Урок русского языка, посвящённый Дню победы. "Обобщение и систематизация знаний о глаголе". 3 класс. "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок, посвящённый Дню Победы в ВОВ. Обобщение и систематизация знаний обучающихся о глаголе, о его роли в речи в 3 классе. Программа "Школа России". учебник Канакиной В.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Молодовская основная общеобразовательная школа»

Шаблыкинского района Орловской области

Русский язык. 3 класс. Программа «Школа России».

Тема: «Обобщение знаний о глаголе»

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся о глаголе, о его роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте, образовывать заданную форму глагола;

- формировать навыки работы с деформированным текстом;

-расширять лексический запас путем подбора однокоренных слов;

- развивать умение употреблять глаголы в речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, контролировать ее этапы, вносить коррективы, оценивать ее результат, эффективность способов деятельности.

Познавательные УУД: применять логические действия сравнения, анализа, обобщения, осуществлять группировку, определять самостоятельно основания для группировки, проводить аналогию, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Ценностное отношение к родному языку как средству выражения культуры своего народа, интерес к изучению языковых явлений, использование языка для самовыражения в ходе выполнения творческих заданий.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах и парах, листы контроля.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, посмотрите в окно. Сегодня замечательный день. Пришла весна! Над нами голубое, чистое небо, а самое главное, мирное небо. Как вы понимаете выражение «мирное небо»?

- В этом году наша страна встречает 75-тую годовщину Победы народа в Великой Отечественной войне. Этой знаменательной дате мы посвятим сегодняшний  урок.

- Все ваши успехи на уроке будем фиксировать баллами на листах контроля, которые есть у каждого из вас. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 В конце урока вы оцените свою работу.

- Это когда нет войны.

II.  Актуализация знаний.

  1.   Орфографическая минутка.

  1. Постановка учебной задачи. Работа в группах.

- Начнём урок с орфографической минутки.  Запишите словарный диктант. (Флаг, землянка, праздник, герой, победа, салют).

(Проверка по слайду №1). Поставьте оценку за задание 1 в листе контроля в соответствии с критериями.

- Какие орфограммы встретились?

- Что общего между словами диктанта?

- Какой замечательный праздник будет отмечать наша страна 9 мая?

- 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Четыре долгих года шла война.

- Прочитайте ключевое слово,  и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

- Мы уже изучили весь материал по данной теме, на какие вопросы нужно ответить для обобщения и повторения, обсудите в группах?  (Слайд №2)

Пишут под диктовку.

Самопроверка по слайду.

Самооценка в соответствии с критериями.

Объясняют орфограммы.

- Это существительные.

- День Победы.

- Глагол.

Обсуждение в группах.

Озвучивают вопросы.

III.  Обобщение и систематизация знаний 

1)Распознавание глаголов среди других частей речи.

2) Роль глагола в предложении.

4) Неопределённая форма глагола.

5) Распознавание времени глагола.

- Какое слово в левом столбике лишнее, почему? (Слайд №3)

обнять

прогремит

солдатская

приближается

развивается

одержали

ф

л

а

г

 з

е

м

л

я

н

к

а

п

р

а

з

д

н

и

к

г

е

р

о

й

п

о

б

е

д

а

с

а

л

ю

т

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Подберите для данных существительных подходящее по смыслу слово в из левого столбика. При необходимости можно изменить форму существительного.

- Из данных записей назовите предложения (Слайд №4):

  • Солдатская землянка
  • Одержали победу
  • Развивается флаг
  • Прогремит салют
  • Приближается праздник
  • Обнять героя

- Дополните предложения второстепенными членами.

-  Запишите понравившееся  предложение, подчеркните в нём главные члены, выпишите словосочетания.

    (Взаимопроверка и оценка задания 2).

-Каким членом предложения является глагол?

- С какой частью речи глагол связан в словосочетании?

- В первые дни ВОВ на фронт уходили мужчины, которые имели военные профессии.

Отгадайте загадку.

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защитить свою страну!

- Кто такой лётчик?

- Имя какого знаменитого военного лётчика носит наша пионерская дружина? Что вы о нём знаете? (Слайд№5 – портрет Героя России И.А.Леонова).

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, который в годы Великой Отечественной войны летал на боевом самолёте без одной руки.В 1943 году, при выполнении боевого задания, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение. Ивану Леонову было всего 20 лет. Молодой офицер сумел убедить командующего оставить его на лётной работе. Он вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив ещё 110 боевых вылетов.

Какие ещё рода войск вы знаете?

-  К слову ЛЁТЧИК подберите однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что делать? Глагол  какой формы вы образовали? На какие вопросы отвечают глаголы  неопределённой формы? По каким ещё признакам можно распознать глаголы неопределённой формы? (по суффиксам –ть, -ти, -чь)

- Письменно образуйте однокоренные глаголы к слову летать, используя разные приставки. (Самостоятельная работа с последующей проверкой и оценкой задания 3).

- Как меняется значение глаголов при изменении приставок?

- Прочитайте текст. Назовите глаголы, которые встретились в тексте.

На какие группы их можно разделить? (Слайд №6).

Иван Леонов родился в деревне Моговка Шаблыкинского района. Он учился в Молодовской школе.  Перед войной Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов. В военные годы Иван Антонович совершил более 50-ти боевых вылетов.

На здании нашей школы  висит мемориальная доска Героя России. Все односельчане знают о его подвигах.  Мы гордимся И.А.Леоновым. Дружина всегда с гордостью будет носить его имя. Мы никогда не забудем нашего знаменитого земляка.

- Как распознать время  глагола?

 - Запишите слова в 3 столбика, в зависимости от времени глагола. Добавьте в каждый столбик по два слова. (Оценка задания 4)

- солдатская, т.к. это имя прилагательное,  а остальные слова являются глаголами.

Отвечают  на вопрос.

Различают предложения и словосочетания.

Записывают распространённое предложение. Подчёркивают главные члены. Устанавливают связь слов в предложении.

Выполняют взаимопроверку и оценку задания.

Отгадывают загадку.                (Лётчик)

 - Дружина носит имя Героя России И.А.Леонова.

-  летать

Называют признаки глагола неопределённой формы.

Работают над образованием однокоренных слов. Самооценка по листу контроля.

Объясняют значение глаголов при изменении приставок.

Читают текст вслух.

Распределяют глаголы по временам.

Называют признаки временных форм.

Самостоятельно выполняют задание с последующей взаимопроверкой и оценкой.

IV.Физкультминутка.

- А сейчас, я предлагаю вам встать около парт. На месте шагом марш!
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Маршируют в такт стихотворения.

V. Контроль и творческая работа.

1) Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

2) Изменение глаголов прошедшего времени по родам в ед.ч.

3) Работа с текстом. Роль глаголов в речи.

  1. Распознавание глаголов среди других частей речи.

  1. Разбор глагола как части речи.

- Я даю конверт, в котором находятся части  пословиц. (ПРИЛОЖЕНИЕ2) Соберите пословицы  и запишите их в тетради. (Работа в парах).

  • Победа в воздухе (не)вьётся, а борьбою достаётся.
  • Тучам солнца (не)скрыть, войне мир (не)победить.
  • Мудрым никто (не)родился, а научился.

- Прочитайте, какие пословицы у вас получились.  (Проверка по слайду №7).

- Как вы их понимаете?

- Назовите глаголы, которые здесь встретились. Какое правила написания глагола нужно было вспомнить?

                                                                     (Оценка задания 5)

- Да, много горя и слёз принесла эта война в каждый дом. Матери оплакивали сыновей, дети - отцов, жены - мужей. Нет ни одной семьи в нашей стране, кого война обошла стороной. Кто-то был на фронте, а кто-то ковал победу в тылу.

- Прочитайте текст (Слайд №8):

     Все сильные, здоровые, молодые мужчины ушли на фронт защищать Отечество. На хрупкие женские плечи легла тяжелая работа. Нужно было  кормить, одевать, поставлять оружие и боеприпасы для борьбы с врагами. Дети помогали взрослым. Каждый житель страны делал всё, чтобы скорее пришла победа».

- Найдите в тексте глаголы. Назовите их. Определите их форму.

-Выпишите глаголы прошедшего времени. Как их можно распознать?

- Определите число глаголов? Определите род глаголов в ед. числе.

(Взаимопроверка и оценка задания 6)

- Прочитайте текст, был ли он вам понятен?  (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Почему? Подберите подходящие по смыслу глаголы из слов для справок. (Работа с карточками в малых группах).

Мы  … , чтобы война… . Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто … нам возможность … и  … под мирным небом. Вечный огонь славы героям никогда … . Он всегда … нам о мужестве и героизме нашего народа.

Слова для справок: будет напоминать, повторилась,  не хотим, подарил, жить, учиться, не угаснет.

 - Можно ли обойтись без глаголов? Какую роль они играют в нашей речи?

- Оцените свою работу с текстом. (Задание 7)

- Послушайте песню Анны Петряшевой. Текст песни есть у вас на столе. При желании, можете подпевать. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)     (Слайд №9)

- Подчеркните все глаголы в тексте.

- Проверьте и оцените работу друг друга. (Задание 8)

- Разберите глагол ПРОХОДЯТ  как часть речи.

- Проверим и оценим правильность выполнения. (Задание 9)

Работают в парах. Составляют пословицы. Объясняют их смысл.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Оценивают свою работу.

Читают текст.

Распознают глаголы прошедшего времени.

Определяют число глаголов.

Определяют род глаголов прошедшего времени в ед. числе.

Выполняют взаимопроверка и оценку.

Работают над восстановлением текста в группах по трое.

Делают вывод о значении глагола в речи.

Самооценкка.

Слушают песню.

Подчёркивают глаголы.

Взаимопроверка и оценка.

Один человек работает на отвороте доски. Проверяют и оценивают задание.

VI. Рефлексия учебной деятельности и самооценка.

- А сейчас, а попрошу вас закрыть на минутку глазки и вспомните всё, что было на сегодняшнем  уроке, вспомнить какие задания, мы выполняли, над чем  работали.

 - Продолжите предложения, которые видите на слайде. (Слайд №10)

Сегодня на уроке…

  • Я вспомнил(а)…
  • Я повторил(а)…
  • У меня получилось…
  • Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…
  • Мне было трудно...
  • У меня не получилось…

- Посмотрите свой лист контроля. Оцените свою работу в группах в задании 10. Сосчитайте сумму баллов на листах контроля и поставьте себе оценку за урок.

 Заключительное слово учителя.

- В заключение я хочу напомнить вам, что 9 Мая мы обязательно пройдём в колонне Бессмертного полка к Братской могиле, где захоронены солдаты, освобождавшие наше село от фашистов. И пусть всё дальше уходит в прошлое победный май 1945 года, но память о подвиге отважного народа в годы Великой Отечественной войны всегда останется в сердцах всей жителей нашей страны. Давайте будем помнить, какой ценой завоёвано счастье жить под мирным небом.

Проводят самооценку деятельности.

VII.  Домашнее задание.

- Наш урок подошёл к концу. Запишите домашнее задание. (Слайд №11)

  1. Выполните морфологический разбор всех глаголов из первого или второго куплета песни (по выбору);
  2. Предложите учителю музыке разучить песню, если она вам понравилась.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Лист контроля          - _______________________________________ (Фамилия, имя.)

Критерии оценки

Баллы

1

Ошибок нет         –           1 балл

Есть ошибки        –          0 баллов

2

 Задание выполнено без ошибок      –    2 балла

 Подчёркнуты главные члены, но есть 1 ошибка в словосочетаниях –  1 балл

 Другие варианты    –      0 баллов

3

Образовано 5 и более слов    - 2 балла

Образовано 3 - 4 слова       -   1 балл

4

Всё правильно    –    2 балла

1-2 ошибки         -     1 балл

Более 2-х ошибок  -  0 баллов

5

Пословицы составлены верно -  1 балл

Есть ошибки   –  0 баллов

Частица НЕ в пословицах написана раздельно – 1 балл

Частица НЕ написана слитно       -  0 баллов

6

Все глаголы выписаны, верно указаны  число и род   -  2 балла

 Допущена 1 ошибка  – 1 балл

   Более 1 ошибки       - 0 баллов

7

Всё правильно – 1 балл

Есть ошибки  -    0 баллов

8

Все глаголы выделены  -  2 балла

Пропущено 1-3 глагола  -  1 балл

Пропущено более 3-х глаголов  - 0 баллов

9

Нет ошибок – 1 балл

Есть ошибки – 0 баллов

10

Всегда был активен  -  2 балла

Не всегда был активен – 1 балл

Не принимал участия в работе – 0 баллов

15 – 17 баллов   -   оценка 5.

11 – 14 баллов   -   оценка 4.

   6 – 10  баллов  -   оценка 3.

Менее 6 баллов  - оценка 2.

  Всего баллов

Оценка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Собери пословицы. Спиши, раскрыв скобки.

          победа в воздухе (не)вьётся,

           войне мир (не)победить

          тучам солнца (не)скрыть,

           а научился

      мудрым никто (не)родился,

      а борьбою достаётся

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Прочитайте. Понятен ли вам прочитанный текст? Восстановите текст, воспользовавшись словами для справок.

Мы  … , чтобы война… . Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто … нам возможность … и  … под мирным небом. Вечный огонь славы героям никогда … . Он всегда … нам о мужестве и героизме нашего народа.

Слова для справок: будет напоминать, повторилась,  не хотим, подарил, жить, учиться, не угаснет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

1. Пусть проходят года,

Но на лицах седых стариков

Остаётся беда

Той войны всех времён и веков.

Шли солдаты на смерть,

Покидая родительский дом,

И сражались они

За свободу земли,

На которой с тобой мы живём!

Припев: Я хочу, чтобы яркое солнце светило,

Чтобы снились всегда только добрые сны.

Чтоб Россия героев своих не забыла.

Чтобы не было больше войны.

Я хочу, чтобы не было больше войны!

2. Помню прадеда я!

Орденами его дорожу!

Что такое «война»

Я потомкам своим расскажу!

Будет вечный огонь,

Что горит у Кремлевской стены,

Нашу память хранить,

Словно прочная нить,

Что связала с годами войны.

1. Пусть проходят года,

Но на лицах седых стариков

Остаётся беда

Той войны всех времён и веков.

Шли солдаты на смерть,

Покидая родительский дом,

И сражались они

За свободу земли,

На которой с тобой мы живём!

Припев: Я хочу, чтобы яркое солнце светило,

Чтобы снились всегда только добрые сны.

Чтоб Россия героев своих не забыла.

Чтобы не было больше войны.

Я хочу, чтобы не было больше войны!

2. Помню прадеда я!

Орденами его дорожу!

Что такое «война»

Я потомкам своим расскажу!

Будет вечный огонь,

Что горит у Кремлевской стены,

Нашу память хранить,

Словно прочная нить,

Что связала с годами войны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЛ А Л ЗЕМ Г ЯНКА А ПР ЗДНИК Г О Л ЕРОЙ БЕДА ЮТ П СА

Слайд 2

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе» Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? Как изменяется? Какую роль в речи играет?

Слайд 3

ФЛАГ ЗЕМЛЯНКА ПРАЗДНИК ГЕРОЙ ПОБЕДА САЛЮТ ОБНЯТЬ ПРОГРЕМИТ СОЛДАТСКАЯ ОДЕРЖАЛИ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИБЛИЖАЕТСЯ

Слайд 4

Солдатская землянка Одержали победу Развивается флаг Прогремит салют Приближается праздник Обнять героя

Слайд 5

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, который в годы Великой Отечественной войны летал на боевом самолёте без одной руки. В 1943 году, при выполнении боевого задания, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение. Ивану Леонову было всего 20 лет. Молодой офицер сумел убедить командующего оставить его на лётной работе. О н вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив ещё 110 боевых вылетов…

Слайд 6

Иван Леонов родился в деревне Моговка Шаблыкинского района. Он учился в Молодовской школе. Перед войной Леонов поступил в Армавир скую школу пилотов. В военные годы Иван Антонович совершил более 150-ти боевых вылетов. На здании нашей школы висит мемориальная доска Героя России. Все односельчане знают о его подвигах. Мы гордимся И.А.Леоновым. Дружина всегда с гордостью будет носить его имя. Мы никогда не забудем нашего знаменитого земляка .

Слайд 7

Победа в воздухе не вьётся, а борьбою достаётся . Тучам солнца не скрыть , войне мир не победить. Мудрым никто не родился, а научился .

Слайд 8

Все сильные, здоровые, молодые мужчины ушли на фронт защищать Отечество. На хрупкие женские плечи легла тяжелая работа. Нужно было кормить, одевать, поставлять оружие и боеприпасы для борьбы с врагами. Дети помогали взрослым. Каждый житель страны делал всё, чтобы скорее пришла победа.

Слайд 10

Сегодня на уроке… - Я вспомнил(а)… - Я повторил(а)… - У меня получилось… - Я хочу сказать спасибо однокласснику …, потому что… - Мне было трудно... - У меня не получилось …

Слайд 11

Д омашнее задание: Выполните морфологический разбор всех глаголов из первого или второго куплета песни (по выбору); Предложите учителю музыке разучить песню, если она вам понравилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний   по теме « Глагол».Задачи личностного развития учащихся:ü...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Закрепление знаний о глаголе».

В разработке представлен конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Закрепление знаний о глаголе». Данный конспект может быть полезен учителям начальной школы. Разработка выполнена в соответс...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Закрепление знаний о глаголе».

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Закрепление знаний о глаголе»....

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...

Урок русского языка в 4 классе по теме: Систематизация знаний о слове. Упражнения в различных видах разбора.

Материал будет полезен учителям 4 класса, которые обучают по УМК "Гармония". Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)....