Программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Проскурина Александра Иосифовна

Программа по русскому языку "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc662.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 4»

РАССМОТРЕНО:        

на заседании  методического объединения  учителей начальных классов

____________               Е.В. Поцелуева

протокол № ___ от «___» ________ 2016г.

СОГЛАСОВАНО:        

на заседании методического совета

зам. директора по УР:

____________               И.Г.Филимонова

протокол № ___ от «___» ______ 2016г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ БСШ № 4

____________               В.А.Осипов  

приказ № ____ от «___» _______ 2016г.

Рабочая программа учебного предмета

Русский язык

Начальное общее образование (1-4 классы)

                                                                     Количество часов  675

                                                                     Учитель: Игнатюк Елена Викторовна

Кудряшова Наталья Викторовна

Проскурина Александра Иосифовна


   Программа разработана на основе авторской программы «
Обучение грамоте» для 1 класса Л.Е.Журовой,   «Русский язык» для начальной школы, С.В.Ивановым, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко; В.Ю.Романовой в рамках проекта «Начальная школа ΧΧІ века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова) (Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»,2013 г.),    

пгт. Березовка, 2016 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В основу рабочей программы положена авторская программа «Обучение грамоте» для 1 класса Л.Е.Журовой и авторская  программа «Русский язык» для начальной школы, разработанная С.В.Ивановым, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко; В.Ю.Романовой в рамках проекта «Начальная школа ΧΧІ века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова) (Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»,2013 г.),    

       Учебники:

1.Русский язык. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015 г.

2.Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015 г.

3.Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015 г.

4.Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015 г.

                                                     Место курса «Русский язык» в учебном плане

  На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

  Рабочая программа для 1 класса рассчитана на 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели)

  Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

       

 Текущая и промежуточная аттестация проводится согласно  положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ БСШ № 4». Формы промежуточной аттестации определяются  Учебным планом.

   

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и  правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать

свои действия, проверять написанное.

В результате изучения русского языка в 1 классе

 ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх — пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • правильно писать сочетания ча ща, чу щу, жи ши под ударением;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или  с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

В результате изучения русского языка во 2 классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:
  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:
  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

В результате изучения русского языка в 3 классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

  • собственные имена существительные;
  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

  • определять род изменяемых имен существительных;
  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
  • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • составлять план собственного и предложенного текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

                                В результате изучения русского языка в 4 классе

Ученик научиться:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание, предложение;
  • корень, приставку, суффикс, окончание;

выделять, находить:

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3 лица;

решать учебные и практические задачи:

  • определять спряжение глагола;
  • устанавливать с помощью смысловых( синтаксических)вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • разбивать по членам простое двусоставное предложение;
  • использовать разные  способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
  • не с глаголами
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в сочетаниях глаголов на – ться;
  • безударные личные окончания глаголов;

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ыва/ива, –ова/ева;
  • применять правило правописания соединительных гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а/о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило слитного и раздельного написания числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения ( простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст ( писать изложение) подробно, выборочно, от другого лица
  • соблюдать нормы  современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать  соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

                                                                             Содержание учебного предмета

1 класс

Обучение грамоте

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком {мак—рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

 Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приёмы и последовательность действий при списывании.

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  1. раздельное написание слов;
  2. обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
  3. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  4. перенос слов по слогам без стечения согласных;
  5. знаки препинания в конце предложений.

Русский язык.

Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (простейшие случаи). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  1. раздельное написание слов;
  2. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  3. обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
  4. сочетания чк, чн;
  5. перенос слов;
  6. безударный проверяемый гласный в корне слова;
  7. знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. 

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Неизменяемые слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных: слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложений. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика и графика

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

 Орфоэпия.Произношение звуков и сочетаний  звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 Слово и предложение

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

Состав слова (морфемика)    

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

 Лексика

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

 «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

 «Развитие речи»

Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Повторение

Резервные уроки

3 класс  

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

 Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)

 Орфоэпия 

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 Состав слова (морфемика)Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)

Синтаксис 

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

 Морфология 

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

 «Правописание»

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой).
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

 «Развитие речи»

 Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки

 

4 класс

 «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) 

 Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

 Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

 Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.

Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам

и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.

Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

Различение простых и сложных предложений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

·        непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные  слова, определенные программой);

·        не с глаголами;

·        мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

·        мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

·        безударные личные окончания глаголов;

·        суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

·        гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

·        буквы а, о на конце наречий;

·        мягкий знак на конце наречий;

·        слитное и раздельное написание числительных;

·        мягкий знак в именах числительных;

·        запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи» 

 Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в

сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без

заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

Резервные уроки.

Тематическое планирование с указанием  количества часов, отводимых на освоение каждого раздела темы

Русский язык. Обучение грамоте.

1 класс

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный период

16 ч

2

Букварный период

64 ч

3

Русский язык

85 ч

                                                                                         Итого

                             165 ч

№п/п

Раздел/ тема

Кол-во часов

2 класс

3 класс

4 класс

I

Как устроен наш язык

57 ч

62 ч

54 ч

II

Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

1

Фонетика и графика

10 ч

3 ч

1 ч

2

Слово и предложение

  6 ч

3

Состав слова (морфемика)

19 ч

4 ч

1 ч

4

Лексика

22 ч

5

Синтаксис

18 ч

16 ч

6

Морфология

37 ч

36 ч

III

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

58 ч

53 ч

52 ч

IV

Развитие речи

34 ч

30 ч

29 ч

V

Повторение

  5 ч

VI

Резервные уроки

16 ч

25 ч

35 ч

Итого:

170

170

170

                                                                                                     

                         

Тематическое планирование

1 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Ориентировка на странице прописей.

1

2

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.

1

3

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.

1

4

Отработка понятия «слово».

1

5

Отработка понятия «слово». Рисование коротких горизонтальных линий.

1

6

Деление предложений на слова. Рисование коротких вертикальных линий

1

7

Сравнение звуков. Рисование длинных наклонных линий

1

8

Знакомство со звуковой схемой слова. Рисование наклонных линий .

1

9

Интонационное выделение заданного  звука в слове, определение его места в слове. Рисование прямых линий.

1

10

Знакомство с рабочей строкой. Письмо полуовалов.

1

11

Сравнение слов по звуковой структуре. Письмо прямых вертикальных палочек.

1

12

Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Письмо прямых наклонных палочек.

1

13

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Рисование змейки.

1

14

Развитие свободы движения руки.

1

15

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

1

16

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

1

17

Письмо прямых, наклонных линий, овалов.

1

18

 Письмо заглавной и строчной букв А, а.

1

19

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами.

1

20

Знакомство с буквой Я, я.

1

21

Письмо заглавной и строчной букв Я, я.

1

22

Письмо заглавной и строчной букв О,о.

1

23

Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё.

1

24

 Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]).

1

25

Письмо заглавной и строчной букв У, у.

           1

26

Закрепление правил обозначения звуков [у], [а] и [о] буквами.

           1

27

Письмо заглавной и строчной букв Ю, ю.

            1

28

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). 

           1

29

Знакомство с буквой Э (э).

           1

30

Письмо заглавной и строчной букв Э, э.

           1

31

Письмо заглавной и строчной букв Е, е.

           1

32

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

           1

33

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

           1

34

Письмо строчной буквы ы.

           1

35

Знакомство с буквой И, и.

           1

36

Письмо заглавной и строчной букв И, и.

           1

37

Отработка написания изученных букв.

           1

38

Отработка написания изученных букв.

           1

39

Письмо заглавной и строчной буквы М, м.

1

40

Знакомство с буквой Н, н.

1

41

Письмо заглавной и строчной букв Н, н. Письмо слогов, слов.

           1

42

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

           1

43

Письмо заглавной и строчной букв Р, р. Письмо слогов, слов.

           1

44

Письмо заглавной и строчной букв Л, л.

1

45

Письмо заглавной и строчной букв Й, й.

1

46

Введение понятия «слог».

 1

47

Отработка написания изученных букв.

 1

48

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной букв Г, г.

 1

49

Письмо заглавной и строчной букв К, к.

 1

50

Дифференциация букв Г, г- К, к.

 1

51

Письмо заглавной буквы З. письмо слогов и слов.

 1

52

Письмо строчной буквы з. письмо слогов и слов.

 1

53

Письмо заглавной и строчной букв С, с.

 1

54

Дифференциация букв 3,з- С, с.

 1

55

Письмо заглавной и строчной букв Д, д.

 1

56

Письмо заглавной и строчной букв Д, д.

 1

57

Письмо заглавной и строчной букв Т, т.

           1

58

Дифференциация букв Д, д, Т, т.

1

59

Письмо заглавной и строчной букв Б, б.

1

60

Письмо заглавной и строчной букв П, п.

 1

61

Отработка написания изученных букв

 1

62

Письмо заглавной и строчной букв В, в.

 1

63

Чтение и письмо слов и предложений с изученными буквами.

 1

64

Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф.

1

65

Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж.

1

66

Чтение и письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

67

Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш.

1

68

Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч. 

 1

69

Чтение и письмо слов и предложений с изученными буквами.

 1

70

Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ.

 1

71

Чтение и письмо слов и предложений с изученными буквами.

 1

72

Письмо заглавной и строчной букв X, х.

 1

73

Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц.

1

74

Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь.

1

75

Письмо строчной буквы ь.

1

76

Слова с разделительным мягким знаком.

1

77

Письмо строчной буквы ъ.

1

78

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

1

79

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

1

80

Анализ ошибок, допущенных в диагностической  работе.

1

81

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании.

1

82

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании.

1

83

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения.

1

84

Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений.

           1

85

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании.

           1

86

 Речевой этикет: слова просьбы, извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

           1

87

Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Отработка порядка действий при списывании.

1

88

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения.

1

89

 Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.  Знаки препинания в конце предложения.

1

90

Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен.

1

91

Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. Правописание собственных имен.  

1

92

Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. Правописание собственных имен.  

1

93

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка пордка действий при списывании и правила правописания собственных имен.

1

94

Описание  внешности. Отработка  правила правописания собственных имен.

1

95

Описание  внешности . Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

1

96

Описание внешности. Повторение слогоударных схем.

1

97

Описание внешности. Отработка порядка действий при списывании.

1

98

 Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

1

99

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем.

1

100

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке.

Повторение слогоударных схем.

1

101

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке.

Правила переноса слов.

1

102

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке.

Правила переноса слов.

1

103

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке.

1

104

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке.

1

105

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам.

1

106

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

1

107

Обсуждение профессий родителей.  Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

1

108

Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

1

109

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила правописания сочетаний жи-ши.

1

110

 Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила правописания сочетаний жи-ши.

1

111

Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу.

1

112

Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

1

113

 Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

1

114

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

1

115

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами.

1

116

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта.                                                 Знакомство с родственными словами.

1

117

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

1

118

Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

119

Письменная речь: объявление.  Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

120

Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

1

121

Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

 1

122

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов.

 1

123

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов.

 1

124

Письменная речь.Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?» и правила написания собственных имен.

 1

125

 Письменная речь.Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен.

 1

126

Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи-ши    и работы со звуковыми моделями.

 1

127

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе.

 1

128

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе.

           1

129

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам.

1

130

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам.

1

131

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща.

 1

132

Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании.

1

133

Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании.

1

134

Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении.    Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании.

           1

135

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу.

           1

136

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании.

           1

137

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса.Отработка порядка действий при списывании.

           1

138

Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

1

139

Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций ь.

1

140

Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций ь и порядка действий при списывании.

1

141

Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь  и порядка действий при списывании

1

142

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

1

143

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

1

144

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн.

1

145

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению.

1

146

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению.

1

147

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании.

1

148

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения.

1

149

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения.

           1

150

Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова.

1

151

Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова.

1

152

Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании.        

1

153

Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании.

1

154

Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами.

1

155

Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами.

1

156

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам.

1

157

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам.

1

158

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов.

1

159

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов.

1

160

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов.

1

161

Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного.

1

162

Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного.

1

163

Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного материала.

           1

164

Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного материала.

1

165

Комплексное повторение пройденного материала.

1

2 класс

№ п/п

Название темы / раздела

Количество часов

1

Звуки речи и буквы

1

2

Гласные и согласные звуки и их буквы

1

3

Обозначение звуков речи на письме

1

4

Ударные и безударные звуки в слове

1

5

Согласные звуки

1

6

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

1

7

Звонкие  согласные звуки в конце слова

1

8

Учимся писать сочетание жи - ши

1

9

Учимся писать сочетание ча – ща.

1

10

Учимся писать сочетание чу - щу

1

11

Разделительный мягкий знак (ь)

1

12

Слог

1

13

14

Учимся переносить слова

2

15

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

1

16

Слово

1

17

Слова, называющие предметы

1

18

Слова, называющие признаки и действия предметов

1

19

 Слово и предложение

1

20

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

21

Слова в предложении

1

22

Окончание как часть слова

1

23

Изменение формы слова с помощью окончания.

1

24

Неизменяемые слова

1

25

26

Вспоминаем правила написания прописной буквы

2

27

Корень как часть слова

1

28

29

30

31

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

4

32

Корень как общая часть родственных слов

1

33

34

35

36

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

4

37

Однокоренные слова

1

38

39

40

Учимся писать буквы согласных в корне слова

3

41

Корень слова с чередованием согласных

1

42

43

44

45

46

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

5

47

Суффикс как часть слова

1

48

Значения суффиксов

1

49

50

51

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

3

52

Значения суффиксов

1

53

Учимся писать суффиксы -онок-, -енок-

1

54

55

Учимся писать суффиксы -онок-, -енок-, -ик-, -ек-

2

56

Значения суффиксов

1

57

Учимся писать суффикс - ость- 

1

58

Образование слов с помощью суффиксов

1

59

Учимся писать суффиксы имен прилагательных

1

60

Образование слов с помощью суффиксов

1

61

Учимся писать корни и суффиксы

1

62

Приставка как часть слова

1

63

Значение приставок

1

64

65

Учимся писать приставки

2

66

Различаем приставки с буквами о, а

1

67

Образование слов с помощью приставок

1

68

Учимся писать разделительный твердый знак (ъ)

1

69

Различаем разделительные ь и ъ

1

70

Как образуются слова

1

71

Различаем разделительные ь и ъ

1

72

Основа слова

1

73

74

Учимся различать предлоги и приставки

2

75

Повторяем состав слова

1

76

77

Повторяем правописание частей слова

2

78

Слово и его значение

1

79

Значение слова

1

80  

Повторяем правописание частей слова

1

81

Текст

1

82

Заголовок текста

1

83

Как сочетаются слова

1

84

Значение слова в словаре и тексте

1

85

Повторяем правописание частей слова

1

86

Один текст – разные заголовки

1

87

Учимся озаглавливать текст

1

88

Слово в толковом словаре и тексте

1

89

Слова однозначные и многозначные

1

90

Учимся находить и проверять орфограммы в тексте

1

91

Учимся озаглавливать текст

1

92

Как строится текст. Окончание текста

1

93

Как появляются многозначные слова

1

94

Как определить значение многозначного слова

1

95

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

1

96

Учимся заканчивать текст

1

97

Слова - синонимы

1

98

Сочетание синонимов с другими словами

1

99

Учимся применять орфографические правила

1

100

Как строится текст. Начало текста

1

101

Сочиняем начало текста

1

102

Как используются синонимы

1

103

Синонимы в тексте

1

104

Учимся применять орфографические правила

1

105

Учимся составлять текст

1

106

Последовательность предложений в тексте

1

107

Слова - антонимы

1

108

Сочетание антонимов с другими словами

1

109

Учимся применять орфографические правила

1

110

Связь предложений в тексте

1

111

Слова - омонимы

1

112

Слова исконные и заимствованные

1

113

Учимся применять орфографические правила

1

114

Абзац

1

115

Учимся выделять абзацы

1

116

Значения заимствованных слов

1

117

Учимся применять орфографические правила

1

118

Последовательность абзацев

1

119

Учимся составлять текст из абзацев

1

120

Устаревшие слова

1

121

Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова

1

122

Учимся применять орфографические правила

1

123

Учимся составлять текст

1

124

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам

1

125

Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?

1

126

Учимся применять орфографические правила

1

127

План текста

1

128

Учимся составлять план текста

1

129

Фразеологизмы

1

130

Учимся применять орфографические правила

1

131

Составляем текст по плану

1

132

Учимся писать письма по плану

1

133

Значение фразеологизмов

1

134

Учимся применять орфографические правила

1

135

Составляем текст по плану

1

136

Текст-описание

1

137

Учимся применять орфографические правила

1

138

Особенности текста-описания

1

139

Учимся сочинять текст-описание

1

140

Учимся применять орфографические правила

1

141

Учимся сочинять яркий текст-описание

1

142

Текст-повествование

1

143

Особенности текста повествования

1

144

Учимся применять орфографические правила

1

145

Учимся сочинять текст-повествование

1

146

Описание и повествование в тексте

1

147

Текст-рассуждение

1

148

Особенности текста-рассуждения

1

149

Описание. Повествование. Рассуждение

1

150-154

Повторение

5

155-175

 Контрольные, проверочные работы

20

3 класс

№ п/п

Название темы / раздела

Количество часов

1

Повторяем фонетику

1

2

Вспоминаем правила написания прописной буквы

1

3

Фонетический разбор слова

1

4

Вспоминаем правила переноса

1

5

Повторяем текст, его признаки и типы

1

6

Фонетический разбор слова

1

7

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих

1

8

Повторяем состав слова

1

9

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

1

10

Повторяем признаки и типы текста

1

11

Разбор слова по составу

1

12

Повторяем правописание согласных в корне слова

1

13

Повторяем словообразование

1

14

Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне  слова

1

15

Текст и его заголовок

1

16

Разбор слова по составу и  словообразование

1

17

Вспоминаем правописание суффиксов

1

18

Повторяем правописание приставок

1

19

Заголовок и начало текста

1

20

Предложение и его смысл.  Слова в предложении

1

21

Виды предложения по цели высказывания и интонации

1

22

Последовательность предложений в тексте

1

23

Деление текста на абзацы

1

24

Главные члены предложения

1

25

Повторяем написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков

1

26

Главные члены предложения

1

27

Учимся писать приставки

1

28

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с

1

29

Подлежащее

1

30

Сказуемое

1

31

Учимся писать письма

1

32

Подлежащее и сказуемое

1

33

Учимся писать письма

1

34

Второстепенные члены предложения

1

35

36

Обстоятельство

2

37

Учимся писать приставку  с -

1

38

Учимся писать письма

1

39

40

Определение

2

41

Учимся писать слова с двумя корнями

1

42

Запоминаем соединительные гласные о,е

1

43

Учимся писать письма

1

44

45

Дополнение

2

46

47

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в  корне  слова

2

48

Учимся писать письма

1

49

Однородные члены предложения

1

50

Учимся обозначать звук  ы  после звука ц

1

51

Однородные члены предложения

1

52

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

53

Учимся писать письма

1

54

Однородные члены предложения

1

55

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

56

Однородные члены предложения

1

57

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

58

Учимся писать письма

1

59

Повторяем фонетику и состав слова

1

60

Повторение

1

61

Части речи

1

62

Самостоятельные и служебные части речи

1

63

Повторение

1

64

Имя существительное

1

65

Повторение

1

66

Учимся писать изложение

1

67

68

Род имен существительных

2

69

Учимся писать изложение

1

70

Число имен существительных

1

71

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

1

72

Правописание ь после шипящих на конце имен существительных

1

73

Число имен существительных

1

74

75

Изменение имен существительных по числам

2

76

Учимся писать изложение

1

77

Изменение имен существительных по падежам

1

78

79

Падеж имен существительных

2

80

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова

1

81

Учимся писать письма

1

82

Падеж имен существительных

1

83

Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных

1

84

Падеж имен существительных

1

85

Учимся писать суффикс -ец-  и  -иц- и сочетания ичк и ечк

1

86

Работаем с текстом

1

87

Склонение имен существительных

1

88

Учимся писать сочетания  инк и  енк

1

89

Склонение имен существительных

1

90

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения

1

91

Работаем с текстом

1

92

Склонение имен существительных

1

93

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения

1

94

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

95

Учимся писать  безударные окончания имен существительных 2-го склонения

1

96

Учимся писать изложение

1

97

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

98

Учимся писать  безударные окончания имен существительных 2-го склонения

1

99

Имена существительные собственные и нарицательные

1

100

Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

1

101

Учимся писать изложение

1

102

103

Способы образования имен существительных

2

104

Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения

1

105

Учимся писать  безударные окончания имен существительных 3-го склонения

1

106

Учимся писать изложение

1

107

Повторяем фонетику и состав слова

1

108

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения

1

109

Имя прилагательное

1

110

Правописание окончаний имен существительных множественного числа

1

111

Повторение

1

112

Имя прилагательное

1

113

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных

1

114

Имя прилагательное

1

115

116

Правописание окончаний имен существительных -ий, -ия, -ие

2

117

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных

1

118

119

Качественные имена прилагательные

2

120

Изложение с элементами сочинения

1

121

Правописание окончаний имен прилагательных

1

122

Учимся писать изложение

1

123

Правописание окончаний имен прилагательных

1

124

Краткая форма качественных прилагательных

1

125

Правописание окончаний имен прилагательных

1

126

Учимся писать сочинение

1

127

Относительные имена прилагательные

1

128

Правописание относительных имен прилагательных

1

129

Как образуются относительные имена прилагательные

1

130

Правописание относительных имен прилагательных

1

131

Учимся писать сочинение

1

132

Правописание относительных имен прилагательных

1

133

Притяжательные прилагательные

1

134

Правописание притяжательных  прилагательных

1

135

Повторение

1

136

Повторяем фонетику и состав слова

1

137

Правописание краткой формы имен прилагательных

1

138

Местоимение

1

139

Работаем с текстом

1

140

141

Личные местоимения

2

142

Правописание местоимений с предлогами

1

143

Как изменяются местоимения

1

144

Правописание местоимений

1

145

Как изменяются местоимения

1

146-170

Повторение, контрольные, проверочные, тестовые работы

25

4 класс

№ п/п

Название темы / раздела

Количество часов

1

Повторение. Пишем письма

1

2

Повторяем фонетику и словообразование

1

3

4

Вспоминаем изученные орфограммы

2

5

Повторение. Пишем письма

1

6

Повторяем признаки имени существительного

1

7

Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения

1

8

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения

1

9

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

1

10

11

Пишем письма

2

12

13

Морфологический разбор имени существительного

2

14

Правописание безударных падежных окончаний   имен существительных

1

15

Рассуждение

1

16

Повторяем признаки имени прилагательного

1

17

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

18

Морфологический разбор имени прилагательного

1

19

Типы текста

1

20

Буквы о, ё после шипящих и ц

1

21

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце после шипящих»

1

22

Повторяем местоимение

1

23

Орфограммы приставок

1

24

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак

1

25

Изложение

1

26

Разбор по членам предложения

1

27

28

Синтаксический разбор предложения

2

29

30

Знаки препинания при однородных членах предложения

2

31

Синтаксический разбор предложения

1

32

Текст

1

33

Глагол

1

34

Глагол как часть речи

1

35

Правописание приставок в глаголах

1

36

Правописание не с глаголами

1

37

Изложение

1

38

Вид глагола

1

39

Начальная форма глагола

1

40

Личные формы глагола

1

41

Лицо и число глаголов

1

42

43

Мягкий знак после шипящих в глаголах

2

44

Текст

1

45

46

Правописание  -ться и -тся в глаголах

2

47

Текст

1

48

49

50

Спряжение глаголов

3

51

Правописание глаголов

1

52

Текст

1

53

54

55

56

Правописание безударных окончаний глаголов

4

57

Текст

1

58

59

60

Правописание глаголов

3

61

Настоящее время глагола

1

62

Правописание суффиксов глаголов

1

63

64

Прошедшее время глагола

2

65

Изложение

1

66

Правописание суффиксов глаголов

1

67

Будущее время глагола

1

68

Правописание суффиксов глаголов

1

69

Изменение глаголов по временам

1

70

Изложение с элементами сочинения

1

71

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

72

Условное наклонение глагола

1

73

74

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

2

75

Текст

1

76

77

Повелительное наклонение глагола

2

78

Словообразование глаголов

1

79

Текст

1

80

81

Глагол в предложении

2

82

83

Правописание глаголов

2

84

Текст

1

85

Морфологический разбор глагола

1

86

Повторение (проверь себя)

1

87

Текст

1

88

89

90

Наречие

3

91

Как образуются наречия

1

92

93

Правописание гласных на конце наречий

2

94

Текст

1

95

Морфологический разбор наречий

1

96

97

98

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

3

99

Текст

1

100

101

Имя числительное

2

102

Текст

1

103

Изменение имен числительных

1

104

Слитное и раздельное написание числительных

1

105

Правописание мягкого знака в именах числительных

1

106

Правописание числительных

1

107

Текст

1

108

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

1

109

Связь слов в предложении. Словообразование

1

110

Словосочетание

1

111

Слово. Словосочетание.  Предложение

1

112

Текст

1

113

Правописание слов в словосочетаниях

1

114

Связь слов в словосочетании. Согласование

1

115

Правописание слов в словосочетаниях

1

116

Связь слов в словосочетании. Управление

1

117

Правописание слов в словосочетаниях

1

118

Текст

1

119

Связь слов в словосочетании. Примыкание

1

120

Правописание слов в словосочетаниях

1

121

Словосочетание в предложении

1

122

Текст

1

123

Сложное предложение

1

124

Как связаны части сложносочиненного предложения

1

125

Знаки препинания в сложном предложении

1

126

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

127

Текст

1

128

Как связаны части сложноподчиненного предложения

1

129

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

1

130

131

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

2

132

Текст

1

133

Сложное предложение

1

134

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

135

Текст

1

136-170

Повторение, контрольные, проверочные, тестовые работы

35

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...