Памятки для работы над ошибками 3-4 класс
консультация по русскому языку

Игнатьева Елена Анатольевна

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami.doc59 КБ
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami_4_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками                      3 класс

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.   (Образец:  Выпал пушистый снег.  Дети рады.)

2. Пропуск буквы, замена, искажение слова.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.  Раздели слово на слоги.

( Образец:  звонок – 2сл.)

3. Перенос  слова.

Раздели слово на слоги для переноса.  (Образец: оси-на.)

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

4. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Образец: ель,  тень,  пень, коньки, мальчик, пальто.

5. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Образец: малыши, карандаши, ежи, роща, туча .

6. Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой

орфограммой.   Образец: дочка, речка, мощный.

 7. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

8. Безударные  гласные в корне, проверяемые  ударением ( а, о, е, и, я ).

Напиши слово правильно, подобрав к нему проверочное слово и ещё два слова на это правило с проверочными словами. Образец:  сад – сады, волны – волна, червь- червивый.

9. Словарные слова.

Выпиши слово правильно. Запиши два однокоренных слова.

Образец:  ягода,  ягодка, ягодный.

10.Сложные слова.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Образец: кофеварка, пароход,  рыболов. 

11. Проверяемые согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.  Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.            Образец: морозы – мороз, ягода – ягодка.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

13. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий

знак ь и гласную букву.   Например:  вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.   Образец: группа, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! … ).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

 16. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень.

Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Образец: звезда, звёздочка - звёздный. Честь – честный.

17. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.  Например: полетели, побежали, потянули,  отнёс, отбежал, отлетел.

18. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова

с разными приставками.  Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова . Она пишется слитно со словом .

19. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с пред-

логом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.                  

Образец:  к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.  

 Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

20. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели

Приставку. Подчеркни гласную.     Например: съезд,  объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются ]на согласную, перед гласными буквами  е, ё, ю, я .

21. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой  орфограммой .

Например: луч (м.р.), шалаш ,товарищ. Ночь (ж.р.), мощь, тишь .

22. Не с глаголом.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило.

                       гл.                    гл.                   гл.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

23. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Образец.  Сильный ветер  сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.                                                                                                                                                                                                                                     [   =   и   =  ].

                                 

 Белка питается древесными почками, зёрнами, орехами, семенами шишек.

        

[  - - - ,   - - -,   - - - ,  - - - ].

24. Другие орфограммы.

Записать  слово правильно, выделить орфограмму. Составить и записать предложение с этим словом.

Грамматический разбор.

1.Фонетический разбор.        Помни!

 Образец. Соловья – 3 слога, [салав, й,а]        Гласные  е, ё, ю, я, обозначают

 с-[с]-согл., глух., парн.        по два звука:

о-[а]-глас., безудар.        1) в начале слова;

 л-[л]-согл., звон., непарн.        2) после гласных звуков;

 о-[а]- глас., безудар.        3) после разделительного

в-[в,]- согл., звон., парн.         мягкого и твёрдого знаков- ь,ъ

ь-[  ]

я  [й,]- согл., звон., непарн.

    [а]- глас., удар.

__________________________________________________

          7букв, 7 звуков.

Грамматический разбор.

1.Фонетический разбор.        Помни!

 Образец. Соловья – 3 слога, [салав, й,а]        Гласные  е, ё, ю, я, обозначают

 с-[с]-согл., глух., парн.        по два звука:

о-[а]-глас., безудар.        1) в начале слова;

 л-[л]-согл., звон., непарн.        2) после гласных звуков;

 о-[а]- глас., безудар.        3) после разделительного

в-[в,]- согл., звон., парн.         мягкого и твёрдого знаков- ь,ъ

ь-[  ]

я  [й,]- согл., звон., непарн.

    [а]- глас., удар.

__________________________________________________

          7букв, 7 звуков.

Грамматический разбор.

1.Фонетический разбор.        Помни!

 Образец. Соловья – 3 слога, [салав, й,а]        Гласные  е, ё, ю, я, обозначают

 с-[с]-согл., глух., парн.        по два звука:

о-[а]-глас., безудар.        1) в начале слова;

 л-[л]-согл., звон., непарн.        2) после гласных звуков;

 о-[а]- глас., безудар.        3) после разделительного

в-[в,]- согл., звон., парн.         мягкого и твёрдого знаков- ь,ъ

ь-[  ]

я  [й,]- согл., звон., непарн.

    [а]- глас., удар.

__________________________________________________

          7букв, 7 звуков.



Предварительный просмотр:

Работа над ошибками                      4 класс

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.   (Образец:  Выпал пушистый снег.  Дети рады.)

2. Пропуск буквы, замена, искажение слова.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.  Раздели слово на слоги.

( Образец:  звонок – 2сл.)

3. Перенос  слова.

Раздели слово на слоги для переноса.  (Образец: оси-на.)

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

4. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Образец: ель,  тень,  пень, коньки, мальчик, пальто.

5. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Образец: малыши, карандаши, ежи, роща, туча .

6. Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой

орфограммой.   Образец: дочка, речка, мощный.

 7. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

8. Безударные  гласные в корне, проверяемые  ударением ( а, о, е, и, я ).

Напиши слово правильно, подобрав к нему проверочное слово и ещё два слова на это правило с проверочными словами. Образец:  сад – сады, волны – волна, червь- червивый.

9. Словарные слова.

Выпиши слово правильно. Запиши два однокоренных слова.

Образец:  ягода,  ягодка, ягодный.

10.Сложные слова.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Образец: кофеварка, пароход,  рыболов. 

11. Проверяемые согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.  Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.            Образец: морозы – мороз, ягода – ягодка.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

13. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий

знак ь и гласную букву.   Например:  вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.   Образец: группа, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! … ).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

 16. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень.

Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Образец: звезда, звёздочка - звёздный. Честь – честный.

17. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.  Например: полетели, побежали, потянули,  отнёс, отбежал, отлетел.

18. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова

с разными приставками.  Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова . Она пишется слитно со словом .

19. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с пред-

логом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.                  

Образец:  к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.  

 Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

20. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели

Приставку. Подчеркни гласную.     Например: съезд,  объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются ]на согласную, перед гласными буквами  е, ё, ю, я .

21. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой  орфограммой .

Например: луч (м.р.), шалаш ,товарищ. Ночь (ж.р.), мощь, тишь .

22. Не с глаголом.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило.

                       гл.                    гл.                   гл.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

23. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Образец.  Сильный ветер  сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.                                                                                                                                                                                                                                     [   =   и   =  ].

                                 

 Белка питается древесными почками, зёрнами, орехами, семенами шишек.

        

[  - - - ,   - - -,   - - - ,  - - - ].

24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов- помощников. Подбери и запиши свой пример.         

        /                                                                                                                                   /

Образец: у  дороги - (у чего?)сущ., в родит.п., в  ед.ч., ж.р.,1скл.,  у земли .

   

25. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.

поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и

падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

                                     /               /                                                                                                   

Образец: к лесу (какому ?) дальнему – м.р.,ед.ч.,Д.п.).

26.Предлог с местоимением (орфограмма – пробел ).

Выпиши из предложения  местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

                         пр.           пр.                пр.

Образец: у_ нас, ко_ мне, с_ тобой.         

Запомни! Предлоги с местоимениями ( как и с именами существительными ) пишутся отдельно.

27. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Образец: пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.  Помни о глаголах-исключениях!                        

Образец: пишет – писать, гл.,І спр.,(-е,-ут,-ют), ставит – ставить, гл.,ІІ спр., (-и,-ат, ят).

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Образец: Дремлют  рыбы под водой, почивает сом седой.

                 [                ] ,  [                     ].

        Всё вокруг притихло в ожидании грозы, но туча прошла мимо.

                [                ],  но  [                     ].

         

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Образец: Князь печально отвечает:  ,,Грусть-тоска меня съедает”.   А: “П.”  

или: ,, А ты кем будешь на карнавале?”- спросил Мишка.  “П?”- а.

31. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. ( –ться, -чь).

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё

одно слово с этой орфограммой.

 Например: пытаться (н.ф., что делать?),  беречь (что делать?).

32. Другие орфограммы.

Записать  слово правильно, выделить орфограмму. Составить и записать предложение с этим словом.

Грамматические разборы.

1.Фонетический разбор.        Помни!

 Образец. Соловья – 3 слога, [салав, й,а]        Гласные  е, ё, ю, я, обозначают

 с-[с]-согл., глух., парн.: [с]- [з]; твёр.:[с]-[с,].        по два звука:

о-[а]-глас., безудар.        1) в начале слова;

 л-[л]-согл., звон., непарн., твёр.:[л]-[л,].        2) после гласных звуков;

 о-[а]- глас., безудар.        3) после разделительного

в-[в,]- согл., звон., парн.: [в,]- [ф,]; мяг.:[в]-[в,].         мягкого и твёрдого знаков- ь,ъ

ь-[  ]

я  [й,]- согл., звон., непарн.; мяг., непарн.

    [а]- глас., удар.

__________________________________________________

          7букв, 7 звуков.

2. Морфемный разбор.

    1. Выделить окончание (изменить слово по числу, по падежу).

    2.Выделить основу слова (часть слова без окончания).

    3. Выделить корень ( подобрать однокоренные слова).

    4.Выделить приставку (если есть).

    5. Выделить суффикс (если есть).                        Образец: (на) вырубке,

3. Морфологический разбор.

                   Имя существительное

   1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

   2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

   3. Постоянные признаки:

       а) собственное или нарицательное;

       б) одушевлённое или неодушевлённое;

       в) род;

       г) склонение.

   4. Непостоянные признаки:

       а) число;

       б) падеж.

   5. Каким членом предложения является.

                     Имя прилагательное.

   1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

   2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

   3. Число.

   4. Род ( в единственном числе)

   5. Падеж.

   6. Каким членом предложения является.

                            Глагол.

   1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

   2. Начальная форма (неопределённая форма).

   3. Спряжение.

   4. Время

   5. Лицо и число (для глаголов в настоящем или в будущем времени) .

       Род и число (для глаголов в прошедшем времени) .

   6. Каким членом предложения является.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по работе над ошибками 1-4 классы.

Памятка поможет при коллективной и самостоятельной работе над ошибками....

«Памятки для работы над ошибками в начальных классах»

На основе опыта других преподавателей и своего собственного опыта я применяю памятки для работы над ошибками. Они есть у каждого ребёнка. В работе с классом я использую эти же памятки, выводя их на эк...

Памятка для работы над ошибками. 1-4 класс

Памятка разработана для учеников и родителей. Работая с памяткой, удобно устронять ошибки на письме и закреплят правила написания слов, правила пунктуации, порядок разборов слов по составу и звукам....

Памятка для работы над ошибками в начальных классах

Систематическая работа над ошибками - важное условие для формирования орфографической грамотности младших школьников. Учить этому нужно уже с 1 класса....

Памятка для работы над ошибками 3-4 класс

Данная памятка для работы над ошибками поможет ученикам устранить пробелы в знаниях....

Памятка по работе над ошибками 1-2 класс

Памятка по работе над ошибками для 1-2 класса...