«Особенности преподавания русского языка обучающимся с ТНР в соответствии с ФГОС»
статья по русскому языку

Иванова Марина Юрьевна

В статье рассматриваются новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в соответствии  ФГОС. Даются рекомендации по подготовке к такому уроку, выделяя основные аспекты и  структурные элементы урока, современные методы и формы обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Г.о. Подольск Московской области»

142104, МО, г. Подольск, ул. Народная, д.6/18; 54-98-76, 69-97-18

Доклад на ШМО учителей-логопедов

«Особенности преподавания русского языка обучающимся с ТНР в соответствии с ФГОС»

Подготовила: Иванова М.Ю.

2018г.

ВВЕДЕНИЕ

        Проблема внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем нашем обществе. И это понятно, так как с введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.

        Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Поэтому в соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка  к  жизни, её  узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Учитель и сегодня использует объяснительно-иллюстративный метод работы, когда, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос. Однако в соответствии с изменениями в стандартах упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по- новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,  без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Однако опыт показывает, многие учителя еще испытывают затруднения в подготовке и проведении урока русского языка по требованиям ФГОС.

Поэтому целью данной рекомендации является напомнить учителю о требованиях к уроку «открытия» новых знаний в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта, так как новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Требования к уроку «открытия» новых знаний.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения; внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательной организации.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие основные этапы:

Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность), а именно:

  1. Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  2. Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  3. Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Целеполагание – формирование учащимися целей урока по схеме: «вспомнить-узнать-научиться».

Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно).

Овладение новыми знаниями:

  1. Ученик сам формулирует задания к упражнениям. Ему дается только материал упражнения, а задания он формулирует на основе уже имеющегося опыта работы на работе.
  2. Выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия.
  3. Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе).

Словарно-орфографическая работа:

  1. Выявляет родовые признаки предмета.
  2. Определяет путем сравнивания и сопоставления видовых понятий существенные признаки предмета.
  3. Самостоятельно формулирует лексическое значение нового (доселе незнакомого) слова.

Взаимопроверка, взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Ученик должен вспомнить весь ход урока и проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей, высказать свои впечатления.

Способы рефлексии:

Рефлексия «Классическая». Каковы ваши цели перед занятием и насколько удалось реализовать? Перечислите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться? Каким образом вы преодолеваете эти трудности? Чему вы научились? Что вам удалось больше всего при изучении темы? Что получилось и почему? Опишите динамику ваших чувств и настроения при изучении темы?

Рефлексия «Трактат». Представьте, что у вас возможность написать трактат будущим школьникам. В нем опишите ваши основные достижения и результаты. Дайте наставления, советы, попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам удалось решить проблемы и получить результат. Ка какое из заданий застигло вас врасплох? Почему? Как избежать ваших ошибок? Какие рекомендации вы бы дали по добыче знаний в будущем?

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов — это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают знание, которое выполнить невозможно без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая со сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4-й шаг. Планирование решений. Планируя решения проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется новое знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику.  Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, представляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение на ряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Основные аспекты современного урока ФГОС:

Субъективизация образовательного процесса (ученик – равноправный участник образовательного процесса на ряду с учителем);

Метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей учащихся);

Деятельностный подход (знание не преподносится ученику в готовом виде, а дабываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

Коммуникативность образовательного процесса (взаимодействие учащихся на уроке, обмен информаций);

Рефлексивность (учащиеся ставятся в ситуацию, когда ему необходимо) проанализировать свою деятельность в ходе урока);

Импровизационность образовательного процесса (учитель должен быть готов к изменению и коррекции в ходе урока и в процессе его проведения);

Современный урок – это развитие школьников в процессе обучения; активная деятельность детей: работают все и работает каждый; проблемность: маленькое открытие каждый день; диалог; учет разных мнений; вариативность – творчество учителя и творчество детей; интерес детей к учению, их желание учиться – освоение детьми способов действий; самостоятельность учащихся – сотрудничество школьников друг с другом и с учителем; индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам – четкость целей и ориентация на достижения результатов- связь с жизнью; решение практических задач – воспитание личности.

Хочется напомнить структурные элементы урока и требования к уроку:

Требования к учителю:

  1. Точно и четко формулирует задания.
  2. Не дает новое задание в готовом виде.
  3. Не повторяет задание два раза.
  4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам.
  5. Не повторяет то, что сказали ученики.
  6. Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза.
  7. Подбирает комплексное задание. На сегодняшний день обучение – процесс двусторонний.  Учитель «вместе с детьми», он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции: планируют, организуют, контролируют, корректируют, анализируют, оценивают и т.д., то есть взаимодействуют в интерактивном режиме.

Методы и формы обучения

Метод активного обучения (деловые игры, ролевые игры).

Метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар).

Методы активации творческого мышления (мозговой штурм).

Метод взаимообучения (коллективное, групповое и парное обучение).

        В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода.

Особенности современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС.

        Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно…С введением ФГОС  принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.

        Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образовательные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • Анализировать свои действия;
  • Самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • Отличаться мобильностью;
  • Быть способными к сотрудничеству;
  • Обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Итак, новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Что же подразумевает по собой термин УУД

  1. Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  2. Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать.
  3. Самоконтроль, целеполагание, рефлексия.

Коммуникативные способности как один из видов УУД основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению и деятельности, умении слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Некоторые особенности фундаментального ядра содержания общего образования из раздела «Русский язык».

В связи с эти мы попытались вывести структурные элементы урока.

Мобилизующий этап или организационный – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить-узнать-научиться.

На уроке обязательно должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя.

И наконец коммуникация. Безусловно, что любой вид исследовательской работы чаще всего проходит коллективно.

Взаимопроверка и взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Заканчиваться урок должен рефлексией – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких своих навыках он продвинулся дальше.

Перед вами сравнительная таблица, которая вам поможет осознать, чем отличается инновационный урок от традиционного. Основные структурные этапы урока.

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент
  1. Мобилизующий этап
  1. Проверка домашнего задания
  1. Самоопределение учащихся на основе анттиципации.
  1. Объяснение нового материала
  1. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  1. Закрепление

  1. Закрепление нового материала
  1. Итоги урока
  1. Рефлексия
  1. Домашнее задание

        Так, оргмомент или мобилизующий этап, или самоопределение деятельности (по ФГОС вы можете встретить различные определения). Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главной на этом этапе. Далее идет самоопределение учащихся на основе антиципации, т.е. предугадывания того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели. Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Этот момент обязательно должен присутствовать на уроке, который соответствует современным требованиям. Закрепление нового, как вы видите, остается и в формате инновационного урока. А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно рефлексией. Домашнее задание может быть задано до рефлексии и после.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 1 классе в соответствии с ФГОС

Урок русского языка "Слог. Правила переноса слов"....

Литературное чтение, математика, русский язык для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО.

Календарно- тематическое планирование представлено в табличном варианте в соответствии с требованиями ФГОС НОО и содержит следующие разделы:Тема урока.(№ заданий учебника, тетради)Решаемые проблемыТво...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического...

Особенности преподавания русского языка в национальной школе с этнокультурным хакасским компонентом обучения

Поликультурная среда Катановской школы (более 90% - хакасы, 5% - русские, 2% - немцы, 2% - представители других национальностей) в обучении русскому языку в начальных классах способствует эффективному...