Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Апанасенко Екатерина Николаевна

Тема урока: «Раздельное написание предлогов со словами»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение для  детей  дошкольного

и  младшего  школьного  возраста  начальная общеобразовательная  школа - детский  сад  д. Алферово городского округа Павловский Посад  Московской  области

Урок русского языка во 2 классе

по теме:

«Раздельное написание предлогов

со словами»

                                                                             

           

           

                                                                                              Провела:

                                                                                              Апанасенко Екатерина Николаевна,

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                             

18.04.2019г.

Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Цель: создание условий для усвоения правила  о раздельном написании предлогов со словами в предложении

Задачи:

1. Формировать представление о предлоге как слове и его роли в предложении. Познакомить с правилом написания предлогов со словами;

2. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3. Воспитывать культуру общения.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: правильно употреблять предлоги в речи; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текстов, схем, игр, осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Оборудование:

         мультимедиапроектор; экран; компьютер; доска;  учебник В.П.      

         Канакиной «Русский язык 2 класс» 2 часть; индивидуальные задания по

         русскому языку (разработанные учителем); карточки.

Ход урока

        1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок весёлый.

И к уроку мы готовы.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

И пора урок начать.

            У нас сегодня в классе присутствуют гости, и мы, как гостеприимные

            хозяева, должны уделить им внимание.


            Ученица: Мы рады приветствовать Вас в  классе нашем!
            Возможно, есть классы и лучше, и краше,


            Ученик: Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
            Пусть будет уютно и очень легко!


            Ученица: Поручено нам Вас сегодня встречать.                                                          

             И знаниями нашими вас покорять.


            - Итак, ребята,  начнём наш урок,        

            Я желаю вам успешной работы на уроке и приятного общения.

         

           2. Чистописание. Контроль правильной осанки  

 

- И конечно же мы должны грамотно и красиво писать.

Но для начала давайте проверим правила посадки за рабочим местом

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

В следующей строчке запишите буквосочетания без над под на  для из про

- Помните, что записать эти буквы нужно каллиграфически правильно.

Оцените свою работу, если все правильно и красиво написано, то ставим «+», если есть ошибки «-».

3. Актуализация знаний.

- Что вы можете сказать об этих словах, которые мы записали?

- Что такое предлоги?

- Для чего служат предлоги?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами никогда не пишутся?

-Приведите примеры с одним из предлогов.

-Посмотрите на доску.

Серый заяц подпрыгнул под кустом.

           - Правильно ли написано? Что не так?

           - Возникло затруднение.

             Как правильно написать слова : под(?)прыгнул,  под(?)кустом?

           - Какую задачу будем решать на уроке? (Как пишутся предлоги со

             словами?)

           - Кто может ответить? (Раздельно)

           - Почему? Докажите.

             (Затруднение)

4. Работа над темой урока

- Попробуйте изменить данное предложение по данным схемам: (по какой схеме можно добавить слова?)

             

       

                    сущ.              прил.         гл.                   прил.      сущ.    

               └─────  по  ~~~~~~  ══════  по  ~~~~~~  дорожке .          

       сущ.              гл.                     прил.       сущ.

   └─────    ══════   по   ~~~~~~   дорожке  .        

           -  Какое слово запишем отдельно? (под кустом - это предлог, можно вставить  

            другое слово или вопрос).

           - Например: подпрыгнул  под высоким кустом

             Подпрыгнул под каким? кустом (что сделал? подпрыгнул – это глагол. Под –

             это часть слова. Пишем слитно.)

           - Запишите предложение.

             - Мы увидели, что предлог можно перепутать с частью слова. Многие

              предлоги  и части слов звучат одинаково.

              Сделайте вывод как их различить???

 (Если между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос –

                это предлог. Пиши раздельно)

            -  Получился алгоритм:  

                                                        1) определить часть речи

                             На доске:          2) Предлог (слово, ? ) слово        

-Ребята, просигнальте, кто понял, как различать предлоги и части слова.

Закрепление

- Итак, мы продолжаем изучать тему «Предлоги».

- В русском языке около двухсот предлогов и они занимают четвертое место по частоте употребления. Чаще других  употребляются предлоги: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без, и др. «Предлог»  в переводе с греческого означает «перед словом».

Послушайте грамматическую сказку.

Грамматическая сказка «Ссора предлогов».

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир.

Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседям. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. 

- Выполняем  задание на стр.110 №187

- Проверяем. Докажите раздельное написание.

Физминутка.

Игра "Предлоги и слова - предметы”

- Если я произнесу слово-предмет - вы поднимете руки вверх, если предлог – руки в стороны.
Учитель произносит слова: апрель, на, капель, без, под, ручей, ветер, около, подснежник, над, оттепель, про, скворец, о, по, жуки.
Дети выполняют движения.

Продолжение работы над темой урока.

Открытие нового знания  (сравнение звучания и написания предлогов)

             - Предлагаю  вам следующее задание.

  Прочитайте по транскрипции слова, записанные на доске

згал*эй*, скрыл*ца, , фшколу, вл*эсу

- Есть ли в записи предлоги? Как определили? (Поставили слово между

  предлогом и существительным)

- Как звучит предлог в каждом случае?

  Напишите на карточках предлог, который употребляется со словом Галей.  

  (з - с)

- Почему мнения разошлись? (не знаем, как пишутся предлоги). Значит, нам    

  надо знать правописание предлогов.

-  Как их нужно записать? (С, в)

- Почему? Откройте учебники на стр.109 см.таблицу предлогов.

- Сделайте вывод!

   (Написание предлогов не зависит от их произношения. )

-Проверим наш вывод по учебнику на стр.110 (чтение правила в учебнике)

-Что можно дополнить к нашему выводу?

   (предлоги пишутся всегда одинаково)

Закрепление изученного материала

- Какие правила нужно применить, чтобы сделать буквенную запись этих слов? (Имена пишутся с большой буквы.)

- Запишите эти слова в тетради.

 - Выполняем  задание на стр.111 №190

5. Самостоятельна работа

 

Чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, давайте выполним задание на карточках, которые лежат на ваших столах в парах.

А)

Вариант  1.                                             Вариант 2.

Подчеркни слова, которые пишутся раздельно.

(за)печкой                                              (за)бежал

(за)каз                                                     (за)лесом

 (за)ставить                                             (в)округ

(из)учать                                                (из)бежать

(из)дома                                                 (из)ба

(по)дороге                                              (по)летел

(по)слать                                                (в)лесу

    

Б)

Тест

1.Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

 

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

 

3.Как пишутся слова:

(с) красивой, (по) дороге, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

  

4.В каких предложениях есть предлоги?

А. На крыше тают сосульки.

Б. На деревьях грачи вьют гнёзда.

В. Журчат звонкие ручьи.

В)

Карточка  

(В)лесах цв.тет орешник. (По)опушкам л.сов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орел (с)вил себе гн.здо на высоком д.реве. Л.са (до)бралась (до)курятника.

- Спишите текст, раскрыв скобки.

- Назовите существительные с предлогами.

- Назовите глаголы.

- Объясните написание проверяемой безударной гласной.

- Подберите проверочные слова.

6. Рефлексия

- О какой части речи говорили сегодня на уроке?

- Что новое узнали о предлоге?

- Для чего служат предлоги?

- Перед какими слова пишутся предлоги?

- Перед какими слова никогда не пишутся?

- Что понравилось на уроке?

- А сейчас мы соберём с вами весенний букет. Если вам понравился урок, поставьте в букет красные цветы, если нет – жёлтые.

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофоров? Оценки за урок

7. Д/з

- № 191 стр. 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...