Рабочая программа по русскому родному языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Гришина Раиса Михайловна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_rodnomu_yazyku_2.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

 - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, входящей в государственный реестр

- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе программы по родному русскому языку авторов:  Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В ,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного (русского) языка являются: 

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Место учебного предмета «русский родной язык» в учебном плане  (1 час в неделю) - 35 часов в год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

 оценка своей вежливости;

 степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

 осознание важности соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознаниесвоей ответственностиза произнесѐнное или написанное слово;

 понимание необходимости добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Регулятивные универсальные учебные действия 7

Выпускник научится:

 формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

 определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

 осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

 учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия.

Познавательные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

 находить нужную информацию, используя словари, помещѐнные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

 выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 устанавливать аналогии.

 осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

 задавать вопросы;

 контролировать действия партнера;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Обучающийся научится:

 приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

 отличать подготовленную и неподготовленную речь;

 знать особенности неподготовленной речи;

 осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

 знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

 анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

 использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

 знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

 пользоваться основными способами правки текста;

 создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

 восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

  составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

 составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

 называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

 приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

 составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

 различать подготовленную и неподготовленную речь;

называть приѐмы подготовки устного высказывания;

 приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко; оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.;

выразить похвалу и ответить нанеѐ в соответствии с коммуникативной ситуацией;

 называть задачи слушания;

 формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации;

демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя;

 анализировать роль различных выделений в учебных текстах

 вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

 писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

 создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

 создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

 работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Русский язык: прошлое и настоящее (19ч)

Где путь прямой, там не езди по кривой. (2ч)    

Кто друг прямой, тот брат родной.(2ч)

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.(2ч)

Сошлись два друга – мороз да вьюга. (2ч)

Ветер без крыльев летает.( 1ч)

Какой лес без чудес . ( 2ч)

Дело мастера боится .  (2ч)

Заиграйте, мои гусли .  (1ч)

Что ни город, то норов  . ( 1ч)

Проект на тему:

«Русский  народный костюм».(1ч)

Что ни город, то норов.(1ч)

У земли ясно солнце, у человека- слово.(2ч)

2.Язык в действии : слово, предложение (8ч)

Для чего нужны суффиксы? (2ч)

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? (2ч)

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?(1ч)

Как изменяются имена существительные

о множественном числе?(2ч)

Зачем в русском языке такие разные предлоги?(2ч)

Контрольный тест по теме «Язык в действии»(1ч)

 Секреты речи и текста (7ч)

Создаём тексты-рассуждения.(2ч)

Учимся редактировать тексты.(3ч)

Создаём тексты – повествования.(2ч)

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение

каждой темы для 3 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План.

Факт.

Русский язык: прошлое и настоящее

19

1

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

2

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

3

Кто друг прямой, тот брат родной

1

4

Кто друг прямой, тот брат родной

1

5.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

6.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

7.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

8.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

    9.

Ветер без крыльев летает

1

10.

Какой лес без чудес

1

11.

Какой лес без чудес

1

   12.

Дело мастера боится

1

13.

Дело мастера боится

1

14.

Заиграйте, мои гусли

1

15.

Что ни город, то норов

1

16

Проект на тему: «Русский народный костюм»

1

17.

Что ни город, то норов

1

18.

У земли ясно солнце, у человека-слово

1

19.

У земли ясно солнце, у человека-слово

1

Язык в действии

8

20.

Для чего нужны суффиксы?

1

21.

Для чего нужны суффиксы?

1

22.

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1

23.

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

24.

Как изменяются имена существительные

во множественном числе?

1

25.

Как изменяются имена существительные

во множественном числе?

1

26.

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

27.

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

28.

Контрольный тест по теме «Язык в действии»

1

Секреты речи и текста

7

29.

Создаём тексты-рассуждения

1

30

Создаём тексты-рассуждения

1

31

Учимся редактировать тексты

1

32

Учимся редактировать тексты

1

33

Учимся редактировать тексты

1

34

Создаём тексты - повествования

1

35

Создаём тексты - повествования

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому родному языку

Рабочая программа разработана на основе:  ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для 4 класса на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа составлена на основе «Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой...

Рабочая программа по русскому родному языку. 1 класс, Александрова

Рабочая программа по Русскому родному языку, 1 класс. Александрова...

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл...

Рабочая программа курса «Русский родной язык» , 1 -4 класс

Программа учебного предмета «Русский родной язык»  направлена на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований,  заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по русскому родному языку 3 кл по программе

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...