Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабочая программа

по  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часа

Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы  по изобразительному искусству к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной

общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР,

утвержденной приказом №568 от 31.08.2016г.

с изменением от «31».08.2018г., приказ № 322

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от   «    __»                                 20    __ г. 

Руководитель  кафедры: ____________   /  Шабалина Л.В. /

Согласовано

Заместитель  директора по УВР: ________   / Зверева Е.А./

«    __ »                             .20          г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа

по  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часа

Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы  по изобразительному искусству к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г.

Учебник: Русский язык 2 класс в 2ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий./ – Москва, Просвещение, 2014 г.

                                                                                                                                                                                                                        Составитель:

Горохова Виктория Николаевна,

учитель начальных классов

2019 г.

  1.    Пояснительная записка

  1. Адаптированная рабочая программа по русскому языку во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г);
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Авторская программа. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, утвержденная МО РФ 2011г;
  5. Учебный план МБОУ СОШ  пгт. Пионерский  на 2019-2020 уч.год.

    1.2   Цель курса:

  1) открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

3) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

4) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 Задачи курса:

  1. развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
  2. развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
  3. обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
  4. развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
  5. воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение;
  6. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  7. воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
  8. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

     1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью

Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой   волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

 Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

 Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

 Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

 Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

2. Общая характеристика учебного предмета

 Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  2. орфография и пунктуация;
  3. развитие речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу, собственных текстов разного типа,   соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связности и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий, формирование умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц язык

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3.Место  учебного предмета, курса  в учебном плане.     

Согласно учебному плану на  изучение родного (русского)  языка и литературного чтения  на родном языке во втором  классе начальной школы отводится по 0,5 в неделю на каждый предмет, всего - 34 часа.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

Ведущее место предмета «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к нему, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1)формирование интереса к познанию русского языка;
2)
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  2. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  3. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

  1. осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  3. основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  4. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

  1. формулировать собственное мнение и позицию;
  2. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  3. задавать вопросы;
  4. использовать речь для регуляции своего действия;
  5. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой.

                6.Содержание  учебного предмета  

6.1. «Родной русский язык»

№ П/П

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие речи

1

Речь. Речевая деятельность. Текст

5

2

2

Язык и культура

6

2

3

Культура речи

6

3

Итого:

17

7

6.2. «Литературное чтение на родном (русском) языке»

№ п/п

Наименование разделов и тем

всего часов

1

Любите книгу

3

2

Краски осени

2

3

Мир народной сказки

6

4

Весёлый хоровод

2

5

Здравствуй, матушка зима

2

6

Весна, весна! И всё ей радо

2

Итого:

17

Перечень изучаемого материала, характеристика основных содержательных линий.

 Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи)

Речь. Речевая деятельность. Текст -  5 часов 

Содержание, направлено на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Язык и культура – 6 часов

Содержание позволяет раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

 

Культура речи -  6 часов

 Содержание ориентировано на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

  Любите книгу – 3 часа

Книги из далекого прошлого. Рукописные книги Древней Руси.  Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Н. Кончаловская. В монастырской келье.

Краски осени  - 2 часа

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки

Мир народной сказки – 6 часов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка». Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Восстановление сказки на основе рисунков.  Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям.  Русская народная сказка «У страха глаза велики».  Составление плана сказки.  Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки.   Русская народная сказка « Лиса и журавль».  Инсценирование сказки.

      Весёлый хоровод -2 часа

         Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.  Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

  Здравствуй, матушка зима -2 часа

        Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике       Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

     Весна, весна! И всё ей радо – 2 часа

      Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева.  Стихи русских поэтов о весне.

7. Тематическое планирование  

№ п/п

Раздел

Цель урока

Основные виды учебной деятельности

1/5

Речь. Речевая деятельность. Текст

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста. Развивать умение подбирать заглавие к тексту.

Называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.

2/6

Язык и культура

Познакомить с понятиями язык и культура. Что такое культура.

Называть разные значения языка и культуры.

3/6

Культура речи

Формировать понятие «культура речи»

Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

4/3

Любите книгу

Познакомить учащихся с жанром народной сказки; развивать навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки.

Различать малые жанры устного народного творчества; выразительно читать, отвечать на вопросы.

5/2

Краски осени

Познакомить учащихся с произведениями об осени;

6/6

Мир народной сказки

Познакомить учащихся с жанром народной сказки; развивать навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки.

Различать малые жанры устного народного творчества; выразительно читать, отвечать на вопросы.

7/2

Весёлый хоровод

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.

 Знать содержание произведения; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы.

8/2

Здравствуй, матушка зима

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.

читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

различать стихотворный и прозаический текст;

сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

9/2

Весна, весна! И всё ей радо

Читать и анализировать стихи русских поэтов Выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного, анализировать и сравнивать произведения, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения

читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

различать стихотворный и прозаический текст;

сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Всего 34 часа

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

Основная:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 класс, М.: Просвещение, 2012

Дополнительная:

  •   Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения /авт.-сост. Н.В. Лободина. –Волгоград: Учитель, 2010.  
  •  Рудченко Л.И. Чтение.2 класс: коррекционно-развивающие занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.
  • Дружок.Тексты для проверки техники чтения. – М. «Стрекоза», 2008.
  • Сказки народов мира

Пособия для учителя:

  • Аудиоприложение к учебнику Литературное чтение Л.Ф.Климановой (2 класс)
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
  • П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г.

Оборудование и приборы

1. Компьютер.

2. Интерактивная приставка mimio

3. Магнитная доска.

4. Измерительные приборы: часы.

5. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

6. Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр.

Приложение

Календарно – тематическое планирование «Родной русский язык»

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Примечание

План

Фактически

Предметные

Метапредметные УУД

 РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТЕКСТ ( 5 часов)

1

06.09

Язык и речь, их значение в жизни людей

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.  Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. Отличать диалогическую речь от монологической.  Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге

Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету «Родной язык» при: представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

1 четв.

2

20.09

Виды речевой деятельности. Диалог и монолог

3

04.10

Тема и главная мысль текста, заглавие. Составление рассказа по рисунку

РР

4

18.10

Логическое ударение

5

08.11

Составление рассказа по схеме. Подлежащее и сказуемое

2 четв.

РР

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (6 часов)

6

22.11

Прямое и переносное значение слова

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Группировать слова, работать с орфографическим словарем; различать слова и предложение; верно оформлять  предложения на письме; определять границы предложения в тексте. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов. Оценивать свою работу. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

7

06.12

Выделение  корня в однокоренных словах. Составление рассказа с использованием однокоренных слов

РР

8

20.12

Словесное и логическое ударение. Словообразующая функция ударения

9

10.01

Слова с непроверяемыми орфограммами

3 четв.

10

24.01

Русский алфавит, или Азбука  

11

07.02

Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»

РР

КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 часов)

12

21.02

Части речи. Составление текста с изменением формы слова

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий

РР

13

06.03

Зависимость формы числа имен прилагательных от формы числа имен существительных

14

20.03

Составление рассказа по репродукции картины художника  А.  Саврасова «Грачи прилетели»

4 четв.

РР

15

03.04

Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами

16

18.04

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

РР

17

08.05

Обобщающий урок по разделам родного языка

за русский язык

Итого: 17 часов

Календарно – тематическое планирование «Литературное чтение на родном русском языке»

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Примечание

План

Фактически

Предметные

Метапредметные УУД

Любите книгу (3 ч.)

1

14.09

Книги из далекого прошлого. Рукописные книги Древней Руси

Находить нужную информацию из разных источников. Познакомиться с языком Древней Руси

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

1 четв

2

28.09

 Н. Кончаловская. В монастырской келье

3

12.10

Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре

Краски осени (2 ч.)

4

26.10

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова

Воспринимать на слух, заучивать наизусть произведения устного народного творчества

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

5

16.11

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки

2 четв

Мир народной сказки (6 ч.)

6

03.11

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка»

Читать, пересказывать, анализировать Русские народные сказки. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

7

17.12

 Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Восстановление сказки на основе рисунков

8

14.01

 Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям  

9

28.01

28.01

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки

3 четв.

Карантин , пр.31 от 21.01.19г.

10

11.02

06.02.19г

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки  

Акт. день

(за музыку)

11

11.03

Русская народная сказка « Лиса и журавль». Инсценирование сказки

Весёлый хоровод (2 ч.)

12

01.04

Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине    

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

читать с выражением, опираясь на ритм произведения;

объяснять смысл пословиц;

-придумывать рассказ по пословице; сочинять  потешки, прибаутки, небылицы;

находить различия в потешках и прибаутках;

13

15.04

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

Здравствуй, матушка зима (2 ч.)

14

29.04

Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике      

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.

читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

различать стихотворный и прозаический текст;

сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

4 четв.

15

13.05

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

Весна, весна! И всё ей радо (2 ч.)

16

27.05

Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева    

Читать и анализировать стихи русских поэтов Выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного, анализировать и сравнивать произведения, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения

читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

различать стихотворный и прозаический текст;

сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

17

03.06

Стихи русских поэтов о весне

за русский язык

Итого: 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Литературное чтение» 2 класс

Пояснительная записка         Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебным предметам «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 2-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения

Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного пла...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) по курсу «Литературное чтение»

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...