Урок русского языка " Правописание суффиксов и приставок".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Павловская Ольга Сергеевна

Цель: формирование умений находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 3 класс

Тема: Правописание суффиксов и приставок

Учитель: Павловская О.С.

Планируемые результаты:

- Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.

- Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: формирование умений находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик.

Задачи урока:

- Находить орфограммы в суффиксах и приставках;

- Самостоятельно записывать слова с суффиксами –ек и –ик.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г, наглядный материал (конверт с частями слова, таблица суффиксов и приставок, карточки для индивидуальной работы).

Планируемые результаты:

- Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.

- Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Подровняйте, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Ребята, начнем урок русского языка.

2.Актуализация опорных знаний:

- Дети, на доске у нас закреплены слова:

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ.

(Предлог –лишнее слово, это часть речи, остальные слова – обозначают части слова.)

- Правильно! Перед нами названия частей слова.

- Скажите мне, что такое приставка? (значимая часть слова которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

-Что такое суффикс? (значимая часть слова которая стоит после корнем и служит для образования новых слов).

- Все верно!

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, сообщение темы и задач урока:

- На ваших столах лежат конверты. В них части слова.

- Работая в парах составьте слово из этих частей.

- Какое слово у вас получилось? (Под-снеж-ник- название цветка).

- С помощью каких частей слова образовано слово подснежник? (с помощью приставки и суффикса).

- Предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы поработаем над правописание приставок и суффиксов. Будем учится находить приставку и суффиксы в словах.

-Откройте тетради. Запишите число.

- Ребята, сейчас мы выполним минутку чистописания. Она связана с темой нашего урока. Но будьте очень внимательными!

Я буду назвать слова, а вам нужно записать в тетрадь каллиграфическим подчерком буквы и буквенные сочетания, которые являются определенными частями слова.

Запишите окончание слов:

Зимний (ИЙ)

Вьюги (И)

Запишите суффиксы слов:

Песик (ИК)

Пушистый (СТ)

Запишите корень слов:

Играть (ИГР)

Лесной (ЛЕС)

Запишите приставки слов:

Изменить (ИЗ)

Проезд (ПРО)

Ий и ик ст игр лес из про

- Возьмите простой карандаш и подчеркните буквы и буквенные сочетание, которые, по вашему мнению, лучше всего у вас получились.

4. Первичное восприятие и осознание нового материала

- Посмотрите на таблицу.

- Прочитайте и подумайте, какие из данных частей слов являются суффиксами, а какие приставками:

№1

Рассмотрите таблицу. Выделите суффиксы красным цветом.

еньк 

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

- Сейчас мы будем работаем на местах в тетрадях. Запишите сначала приставки, а затем суффиксы.

- Подберите слова, в которых могут быть данные суффиксы и приставки.

- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости- звонкости согласный звук в приставке или суффиксе?

(Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, или проверить по словарю).

Следующее задание «Слово без приставки» №2

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука, назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.

Договориться, дождаться, дождливый, доесть.

Отпустить, отвязать, отчество.

Зацепить, задвигать, заря, захватить.

Помыть, порезать, погулять, портфель.

Физминутка

- Сейчас немного отдохнем. Поведем физминутку:

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево, мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбнулись и садись.

Дети посмотрите на картинки (на доске картинки с подписями ключ, замок).

- Образуйте от данных слов однокоренные при помощи уменьшительное-ласкательных суффиксов ик, -ек.:

Ключ –ключик

Замок –замочек

Выделите ударение в словах.

- В обоих случаях гласная в суффиксе безударная. Как не ошибиться и выбрать правильный суффикс?

- Откроем учебники на стр125 и поработаем над упражнением 242.

- Прочитайте.

- Что происходит с гласной суффикса -ек в первой группе слов?

(в первой группе гласная е есть в первом слове, но исчезла во втором слове)

- Что происходит с гласной суффикса в первой группе слов?

(Гласная и есть в суффиксе первого слова, и сохранилась она и в суффиксе второго слова)

-Попробуйте сделать вывод о правописании суффиксов ик, ек?

Алгоритм
1.Изменить форму слова.
2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

- На стр 125 есть правило правильного написания суффиксов -ик, -ек.

- Запишите слова так: сначала с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик. Выделите в словах суффиксы.

Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.

«Редактирование слов» №3

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.

 На доске:

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

 Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

– Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов?

5. Закрепление и осмысление знаний.

- У вас на партах лежат карточки для самостоятельной работы в тетрадях. Выполните задание, используя изученное правило правописания суффиксов -ек -ик.

Голубая карточка (5 слов)

Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:

Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к.

.

Красная карточка (6 слов)

Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:

Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к.

Зеленая карточка(9 слов)

Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:

Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к, кораблики – корабл..к, цветочки – цветоч..к, уголочки – уголоч..к.

- Во время выполнения задания как вы определяли, когда в словах пишется суффикс -ек, а когда -ик?

6. Итог урока

- Что вы знали о правописании суффиксов?Что нового добавилось к вашим знаниям? (что существуют правила написания некоторых суффиксов)

- В написании какой пары суффиксов можно ошибиться? (в написании суффиксов ЕК и ИК)

- Что нового вы узнали о правописании этих суффиксов? (что в зависимости от того, изменилась ли форма слова во мн.ч. мы выбираем суффикс ЕК или ИК)

- Как вы будете действовать, если встретите слово с такой орфограммой? Что нам может помочь? (будем следовать правилу – алгоритму, поможет нам созданный нами помощник).

Д/ з. Выучить правило с. 125, р.т. с. 124, упр 244


Голубая карточка (5 слов)

Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:

Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к.

Красная карточка (6 слов)

Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:

Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к.

Зеленая карточка(9 слов)

Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:

Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к, кораблики – корабл..к, цветочки – цветоч..к, уголочки – уголоч..к.


№1

Рассмотрите таблицу.

Выделите суффиксы красным цветом.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

№1

Рассмотрите таблицу.

Выделите суффиксы красным цветом.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

№1

Рассмотрите таблицу.

Выделите суффиксы красным цветом.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

№1

Рассмотрите таблицу.

Выделите суффиксы красным цветом.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

№1

Рассмотрите таблицу.

Выделите суффиксы красным цветом.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

№1

Рассмотрите таблицу.

Выделите суффиксы красным цветом.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

№2

«Слово без приставки»

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука, назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.

Договориться, дождаться, дождливый, доесть.

Отпустить, отвязать, отчество.

Зацепить, задвигать, заря, захватить.

Помыть, порезать, погулять, портфель.

№2

«Слово без приставки»

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука, назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.

Договориться, дождаться, дождливый, доесть.

Отпустить, отвязать, отчество.

Зацепить, задвигать, заря, захватить.

Помыть, порезать, погулять, портфель.

№2

«Слово без приставки»

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука, назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.

Договориться, дождаться, дождливый, доесть.

Отпустить, отвязать, отчество.

Зацепить, задвигать, заря, захватить.

Помыть, порезать, погулять, портфель.

№2

«Слово без приставки»

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука, назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.

Договориться, дождаться, дождливый, доесть.

Отпустить, отвязать, отчество.

Зацепить, задвигать, заря, захватить.

Помыть, порезать, погулять, портфель.

№2

«Слово без приставки»

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука, назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.

Договориться, дождаться, дождливый, доесть.

Отпустить, отвязать, отчество.

Зацепить, задвигать, заря, захватить.

Помыть, порезать, погулять, портфель.


№3

«Редактирование слов»

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

№3

«Редактирование слов»

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

№3

«Редактирование слов»

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

№3

«Редактирование слов»

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

№3

«Редактирование слов»

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»

Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты п...

презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"

Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...

Презентация к уроку русского языка " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"

Презентация к  уроку русского языка поможет детям в доступной и занимательной форме узнать тонкости великого русского языка!...