Правописание суффиксов – ик, - ек. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бисерова Светлана Семёновна

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fgos_biserova_ss.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

        Бисерова Светлана Семёновна

Предмет : русский язык,  2 класс.  УМК: «Начальная школа 21 века».

Тип урока : открытие новых знаний.        г. Заречный

Тема: «Правописание суффиксов – ик, - ек».

Цели урока

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: формировать  способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развивать  мотивацию  учебной деятельности; развивать  умение   сотрудничать со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;

Оборудование:  фишки для моделирования; карточки для парной и/или групповой работы; презентация.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений.

Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.

Открытие нового знания.

Цель: обсуждение проектов решения поставленных задач.

Физминутка

Первичное закрепление с  комментированием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Самостоятель-ная работа с последующей самопровер-кой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что  он уже умеет.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: осознание

Учащимися своей УД, самооценка результатов.

Слайд 1.

В мире много  интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей , друзья , за дело!

- Как вы думаете, почему нет предела нашим знаниям?

-Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Слайд 2.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

- Правописание парных согласных в корне слова.

- Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

-Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

а) Слайд 3.

- Сейчас мы будем работать в парах.

-Возьмите карточку с цифрой 1.

-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Столб, мостик, зонт,  столбы, мост, зонты,  столбик,  мосты, зонтик.

б) проверка

Слайд 3.

Правописание безударных гласных  в корне слова

Правописание парных согласных в корне слова

                        ?

столбы

столб

столбик

мосты

мост

мостик

зонты

зонт

зонтик

-Как  вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика?

-Чего мы ещё не знаем?

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

-Обсудите друг с другом, что бы вы хотели узнать об этой орфограмме?        

Слайд 4.

  Как называется орфограмма?

  Можно ли её проверить?

  Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

-Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.

Слайд 5.

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

-Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам объединиться в группы и провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

Слайд 6.

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

арбузик

орешек

замочек

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс  -ек.

Слайд 7.

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

ключики

ключика

арбузик

арбузики

арбузика

орешек

орешки

орешка

замочек

замочки

замочка

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс  -ек.

-Какой вывод мы сделаем?

-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 123. Совпадают ли они?

-Значит, мы правильно сформулировали правило.?

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

-Давайте  посмотрим,  смог ли  Витя  Перестукин справиться со свой проблемой?

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайд 8.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Слайд 9.

1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -?

2) Изменяю форму слова.

3) Если [ и ], то              -ик-

4) Если [ -  ], то         -ек-

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущена ошибка, исправьте их.

Слайд 10.

Листик, внучик, сухарек, ящичек, кирпичик, совочик, слоник, лучек.

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

(проверка)

-Как вы считаете, изменился ли ваш объём знаний к концу урока?

-Что нам поможет это проверить? (Самостоятельная работа).

Слайд 11.

Запишите слова в нужный столбик.

-ик-                                         -ек-

Кармаш.к, хвост.к, мяч.к, ореш.к, словар.к, человеч.к.

-Проверьте свою работу по эталону.

-ик-                                         -ек-

хвостик                                   кармашек

мячик                                        орешек

словарик                                   человечек

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой в начале   урока ?

-Смогли мы её достичь?

-На какие вопросы мы должны были ответить?

-Сумели ли мы это сделать?

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с …      .

Я научился (научилась) …    .

На следующем уроке я хотел(а) бы …    .

-Спасибо за урок.

Отвечают на вопрос .

Вспоминают изученные орфограммы  и проговаривают.

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).

Называют критерии классификации.

Сталкиваются с затруднением

 (не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.

Наблюдают за словами (изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Составляют алгоритм.

Находят ошибки в словах,  действуя по составленному алгоритму.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по эталону.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

 Личностные:

Самоопределение,смыслообразование.

Коммуникативные, познавательные, личностные,

регулятивные.

Умение классифицировать и определять критерий для классификации.

Коммуникативные,познавательные, регулятивные.

Регулятивные,

Коммуникативные

Познавательные

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Познавательные.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Регулятивные.

Планирование деятельности.

Познавательные.

Личностные

Регулятивные.

Коммуникативные.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Познавательные.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Регулятивный.

Познавательный.

Умение составлять алгоритмы.

Регулятивное.

Познавательное.

Коммуникатив-ное.

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Регулятивное.

Познавательное.

Умение плани-ровать, контро-лировать и оценивать учеб-ные действия.

Регулятивные.

Личностные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технлогическая карта и презентация урока "Правописание суффиксов -онок-,-ёнок-", 2 класс

Технологическая карта (по ФГОС) и презентация урока русского языка "Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-", 2 класс,УМК "Начальная школа ХХI века"...

Правописание суффиксов ИК,ЕК. 3 класс. УМК "Школа России"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" к учебнику В.Канакиной....

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Презентация к уроку по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

презентация для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов  -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"...

Презентация урока русского языка " Правописание суффиксов -ек-, -ик- 2 класс

Материал презентации соответствует требованиям единого государственного стандарта в области обучения и воспитания. Использовала следующие виды работ: работа в парах, работа в группах, индивидуальная р...

Конспект урока русского языка " Правописание суффиксов -ек-. -ик-" 2 класс

Урок построен в соответствии с ФГОС.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности детей.В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Тему и...