«Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_kornyah_slov.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание гласных и согласных в корнях слов

Цель: развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Формируемые УУД:

Предметные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные: владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение работать в группе.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Я рада приветствовать в этом классе девчонок, мальчишек и мудрых гостей. Пусть сегодня в этом классе будет светло и уютно. Давайте поприветствуем друг друга улыбками и подарим эти улыбки гостям, поздороваемся  с ними. Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке:

- помогали друг другу (слайд1)

-всегда решали возникающие у вас проблемы вместе (слайд2)

-чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересное(слайд3)

- и самое главное, чтобы на протяжении всего урока присутствовало хорошее настроение(слайд 4)

II. Актуализация знаний учащихся

  1. Минутка чистописания
  2. Работа со словарным словом железо

а) Ребус (слайд 5)

б) Лексическое значение слова железо

в) «Помогалка» (слайд6)

г)Подбор однокоренных слов и разбор по составу

д)Вывод

III. Самоопределение к деятельности

-Подбери к словам антонимы и запиши их

- Здоровый, широкий, до свидания, весёлый, легкий, трудолюбивый, горький, замечательный.

-На какие три группы можно разделить все эти слова?(Работа в группах)

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы?

IV. Формулирование темы, постановка учебной задачи

-Какие орфограммы на уроке мы будем повторять? А как вы думаете, почему их объединили? Какой вопрос возникает? (ответы детей)

Гипотеза : Можно ли сформулировать общее правило для всех трех случаев ?

V. Открытие новых знаний 

Упр. 89 (с. 56-57). (Коллективная работа со схемой.)

—  Назовите корневые орфограммы.

—  Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

—  Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

—  Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

—  В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне? (Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных где этот звук будет стоять перед гласным.)

VI.Применение полученных знаний на практике.

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Коллективная проверка, самооценка.) Упр. 90 (с. 57).    —  Прочитайте.

—  Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.

—  Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл? (Спишите спешите, отварите отворите, слизал слезал.)

—  Какой вывод вы можете сделать? (Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно.)

Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 91 (с. 57).

—  Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

—  Какие картины природы рисует автор?     —  Какое предложение проиллюстрировал художник?    —  Какие орфограммы корня вам здесь встретились?    —  Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово.   —  Назовите слово с парным согласным и проверочное слово.   —  Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. —  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 92 (с. 58). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) 

—  Чем интересно стихотворение Я. Козловского? (Оно построено на игре слов. Слово такса повторяется, но имеет разное значение.)

—  Как называются выделенные слова? (Омонимы.)

—  Прочитайте словарную статью из словаря омонимов нас. 156.

—  Выполните звуко-буквенный разбор слова такси. (Один ученик работает у доски.)

          VIII. Итог урока

Над какой темой урока мы работали? Какой вопрос поставили в начале урока? (Можно ли сформулировать общее правило для всех трех случаев?) К какому выводу пришли?

Вывод:

Способы проверки одинаковые: изменить форму слова или подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы гласный или согласный находился в сильной позиции: гласный –под ударением, а после согласного стоял гласный.

IX. Рефлексия

Самодиагностика учебных умений. Фамилия, имя__________________

Поставь + напротив того утверждения, которое считаешь верным.

Утверждения

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Я могу рассказать правило о правописании букв гласного и согласного звуков в корне слова.

Я могу подобрать проверочные слова к словам с безударным гласным и парным согласным ,непроизносимым согласным в корне слова.

Я могу найти в тексте слова с данными орфограммами.

Домашнее задание

Упр. 93 (с. 58): программный уровень - подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы; уровень повышенной сложности — написать к каждому слову однокоренное слово, от которого оно образовалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект по русскому языку 4 класс УМК "Школа России". Тема: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»

Цели деятельности учителя: формирование умений проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.Планируемые результаты:Предметные:Знать...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"

Урок ориентирован на учеников 4 класса. Материал направлен на закрепление основных правил приставки, корня, суффикса и окончания.Все задания проводятся в игровой форме, в результате работы учащиеся см...

Урок русского языка: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова» 3 кл "Школа России"

Урок русского языка   по теме "Общее предтавление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова" "(Школа России") разработан для детей 3 класса. На уроке дет...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»                                  ...