Урок по русскому языку в 3 классе "Непроизносимые согласные"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Воробьева Татьяна Анатольевна

Урок по русскому языку в 3 классе "Непроизносимые согласные"с элементами смыслового чтения

Цель урока:

  • Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
  • Развитие речи, мышления и орфографической зоркости учащихся.
  • Воспитание интереса к изучению русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Воробьева Т.А.

Класс: 3

Тема: «Непроизносимые согласные»

Цель:

  • Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
  • Развитие речи, мышления и орфографической зоркости учащихся.
  • Воспитание интереса к изучению русского языка.

Развивающие задачи:

способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.

Личностных:

  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных:

  • слушать и понимать речь других;
  • умение строить связные высказывания в устной и письменной форме;
  • умение редактировать (совершенствовать) текст;
  • умение выражать свои мысли;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных:

  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • делать обобщения, выводы.  

Регулятивных (рефлексивных):

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

Планируемые результаты:

       Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

        Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

        Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о проверке непроизносимых согласных; умение находить их и проверять в связном тексте. Развивать умение подбирать к словам проверочные.

Оборудование:Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, сигнальные карточки, раздаточный материал для рефлексии.

Методы : системно-деятельностный, частично-поисковый, проблемное обучение,АМО ( методы начала урока,«Кластер», «ЗУХ», «Поляна снежинок»), работа в группах и парах

Ход урока

I. Организационный момент.

1) (Приветствие присутствующих)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам

2)  Метод «Поляна снежинок»

- У вас на партах лежат снежинки розовые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает голубую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает розовую снежинку. 

- Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”. (Запись даты в тетрадях) (слайд 2)

II. Актуализация знаний учащихся

- Большая работа проводится на уроках русского языка.  Зачем  же его изучать?

- На уроках мы наблюдаем, изучаем, исследуем. (Слайд 3) Какие вы знаете профессии, которых наиболее часто используют метод наблюдений, исследований, расследований? (Детективы)

- Для вас зашифровали буквы. (Слайд 4) Вы легко их отгадаете, если вспомните последовательность расположения  букв в алфавите.

1) Шифр

2) Чистописание

вдлт тлдв ….

- Дайте характеристику этим звукам

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т

- Бывают ли в русском языке слова, в которых идут подряд несколько

(3 или 4) согласных. Про них говорят, что они, как бы сгруппировались, стеклись в одно место. Эти случаи называются стечением согласных.

3) Слова – омонимы (Слайд 5)

- Что общего в этих словах? (корень)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О согласных звуках в, д, л, т  в корне слова)

 IV. Сообщение темы и цели урока.

1)- Какие вы знаете морфемы слова, и что сначала выделяется?

- Подберите однокоренные слова к слову дерево и разберите их по составу

Дерево – деревянный, деревце, древесный, древесина…

2) – Как вы приветствуете друг друга? А взрослого? (Ответы детей)

- Слово “здравствуй” очень старое. Оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть крепкими и могучими, как дерево. Мы и теперь, когда говорим это слово, желаем людям здоровья.

- Произнесите это слово. Запишите его в транскрипции. [З, д, р, а, с, т, в, у, й']

- Сколько звуков вы выделили? (9)

- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)

- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?

Справка. В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.

- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?

- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]? (Не произносится)

- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Показ таблички со словом)

- Сколько в слове букв? (10)

- Что вы видите в середине слова? (Стечение согласных)

- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом? (4)

- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится)

- Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук)

- Как вы думаете, как называется тема нашего урока?

3) Работа с учебником

-Давайте, наши исследователи, проверим и сравним, что говорит нам об этом учебник (с. 117)

4) Работа в парах

- Наблюдаем и исследуем дальше (Слайд 6)

- Замените картинки словами исследуйте их по следующему алгоритму (Слайд 7)

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

в) Защита мини-исследований слов.

(Каждая группа представляет своё мини-исследование по алгоритму и озвучивает вывод)

5) Записать слова на доске, через тире – проверочные (выделить корень, подчеркнуть орфограмму):

     Солнце – солнышко, сердце – сердечко, счастлив – счастье, дождливый – дождь, здравствуй – здоровье.

- Какими буквами на письме они обозначаются?

- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных)

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?

(Слайд 9)

6) Работа с учебником

А) Правило в учебнике с. 118 (Прочитайте, расскажите соседу)

6)Написание упражнения (Упр. 226 с. 118)

7) Закрепление

     Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов: (После устного объяснения правописания слова – появление) Слайд 10

У. - Обобщите всё, о чём мы говорили в порядке наших рассуждений.

Д. – В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.

8) Физкультминутка

Я сейчас буду называть слова, если в них будет непроизносимая согласная – хлопните ладошками по парте, а если не – поднимите руки вверх

солнце                             полезный

звездный        сердце

поздний         интересный

известный         вкусный

чудесный        грустный

9) Работа с учебником, упр. 227 (по заданию), по 1 – у доски

(Обратите внимание, стечение согласных есть, а буквы непроизносимого согласного не будет. Почему?)

9) Составление кластера

Орфограмма

Непроизносимые согласные

Звука нет, буква есть

Звука нет, буквы нет

солнце (солнышко)        вкусный (вкусен)

счастливый (счастье)        опасный (опасен)

устный (уста)        чудесный (чудесен)

звездный (звезда)        прекрасный (прекрасен)

10) Коллективная работа

- Я сейчас вам буду зачитывать отрывки из стихотворений, а ваша задача услышать слова с непроизносимыми согласными и записать их

1. Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

(Н.А.Некрасов)

2. Мороз и солнце. День  чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

(А.С.Пушкин)

3. Вышло солнце из-за туч

И нагрело снег скрипучий

(Полякова)

4. Над глухою степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут.

(И.Никитин)

5.  Свистнул чижик – Фью, фью, фью,

Я с утра росинки пью

6. Здравствуй, князь ты мой прекрасный

Что ты тих, как день ненастный

11. Записать эти слова, через тире проверочное.

12. Придумать предложение с любым из слов, записать, выделить грамматическую основу.

13.Итог урока

Сегодня мы с вами за 1 урок провели огромное исследование и узнали…

Рефлексия

     Вернемся к поляне снежинок. Кто доволен своей работой, многое узнал, повторил – поднимите голубую снежинку. Те, кто остался не очень доволен  - розовую

Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.  Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...

Методическая разработка урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных"

Тема: Обозначение мягкости согласных.Цель: расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письмеЗадачи урока:1.     Коррекция недостатков пись...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....