Правописание суффиксов ИК,ЕК. 3 класс. УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку по теме

Снопова Людмила Александровна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" к учебнику В.Канакиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravopisanie_suffiksov_ikek.ppt1.08 МБ
Microsoft Office document icon pravopisanie_suffiksov_ikek.doc210 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 3 класс II четверть.

Тема урока:  Правописание суффиксов и приставок.

              Правописание суффиксов -ик, -ек.

Цель  урока: познакомить учащихся с правилом написания  

                       суффиксов  -ек, -ик.

Задачи урока:

- учить учащихся писать слова с  суффиксов -ик, -ек;

- расширять представление учащихся о правописании приставок и суффиксов;

- продолжать работу по развитию орфографической зоркости и  слуха;

- продолжать развивать умения работать в парах;

- совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки          

    каллиграфического навыка;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 3 класса (авт. В.П.Канакина),

                             презентация к уроку, карточки с заданием.

Ход урока.

 I.  Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка.

- Чему мы учимся на уроках русского языка? (красиво и грамотно  

  писать)

- Для чего мы этому учимся? (чтобы быть грамотными, а значит  

  культурными.)

- Откройте тетради.

II. Чистописание.

        - Как всегда начинаем урок с минутки чистописания.

        - Посмотрите на ряд слов.

        - Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву,  

          которую  мы будем писать на минутке чистописания.

                     Норка    дочка      книжка

- Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.

        Кк    кк    к к     к  к       ка     рк     чк     жк

- Кто догадался, какой частью  слова является буква  -к  в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс  - к  этим словам? (умен.-ласкат.)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

  таким же суффиксом.(берёзка, осинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

- Посмотрите на доску. (Слайд)

                   

                                                 

 

- Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а

  какие    -  приставками?  Выпишите сначала приставки, потом  

  суффиксы.

  Проверка.

- Назовите приставки, которые вы выписали.

          (Слайд - Приставки: за, под, по, над, на, про).

- Перечислите суффиксы, которые вы записали.

          (Слайд - Суффиксы: -еньк, -очк, -ость, -чик, -ек, -ик).

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и  

   суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают    

   суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

     - У меня для вас есть слова. Прочитайте их. (Слайд).

       Смел_сть,  бел_нький,  ваз_чка,  ключ_к.

     - Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

     - Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

        Смелость,  беленький, вазочка,  ключ?к.

      - Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).

      - Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае    

        пишется -ек,  а в каком  -ик.

       (Слайд)

                                       

                                        ключ _к

                                                  ?

                                          -ек         -ик

     - Если мы откроем этот секрет, то сможем открыть замочек на

       волшебном ларчике.                    

                                             

IV. Работа по теме урока.

      - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

      - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.    

        (существительное)

     - На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)

     - Разделите слова в два столбика.

     - В каждой паре слов выделите суффикс.

     - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно

       их разделить?(слова с гласной в суффиксе и слова с гласной в  

       суффиксе).  

       Расположите слова в 2 группы.

       Назовите слова 1 группы.                   Назовите слова 2группы.

              Кузнечик       кузнечики                    Орешек          орешки

              Птенчик        птенчики                      Горошек        горошки

     - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении  

       формы слова  гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

     - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной . 

       Гласная есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в

       суффиксе слов во мн. числе.

       А в словах 2 группы что происходит? (гласная есть в словах    

       ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

 

     - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах  -ек, -ик?

(Слайд).

      Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется.  (Кузнечик - кузнечики).

        Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек  - орешки).

         

          - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники  на с. 119.

          - Прочитаем правило.

Физминутка.

   V. Закрепление нового материала.

       - Ребята, кто запомнил когда пишется -ек, а когда -ик?

       - Давайте на основе этого правила попробуем объяснить написание слов.    

       - Найдите упр. 243.

       - Прочитайте 1 пару слов. Объясните написание суффикса -ек.

         Запишите эту пару в тетрадь, обозначьте орфограмму.

       - Дальше продолжим также.

      - Итак, давайте сформулируем какие действия надо выполнять, чтобы выбрать нужный суффикс.

       (Слайд)

  1. Изменяем форму слова (один, много)
  2. Смотрим на гласную в суффиксе.
  3. Если сохранилась, то пишем  -ик;

Если исчезла, то пишем  -ек.

   

      - Эти знания нам помогут выполнить упр. 244  на с. 120.

      - Вы видите слова с пропущенными буквами в суффиксе.

        Поработайте в парах: обсудите, какие из данных слов имеют суффикс -ек, а  

        какие - суффикс -ик. Какое значение вносят эти суффиксы в слово?

      - Назовите слово в котором вы напишите суффикс -ик. Почему?

      - Назовите слово в котором вы напишете суффикс -ек. Докажите.

      - какие действия вы выполняли когда решали какой суффикс нужно  

        вставить?

      - Теперь я убедилась, что вы справитесь с д/з.

       

   

     -  В начале урока перед нами встал вопрос…

                  (Слайд)

                                       

                                        ключ _к

                                                  ?

                                          -ек         -ик

           …Какую букву нужно писать в слове ключик?

        - Кто может теперь ответить на этот вопрос?  Почему ты так думаешь?    

          Молодцы.

        Итак, (Слайд)

                  Мы отыскали секрет_к   и   замоч_к  на ларч_ке   открыли.

      - Посмотрите на предложение. Докажите, какую букву нужно вставить в слова.  Запишите предложение, выделите суффикс.

Какой суффикс выделили?

                 

VI. Итог урока.

      - Чему учились сегодня на уроке?

      - Поднимите руку кто считает, что он понял какую букву нужно писать в    

        словах с суффиксами -ик, -ек?

      - Кто испытывал  трудности? В чём?

      - На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в    

        словах.

VII. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков».

еньк

за

 по

 под

 на

 ость

 над

очк истететель

про

ек

ик

чик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Презентация к уроку по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

презентация для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов  -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"...

Правописание слов с суффиксами -ек, -ик Русский язык 3 класс "Школа России"

формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;способствовать...

Правописание непроизносимых согласных 3 класс Школа России

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Правописание непроизносимых согласных".  УМК "Школа России"...

Правописание заглавной буквы. 1 класс "Школа России"

Презентация "Правописание заглавной буквы в словах" . "Школа России" 1 класс (1 урок)...