Разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: Общие сведения о наречии
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Кокорич Марина Леонидовна

Урок открытия новых знаний из раздела «Синтаксис и пунктуация» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием элементов  проблемно-диалогической технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_svedeniya_o_narechii_3kl.pptx1.07 МБ
Microsoft Office document icon obshchie_svedeniya_o_narechii.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без хлеба куска – везде тоска. Думай медленно, а работай быстро. Матушка весна всем красна.

Слайд 2

Общие сведения о наречии нарядный оттуда рядом экран читает искренне йогурт эффектная ?

Слайд 3

Общие сведения о наречии Цели: Узнать … Научиться … Применять … Развивать … Воспитывать …

Слайд 4

Алгоритм исследования: С каким словом связано наречие. На какие вопросы отвечает наречие. Что обозначает наречие.

Слайд 5

нарядный оттуда рядом экран читает искренне йогурт эффектная ?

Слайд 6

Дыхание весны чувствуется повсюду . У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучок. Радостно и звонко возвещают приход весны птицы.

Слайд 7

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Слайд 8

Найти 7 фразеологизмов , заменить наречиями 2) с. 125 упр. № 5 Домашнее задание: правило: с. 124

Слайд 9

Рефлексия деятельности: У меня получилось … Теперь я могу … В группе я работал(а) … Особенно мне понравилось … Цели: Узнать … Научиться … Применять … Развивать … Воспитывать …



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Тема урока: Общие сведения о наречии

2. Место в учебном курсе: урок в 4 классе, раздел «Части речи (Морфология)»

3. Тип урока: урок открытия новых знаний

4. Задачи и цель:

Представление о результатах:

Личностные – формирование учебно-познавательного интереса к изучению новой части речи - наречие; осознание значимости данного умения для передачи основной мысли предложения, для четкой постановки вопроса; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД): ученик научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действия; получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; научится учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД): ученик научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить и анализировать предложение с выделением существенных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД): ученик научится формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию

Предметные – ученик научится выделять голосом логическое ударение; получит возможность научиться расставлять логическое ударение в предложении на основе знания понятия о нем

Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к способу постановки логического ударения на основе анализа предложения с выделением существенных признаков для правильного нахождения и расстановки логического ударения в предложении

Технология – проблемно-диалогическая

5. Методические рекомендации:

Урок открытия новых знаний из раздела «Синтаксис и пунктуация» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием элементов  проблемно-диалогической технологии.

Мотивация обучающихся на учебную деятельность позволяет заинтересовать познавательным процессом, настроить на успешное выполнение задания, сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности. Словарная работа с использованием дидактической игры, дополнительных информационных источников активизирует познавательную деятельность обучающихся. Работа с предложением на этапе актуализации знаний выполняет пропедевтическую функцию для последующих этапов урока. Этап постановки темы и целей урока осуществляется посредством подводящего диалога. Групповая работа на этапе открытия новых знаний позволяет обучающимся самостоятельно сформулировать выводы, дать определение «логическому ударению». Парная работа на этапе первичного закрепления направлена на практическое применение полученных знаний. Рефлексия содержания учебного материала и деятельности позволяет ученикам оценить свою работу по заданным критериям.

Методы, используемые на уроке: метод постановки проблемных вопросов, частично-поисковый метод, побуждающего диалога,  дидактическая игра, наглядный иллюстративный метод, метод работы с книгой, с дополнительными источниками.

Методические приемы: прием «зашифрованных» слов, орфографического проговаривания, составления алгоритма, сопоставления, «обратной» связи с использованием сигнальных карточек, «продолжите фразу…», предположения, консультирования, самооценки по заданным критериям.

Формы организации и работы: групповая, парная, фронтальная.

6. Оборудование и материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, магнитофон, презентация, аудиозаписи, карточки для групповой работы, карточки для парной работы, оценочные листы, сигнальные карточки, «Универсальные словари русского языка», учебники, тетради.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты:

Организационный

Проверка готовности обучающихся к уроку:

- Руки - …

- Ноги - …

- Локти - …

- Спина - …

Проверяют готовность к уроку:

- на месте.

- на месте.

- у края.

- прямая.

Личностные:

внутренняя позиция школьника

Мотивационный

- Прочитайте пословицы. Какая из них наиболее актуальна для нашего урока? Почему?

Без хлеба куска – везде тоска.

Думай медленно, а работай быстро.

Матушка весна всем красна.

- Может ли данная пословица стать девизом нашего урока?

- Оценить свою работу вы сможете с помощью оценочного листа по предложенным критериям.

(Слайд 1)

Читают пословицы.

- Думай медленно, а работай быстро. На уроке пригодится умение основательно думать, затем быстро выполнять задание.

- Да, если будем понимать, осмысливать задание, то сможем выполнить его правильно и быстро.

Рассматривают оценочные листы.

(Приложение 5)

Личностные:

внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию (КУУД)

Чистописание

- Запишите число, классная работа. Красиво запишите пословицу-девиз нашего урока.

(Слайд 2)

Записывают число, классная работа и  пословицу в тетрадь.

Метапредметные: проводить сравнение, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков (ПУУД)

Актуализация знаний

- Выполните полный синтаксический разбор предложения.

- Проверим работу.

- Верно ли выполнено задание?

Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

Ученик комментирует свою работу.

Ученики показывают знак с помощью сигнальной карточки.

Метапредметные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, (ПУУД); оценивать правильность выполнения действия (РУУД)

Постановка темы, целей

- В чем испытали затруднение при разборе?

- Какой будет основной вопрос урока?

- Название новой части речи узнаем с помощью игры «Шифровщик». Запишите транскрипцию слова по первым звукам предложенных слов: нарядный, оттуда, рядом, экран, читает, искренне, йогурт, эффектная.

- Какое получилось слово?

- Определите тему урока.

- Запишите тему в тетрадь.

- Обратимся к нашей группе слов.

- Можете ли вы безошибочно выделить среди них наречия?

- Каких знаний нам недостаточно, чтобы справиться с заданием без ошибок?

- Какие цели поставим перед собой?

- Не смогли определить часть речи слов «медленно», «быстро».

- Познакомиться с новой частью речи.

Записывают транскрипцию по первым звукам предложенных слов.

- Наречие.

- Общие сведения о наречии.

(Слайд 3)

Записывают тему.

Читают слова на слайде.

- Трудно сказать. Можем и ошибиться.

- Мы не знаем отличительные признаки наречия.

- Узнать …что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает, как изменяется;

- Научиться … находить наречия среди других частей речи;

- Применять … наречия в своей речи для большей выразительности языка;

- Развивать …;

- Воспитывать …

Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия , в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (РУУД);

строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения (ПУУД): формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы (КУУД)

Открытие новых знаний

- Проведем исследование по изучению новой части речи – наречие.

- Что необходимо продумать перед любым исследованием?

- Составим алгоритм.

- Выполним исследование по предложенному алгоритму. Для этого распределитесь в группы.

- Представьте результаты исследования согласно алгоритму.

- Раньше слово «глагол» обозначало «речь». Поэтому «наречие» - это слово при речи, при глаголе, «приглаголие».

- Сопоставим результаты нашего исследования с выводами учебника на с. 124

- Что можно сказать о проведенных нами исследованиях и выводах в учебнике?

- Можем ли теперь безошибочно выделить наречия среди данной группы слов?

- Образуйте и запишите словосочетания с наречиями.

- Что помогло справиться с заданием?

- Составить план, алгоритм.

(Слайд 4)

1. С каким словом связано наречие.

2. На какие вопросы отвечает.

3. Что обозначает.

Распределяются в группы. Выполняют предложенное задание. (Приложение 1, 2)

Представление работы групп.

Читают правило в учебнике.

- Результаты нашего исследования и выводы в учебнике совпадают.

- Да.

- Возвращался оттуда, рядом проживает, искренне раскаивалась.

Записывают в тетрадь.

- Новые знания о наречии.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы (РУУД);

строить речевое высказывание в устной и письменной форме (ПУУД); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (КУУД)

Физминутка

- Настало время немного отдохнуть.

Ученики под музыкальную аудиозапись выполняют движения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни

Первичное закрепление

- Прочитайте предложения, с которыми работали в группах, еще раз.

- Что можете сказать о данных предложениях?

- Важна ли роль наречий в тексте? Почему?

- Составьте и запишите 2-3 предложения о наступлении весны в нашем поселке: мини-зарисовку «Весна в Ростовке», используя наречия.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Весна в самом разгаре, до лета рукой подать.

- Что значит, «рукой подать»?

- Как называются устойчивые словосочетания с определенным лексическим значением?

- Выполним работу в парах: замените фразеологизмы наречиями. В случае затруднения воспользуйтесь словарем. Первые три пары консультантов могут оказать помощь в случае затруднения.

- Представьте результаты своей работы

(Слайд 5)

Читают предложения.

- Связаны по смыслу, поэтому, это текст.

- Рассказывается о наступлении весны.

- Да. Наречия обогащают нашу речь, делают ее более выразительной.

Составляют и записывают предложения под аудиозапись «Звуки природы»

Читают составленные мини-зарисовки «Весна в Ростовке».

- Скоро наступит.

- Фразеологизмы.

Выполняют работу в парах, используя  словарь.

(Приложение 3)

Консультанты оказывают помощь парам, испытывающим затруднение, при выполнении задания.

Проговаривают фразеологизмы и наречия.

Личностные: позиция принятия «хорошего ученика»;

Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД

Домашнее задание

П: с. 124

1) с. 125 упр. № 5

2) найти 7 фразеологизмов, заменить наречием

Записывают домашнее задание.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Итог урока

- С какой новой частью речи познакомились?

- Достигли ли поставленных целей?

- Наречием.

(Слайд 6)

- Да. Узнали, что наречие обозначает признак, время, место или направление действия. Отвечает на вопросы как? каким образом? когда? где? куда? откуда? Наречие служит для выразительности речи.

Метапредметные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Рефлексия

Деятельности:

- Что можете сказать о своей деятельности на уроке? ( у меня получилось …, теперь я могу …, в группе я работал(а) …, особенно мне понравилось …)

Содержания учебного материала:

- Оцените свою работу на уроке, используя оценочные листы.

- Спасибо за урок!

(Слайд 7)

Оценивают свою деятельность на уроке, продолжив фразу.

Оценивают свою работу с помощью оценочного листа «Анкетирование»

строить речевое высказывание в устной и письменной форме (ПУУД); учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию (КУУД)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание для группы № 1

Прочитайте предложение:

Дыхание весны чувствуется повсюду.

повсюду – это наречие:

  1. Связано с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечает на вопрос ……………..(как? каким образом? когда? где? откуда?)
  3. Обозначает ……………………………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Задание для группы № 2

Прочитайте предложение:

У зайчихи скоро появятся зайчата.

скоро – это наречие (впишите нужный вариант ответа):

  1. Связано с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечает на вопрос ……………..(как? каким образом? когда? где? откуда?)
  3. Обозначает ……………………………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Приложение 2

Задание для группы № 3

Прочитайте предложение:

В норе быстро подрастает барсучонок.

быстро – это наречие (впишите нужный вариант ответа):

  1. Связано с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечает на вопрос ……………..(как? каким образом? когда? где? откуда?)
  3. Обозначает ……………………………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Задание для группы № 4

Прочитайте предложение:

Радостно и звонко возвещают приход весны птицы.

Радостно, звонко – это наречия (впишите нужный вариант ответа):

  1. Связаны с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечают на вопрос …………………….....(каким образом? когда? откуда?)
  3. Обозначают ……………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Приложение 3

Замените фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями:

Фразеологизм

Наречие

Испокон веку

Кот наплакал

На вес золота

Рукой подать

Глядеть в оба

За тридевять земель

Спать без задних ног

Приложение 4

Оценочный лист «Анкетирование»

Подчеркни выбранный вариант ответа

На уроке я работал(а) …

активно / пассивно

Своей работой на уроке я …

доволен(а) / не доволен(а)

Урок для меня показался …

коротким / длинным

За урок я со всеми заданиями …

справился /не справился

Как определить наречие я …

знаю / затрудняюсь / не знаю

Материал урока мне был …

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется …

лёгким / трудным

Задание для группы № 1

Прочитайте предложение:

Дыхание весны чувствуется повсюду.

повсюду – это наречие:

  1. Связано с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечает на вопрос ……………..(как? каким образом? когда? где? откуда?)
  3. Обозначает ……………………………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Задание для группы № 2

Прочитайте предложение:

У зайчихи скоро появятся зайчата.

скоро – это наречие (впишите нужный вариант ответа):

  1. Связано с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечает на вопрос ……………..(как? каким образом? когда? где? откуда?)
  3. Обозначает ……………………………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Задание для группы № 3

Прочитайте предложение:

В норе быстро подрастает барсучонок.

быстро – это наречие (впишите нужный вариант ответа):

  1. Связано с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечает на вопрос ……………..(как? каким образом? когда? где? откуда?)
  3. Обозначает ……………………………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Задание для группы № 4

Прочитайте предложение:

Радостно и звонко возвещают приход весны птицы.

Радостно, звонко – это наречия (впишите нужный вариант ответа):

  1. Связаны с …………………...(существительным, глаголом, прилагательным)
  2. Отвечают на вопрос …………………….....(каким образом? когда? откуда?)
  3. Обозначают ……………………………. (признак действия, место действия, время действия, направление действия)

Замените фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями:

Фразеологизм

Наречие

Испокон веку

Кот наплакал

На вес золота

Рукой подать

Глядеть в оба

За тридевять земель

Спать без задних ног

Замените фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями:

Фразеологизм

Наречие

Испокон веку

Кот наплакал

На вес золота

Рукой подать

Глядеть в оба

За тридевять земель

Спать без задних ног

Оценочный лист «Анкетирование»

Подчеркни выбранный вариант ответа

На уроке я работал(а) …

активно / пассивно

Своей работой на уроке я …

доволен(а) / не доволен(а)

Урок для меня показался …

коротким / длинным

За урок я со всеми заданиями …

справился /не справился

Как определить наречие я …

знаю / затрудняюсь / не знаю

Материал урока мне был …

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется …

лёгким / трудным

Оценочный лист «Анкетирование»

Подчеркни выбранный вариант ответа

На уроке я работал(а) …

активно / пассивно

Своей работой на уроке я …

доволен(а) / не доволен(а)

Урок для меня показался …

коротким / длинным

За урок я со всеми заданиями …

справился /не справился

Как определить наречие я …

знаю / затрудняюсь / не знаю

Материал урока мне был …

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется …

лёгким / трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"

Автор:  Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение:  МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет:  русский язык,  УМК «Начал...

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме : «Ударный и безударный слог»

Сформировать умение ставить ударения в слове,выделять ударные и безударные слоги....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Методическая разработка урока  3 класс по теме Части речи...