант. Осложненное списывание Составление словосочетаний.   Комментированное письмо.

80

«Развитие речи»

Учимся писать изложение

Фронтальная работа: анализ   текста. Индивидуальная   работа: составление плана и запись по памяти одного образца текста. Творческая работа: знакомство с легендой о камнях, исправление текста.

81

«Как устроен наш язык»

Изменение имён существительных по падежам

Введение понятия «изменение слова по падежам». Решение проблемной задачи. Коллективное   обсуждение   правила.

Выполнение   упражнений    учебника.

82

«Как устроен наш язык»

Падеж имён существительных

Знакомство   с   названием   падежей и падежными вопросами.  Фронтальная работа с таблицей учебника. Знакомство

с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Тренировочные упражнения.

83

«Как устроен наш язык»

Падеж имён существительных

Сопоставление слов в форме именительного и винительного падежа. Введение понятия «косвенный падеж».  Фронтальная   работа с таблицей учебника. Работа с алгоритмом определения падежа слова в предложении.  Тренировочные упражнения.

84

«Правописание»

Учим слова с удвоенными согласными в корне

Написание слов с удвоенными согласными в корне слова.

85

«Развитие речи»

Учимся писать письма

Фронтальная работа: анализ текста учебника. Индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица.

86

«Как устроен наш язык»

Падеж имён существительных

Решение проблемной задачи.  Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову, нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определенного падежа.

87

«Правописание»

Учимся писать суффикс -ок в именах существительных

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное   выведение   правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели.  Сравнение   слов   с   различными орфограммами в суффиксе. Разбор слов по составу. Словарный диктант.

88

«Как устроен наш язык»

Падеж имён существительных

Словарный диктант.

Работа в парах. Упражнения: постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа. Повторение. Объяснительный диктант.

89

«Правописание»

Учимся писать суффиксы -ец и -иц и сочетания -ичк и -ечк

Анализ языкового материала. Коллективное формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. Комментированное письмо.

90

«Развитие речи»

Работаем с текстом

Комплексная фронтальная   работа над текстами    учебника.  Индивидуальная работа: рассказ о   животном. Беседа. Самостоятельная работа с упражнением учебника.

91

«Как устроен наш язык»

Склонение имён существительных

Фронтальная   работа: наблюдение над языковым   материалом.   Формирование понятия «склонение».   Классификация имен существительных по склонениям. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

92

«Правописание»

Учимся писать сочетания -инк и -енк

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное   выведение   правила, его обсуждение. Обсуждение алгоритма

применения правила. Составление слов по заданной модели. Словарная работа. Комментированное письмо.

93

«Как устроен наш язык»

Склонение имён существительных

Решение   проблемной    задачи: рубрика «Давай подумаем».  Анализ языкового материала, классификация слов. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем.

94

«Как устроен наш язык»

Контрольная работа №7 (диктант) «Склонение имён существительных»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

95

«Правописание»

Работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Фронтальная   работа с материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие    в   прошлое».

96

«Развитие речи»

Работаем с текстом

Комплексная фронтальная   работа над текстами    учебника.  Индивидуальная работа. Беседа. Самостоятельная работа с упражнением учебника.

97

«Как устроен наш язык»

Склонение имён существительных

Решение проблемной задачи. Введение понятия «несклоняемые имена   существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имен существительных. Итоговое повторение. Тестирование по теме: род, число, падеж, склонение имен существительных.

98

«Правописание»

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

Беседа. Индивидуальная работа. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Комментированное письмо. Самостоятельная работа с упражнением учебника.   Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа.

99

«Как устроен наш язык»

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Наблюдение над языковым материалом. Введение понятия

«одушевленные и неодушевленные имена существительные». Классификация слов. Решение   проблемной задачи. Упражнение (работа в парах).

100

«Правописание»

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Анализ    языкового   материала.  Работа с таблицей учебника. Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Повторение (индивидуальная работа). Тренировочные упражнения по учебнику.

101

«Развитие речи»

Учимся писать изложение

Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная   работа над текстом. Пересказ от первого лица (индивидуальная   работа). Корректировка готового плана текста.

102

«Как устроен наш язык»

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Классификация слов. Наблюдение над языковым материалом. Самостоятельная работа.  Распределительный    диктант. Тренировочные упражнения по учебнику.

103

«Правописание»

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Работа с рубрикой «Путешествие    в   прошлое». Выборочный диктант. Комментированное   письмо.

104

«Как устроен наш язык»

Имена существительные собственные и нарицательные

Словарный диктант.

Анализ языкового   материала.  Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Решение   проблемной   задачи.

105

«Правописание»

Гласные -о и -е в окончаниях имён существительных после шипящих и -ц

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное   выведение   правила, его обсуждение. Классификация слов. Упражнения: отработка алгоритма применения   изученного правила. Словарный диктант.

106

«Развитие речи»

Учимся писать изложение

Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная   работа над текстом.  Обсуждение порядка действий при написании   изложения. Работа в парах: подготовка к написанию изложения. Самостоятельная работа: написание изложения.

107

«Как устроен наш язык»

Способы образования имён существительных

Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования.  Тренировочные упражнения по учебнику.

108

«Как устроен наш язык»

Способы образования имён существительных

Решение   проблемной задачи. Тренировочные упражнения по учебнику. Итоговое повторение. Самостоятельная работа. Словарная работа.

109

«Правописание»

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения

Фронтальная   работа с материалом рубрики «Давай подумаем».

Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие   в   прошлое». Выборочный диктант. Комментированное   письмо.

110

«Правописание»

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения

Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Словарная   работа.  Повторение. Самостоятельная работа.

111

«Правописание»

Контрольная работа №8 (списывание) «Правописание окончаний имен существительных»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

112

«Развитие речи»

Работа над ошибками.

Учимся писать изложение

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная   фронтальная    работа   с текстом.  Анализ текстов. Корректировка текстов.

113

«Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и состав слова

Упражнения   на повторение. Составление слов по заданной модели.  Разбор слов по составу. Словарный диктант. Самостоятельная работа. Комментированное   письмо.

114

«Правописание»

Повторяем правописание безударных окончани1 имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения

Тренировочные   упражнения.  Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная   работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем.

115

«Как устроен наш язык»

Имя прилагательное

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением

имени прилагательного. Классификация имен прилагательных. Работа в парах. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: связь имени прилагательного и имени существительного, начальная форма имени прилагательного.

116

«Правописание»

Правописание окончаний имён

существительных множественного числа

Наблюдения   над окончаниями имен существительных. Упражнения: классификация. Работа с рубрикой «Путешествие  

в   прошлое». Выборочный диктант.  Комментированное письмо.

117

«Развитие речи»

Повторение

Словарный диктант.

Фронтальная   работа   с текстом: восстановление   порядка    предложений, подбор заголовка, составление плана. Языковой анализ текста.

118

«Как устроен наш язык»

Имя прилагательное

Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем» (сравнение). Обсуждение правила. Упражнения по определению рода, числа, падежа имен прилагательных. Самостоятельное  

наблюдение над склонением имен прилагательных.

119

«Правописание»

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных

Закрепление знаний, полученных при изучении данной темы. Правописание безударных окончаний имен существительных.

120

«Правописание»

Контрольная работа №9 (диктант). Итоговый диктант за 3 четверть

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

121

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками.

Имя прилагательное

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Урок повышенной сложности. Наблюдения над языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективная работа.

122

«Правописание»

Правописание окончаний имён существительных на

-ий, -ия, -ие

Наблюдения: работа с таблицей учебника. Коллективное формулирование правила.  Тренировочные упражнения по учебнику.

123

«Правописание»

Правописание окончаний имён существительных на

-ий, -ия, -ие

Тренировочные упражнения.  Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем.

124

«Правописание»

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем».

Коллективное формулирование и обсуждение правила. Работа с таблицей учебника. Обобщение и    отработка   правил   правописания безударных окончаний   имен существительных.

125

«Как устроен наш язык»

Качественные имена прилагательные

Наблюдения: значение имен прилагательных.  Работа с рисунком   учебника. Сравнение признаков предмета.  Обсуждение   рубрики «Обрати внимание» и правила: степени сравнения имен прилагательных, качественные имена прилагательные.

126

«Как устроен наш язык»

Качественные имена прилагательные

Наблюдения над признаками качественных имен прилагательных: подбор антонимов, образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами –оват-,-еват-,-оньк-,-еньк-.

127

«Развитие речи»

Изложение с элементами сочинения

Работа в группах: смысловая цельность текста. Самостоятельная работа: написание текста   по   данному   плану. Работа с рубриками «Путешествие   в   прошлое» и «Обрати внимание». Анализ текста, создание текста-рассуждения.

128

«Правописание»

Правописание окончаний имён прилагательных

Работа с таблицей учебника. Формулирование выводов о правописании окончаний имен прилагательных. Упражнения: изменение имен прилагательных по падежам, выделение   окончаний.    Письмо   под диктовку. Тренировочные упражнения по учебнику.

129

«Развитие речи»

Учимся писать изложение

Анализ текста, составление плана. Самостоятельная работа: письменный пересказ текста с элементами сочинения.

130

«Правописание»

Правописание окончаний имён прилагательных

Словарный диктант.

Группировка слов по орфограммам. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Самостоятельная   работа: исправление ошибок в   написании окончаний имен прилагательных.

131

«Как устроен наш язык»

Краткая форма качественных прилагательных

Урок повышенной трудности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления.  Фронтальная работа: обсуждение правила, работа с текстом «Пейзаж». Остальные упражнения – по выбору.

132

«Правописание»

Правописание окончаний имён прилагательных

 

Наблюдение над языковым материалом. Работа с таблицей учебника.  Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Классификация слов с буквами О и Ё в окончании.

133

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Работа с рубрикой «Обрати внимание»: Отличие сочинения   от изложения. Анализ текста (сочинения): подбор заголовков. Коллективная работа: исправление нарушений в тексте.

134

«Как устроен наш язык»

Относительные имена прилагательные

Классификация имен прилагательных Коллективное   обсуждение     правила. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа   с рубрикой «Обрати   внимание».

135

«Правописание»

Правописание относительных прилагательных

Классификация имен прилагательных: Н и НН. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная   работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем.

136

«Как устроен наш язык»

Как образуются относительные имена прилагательные

Творческая работа. Наблюдение над языковым материалом. Коллективное   обсуждение     правила. Решение   проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа в    парах: способы   образования относительных   имен прилагательных. Тренировочные упражнения  

137

«Правописание»

Правописание относительных прилагательных

Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме. Классификация: слова с суффиксами -ов-, -ан-// -ян-, -енн-. Фронтальная работа с карточками. Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант.

138

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Беседа. Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунком    учебника.  Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста.

139

«Правописание»

Правописание относительных прилагательных

Работа с    рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме.

Фронтальная работа с карточками. Тренировочные упражнения по учебнику.

140

«Как устроен наш язык»

Притяжательные прилагательные

Наблюдения над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная   работа: различение качественных и относительных имен прилагательных. Коллективное   обсуждение     правила. Наблюдения над притяжательными именами прилагательными.

141

«Правописание»

Правописание притяжательных прилагательных

Наблюдение над языковым материалом. Работа с таблицей учебника. Тренировочные упражнения: суффиксы   притяжательных прилагательных.  Выборочный диктант.

142

«Правописание»

Контрольная работа №10 (диктант) «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

143

«Развитие речи»

Работа над ошибками.

Повторение

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Индивидуальная   работа по восстановлению цельности текста. Работа в группах: выбор и обсуждение подходящего по смыслу начала текста.

144

«Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и состав слова

Словарный диктант.

Упражнения   на повторение. Составление слов по заданной модели.  Разбор слов по составу. Тренировочные и творческие упражнения: способы образования относительных имен прилагательных.

145

«Правописание»

Правописание краткой формы имён прилагательных

Упражнения: образование краткой формы имен прилагательных. Наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и отработка правила. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по   памяти. Объяснительный диктант.

146

«Как устроен наш язык»

Местоимение

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением местоимения. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай   подумаем».  Наблюдение над языковым материалом. Коллективное   обсуждение     правила. Упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие   в   прошлое». Самостоятельная работа.

147

«Развитие речи»

Работаем с текстом

Индивидуальная работа: задания по выбору. Работа в группах: подбор начала текста. Обсуждение выполненной работы.

148

«Как устроен наш язык»

Личные местоимения

Наблюдение и анализ языкового материала: местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Индивидуальная работа: конструирование текста. Анализ таблицы   учебника.   Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант.

149

«Как устроен наш язык»

Личные местоимения

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное   обсуждение     правила. Самостоятельная работа с таблицей учебника. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай   подумаем». Работа в парах. Тренировочные упражнения по учебнику.

150

«Правописание»

Правописание местоимений с предлогами

Обсуждение рубрики «Обрати   внимание». Тренировочные упражнения по учебнику. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

151

«Как устроен наш язык»

Как изменяется местоимение

Наблюдение над языковым материалом: изменение   местоимений    по   падежам. Работа   с   таблицей   учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: род местоимений.

152

«Правописание»

Правописание местоимений

Беседа.  Тренировочные упражнения по учебнику. Работа в   орфографической тетради.

153

«Как устроен наш язык»

Как изменяется местоимение

Тренировочные упражнения. Классификация: местоимения существительные и местоимения-прилагательные.

154

«Правописание»

Контрольная работа №11 (списывание) «Правописание местоимений»

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

155

«Правописание»

Работа над ошибками

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания.

156

Резервные уроки

Повторение пройденного: фонетика и состав слова

Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками.   Тестирование. Работа в парах.

157

Резервные уроки

Повторение пройденного: фонетика и состав слова

Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели.  Разбор слов по составу.

158

Резервные уроки

Повторение правописания имён существительных

Словарный диктант.

Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы.

159

Резервные уроки

Повторение правописания имён существительных

Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы.

160

Резервные уроки

Контрольная работа №12 (диктант). Итоговый диктант за год

Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим.

161

Резервные уроки

Работа над ошибками.

Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания.

162

Резервные уроки

Повторение правописания имён прилагательных

Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы.

163

Резервные уроки

Повторение правописания имён прилагательных

Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы.

164

Резервные уроки

Повторение правописания местоимений

Работа в парах. Тренировочные упражнения по учебнику.

Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы.

165

Резервные уроки

Повторение правописания местоимений

Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы.

 

166

Резервные уроки

Повторение пройденного

Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти.

166-168

Резервные уроки

Повторение пройденного

Самостоятельная работа.  Выборочный диктант.

Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Работа со словарем.

169-170

Резервные уроки

Повторение пройденного

Самостоятельная работа.  Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти.  Работа со словарем.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
  4. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
  5. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
  7. Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.

Для ученика:

  1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  4. Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Михайлова С. Ю.Дружим с русским языком: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
  6. Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
  7. Крючкова Л. Е., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок. М.: Вентана-Гаф, 2009.
  8. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
  9. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
  10. Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                          СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры                                                                                                                                                             Зам. директора по УВР

Протокол №6                                                                                                                                                                                             Хабарова Е.В.

от  «__»                         2020 г.                                                                                                                                                         «    »                      2020 г.

Зав. каф. Хабарова Е. В,

                                                                                   

                                                                               

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
__________________ФИО


«____»___________ 20____ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века. 4 класс

Поурочное планирование по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по литературному чтению.  УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по окружающему миру. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по окружающему миру. УМК  "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по предмету "Математика" 3 класс, программа:"Школа XXI века"

Поурочное планирование по предмету "Математика" 3 класс, программа:"Школа XXI века"....

Поурочное планирование по предмету "Литературное чтение" 3 класс, программа:"Школа XXI века"

Поурочное планирование по предмету "Литературное чтение" 3 класс, программа:"Школа XXI века"....

Поурочное планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс, программа:"Школа XXI века"

Поурочное планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс, программа:"Школа XXI века"....

Поурочное планирование по предмету "Технорлогия" 3 класс, программа:"Школа XXI века"

Поурочное планирование по предмету "Технорлогия" 3 класс, программа:"Школа XXI века"....