Программа по углублению учебного предмета Русский язык
рабочая программа по русскому языку

Слепова Ольга Ивановна

Программа дополнительного углубленного предмета Русский язык "Русский с увлечением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_s_uvlecheniem.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №29»

        Утверждаю                                                                                    Согласовано:

       Директор МБОУ «СШ №29»  

       Приказ №                       от                                                              Зам. директора  по   УВР

       __________ Бачинина Т.В.                                                          _________Пожиткова В.И.

Рабочая программа

платные услуги

«Русский язык  с увлечением»

2019 – 2020 учебный год, 3 класс

(срок реализации программы)

г.Нижневартовск

Аннотация

к рабочей программе  по внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности  по русскому языку  разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программа формирования универсальных двигательных действий, примерной программы общеинтеллектуальному направлению воспитания младших школьников

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии  

                                                                                                                                                                                                                                                      - Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312)                                                                                                                          

  • с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, законом РФ «Об образовании в РФ»  от 29.12.12 №273;
  • с требованиями основной образовательной  программы НОО МБОУ «СШ №29»
  • с авторской программой В.П. Канакиной, В.Г.  Горецкого (УМК «Школа России»)

Цель и задачи курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Основные задачи курса: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и  обогащение   словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Структура программы:

1.Планируемые результаты  курса

2.Содержание курса

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Основное содержание.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях  следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения  содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Планируемые результаты усвоения программы курса:

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Учащийся научится: 

- Понимать, что предложение - это основная единица речи;

-  Понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения, «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;

- Различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

- Оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- Различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

- Называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- Понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

- Различать словосочетание и предложение;

- Называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

- Понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- Называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

- Понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- Различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

- Использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- Давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- Понимать влияние ударения на смысл слова;

- Различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

- Понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Учащийся получит возможность научиться:

- Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

- Производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

- Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

- Интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

- Производить элементарный синтаксический разбор предложения;

- Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

- Определять тип текста;

Содержание учебного курса

На изучение курса  по русскому языку в начальной школе отводится 1час в неделю.

Курс рассчитан на 10 часов

        Тематическое планирование

п/п

     Раздел программы

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме ученика на уровне учебных действий (УУД)

Кол-во часов

1

Чудесные превращения слов.

определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

1

2

В гостях у слов- родственников

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки.

1

3

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

1

4

Новые слова в русском языке.

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения

1

5

В королевстве ошибок.

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения

1

6

В стране Сочинителей.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

1

7

Праздник творчества и игры.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

1

8

Занимательное слообразование.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

1

9

Трудные слова.

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения

1

10

КВН по русскому языку.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

1

Итого

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте
  2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  20. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4733582) учебного предмета «Русский язык» 2 класс Школа России

Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания дейс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1020152) учебного предмета «Русский язык» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

laquo;Русский язык» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023  учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4144508) учебного предмета «Русский язык» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 163577) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2259901) учебного предмета «Русский язык»

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3229394) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требов...