Урок -проект "Пишем письмо Деду Морозу"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Мельниченко Татьяна Владимировна

как научить детей писать письмо 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pishem_pismo_dedu_morozu.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развитие речи во 2 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Пишем письмо Деду Морозу.

Цель: познакомить с понятием и со структурой «письма», правилами его написания

Формирование УУД:

Коммуникативные УУД: умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учить слушать и понимать друг друга; участвовать в диалоге;  работать в группе; формировать умения строить собственный текст.

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к другому мнению; желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; формирование умения выполнять задание и отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, об эпистолярном жанре; формирование умения находить необходимую информацию опираясь на полученные знания.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация; учебное пособие «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;  конверт; марка;  лист бумаги; тексты писем; карточка со словами; карточка «Структура письма».

Ход урока:

1. Организациоонный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернулись,

Широко всем улыбнулись!

Погладили себя по голове со словами: "Какие мы хорошие! Мы всё сможем! Как хорошо уметь писать!"

Погладили соседа по парте по плечу, приговаривая: "И у тебя все получится! Ты уже многому научился и многое умеешь!"

- Ребята, а какое сейчас время года? Какие зимние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?

- У вас на партах лежат снежинки, если ваше  настроение радостное, веселое – покажите улыбающуюся снежинку, если грустное  настроение – печальную снежинку.

Приложение 1.

2. Актуализация знаний.

-Вы любите загадки. Тогда слушайте и отгадывайте

1.Стройная, пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная … (ёлка)

2. С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз)

На доске слова: ёлка, Дед Мороз.

?

Работа в парах

Уч-ся определяют, что объединяет эти слова (праздник Новый год)

Как думаете, кто главный распорядитель новогоднего праздника?

(Дед Мороз)

Что вы о нём знаете?(…)

- Да, приближается праздник, который любят и взрослые, и дети. А когда отмечается Новый год?

- Ребята, а знаете ли вы, что в старину Новый год отмечали 1 сентября. И только по указу царя Петра 1 с 1700 года Новый год отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января и с того же времени появился обычай украшать ёлку.

- За что вы любите Новый год?

- А кто главный волшебник этого праздника? Почему? Кто помощник у Деда Мороза?

Новый год – самый волшебный праздник в году. За что вы любите этот праздник?

(На новый год принято поздравлять друг друга и дарить подарки).

— А как Дед Мороз узнает, что принести в подарок ребенку?

(Дети ему пишут письма, заказывают подарки)

— Как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (будем писать письмо Деду Морозу)

3. Первичное усвоение новых знаний.

— А что такое письмо?

Давайте послушаем лингвистов (на столе лежит словарь Ожегова, Даля)

(зачитывают из словаря)

-Письмо — написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (по Ожегову)

 -Письмо — сообщенье на бумаге,  письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому. (по Далю)

Вы когда-нибудь получали письма? А сами писали письма?

— А какая же цель нашего урока, чему мы будем учиться?

(учиться правильно писать письмо)

-Вы знаете, я была на почте и узнала, что ни один ребёнок из нашего села не написал письма Дедушке Морозу.

-Поэтому сегодня на уроке мы узнаем как правильно написать письмо и напишем письмо кому? ( Деду Морозу).

5. Первичное закрепление

Работа в группах. 
-
У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Попробуйте составить и прочитать текст.

-Давайте вспомним что вы знаете про текст? (начало, основная часть, концовка)

-Что же за тексты у вас получились? (Это письма детей Деду Морозу)

Чтение полученных текстов.

Анализ получившихся писем.: - Все ли письма одинаковые? Почему?

-Так как письмо – это текст, то прежде чем написать его, мы должны составить план. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность мыслей.

–Какие части можно выделить в письме? (По ходу беседы появляется структура написания письма) 

1.Обращение к Дедушке Морозу – начало.

2.Дети рассказывают о себе и своих желаниях- это– основная часть.

3.Прощание – концовка.

-Похоже на на текст?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Кто такой Дед Мороз?»

— Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Встаем в круг.. Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.

Дед Мороз известен всем?

Он приходит ровно в семь?

Дед Мороз — старик хороший?

Носит шляпу и калоши?

Скоро Дед Мороз придет?

Он подарки принесет?

Дед Мороз боится стужи?

Со Снегурочкой он дружит?

Что ж ответы даны на вопросы,

Знаете вы всё про Деда Мороза.

— Итак, письмо очень похоже на текст. Есть правила написания текста?

- А вот группа графологов расскажет нам о том, какие есть правила написания письма

1.Писать письмо на обрывке бумаги или листочках, небрежно вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на чистом листе бумаги.

2. Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений.

3.Каждую новую часть письма начинать с красной строки с большой буквы.

4. Письмо можно украсить рисунком.

5. Свои мысли излагать чётко, правильно, последовательно.

— Ну вот и подошли мы к самой важной части нашего урока – написанию письма Дедушке Морозу.

-Возьмите на ваших столах листы для написания письма. Они вам нравятся? Чем? 9        (ответы детей)

-Вы можете использовать их или нарисовать свой рисунок.

Помните! Нельзя посвятить письмо Деду Морозу исключительно перечислению желаемых подарков – это невежливо и некрасиво. Необходимо поприветствовать доброго волшебника и рассказать ему о себе, о своих успехах и достижениях, поздравить Деда Мороза с Новым годом. И лишь после этого переходить к просьбам..

Рассмотрим подробнее и запишем каждую часть письма.

Практическая часть (написание письма)

1 часть — Приветствие, пожелание ( с красной строки)

—  Письмо  всегда начинается с приветствия. Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза

Здравствуй Добрый день Уважаемый Любимый Дорогой волшебник

Дед Мороз Дедушка Мороз

— Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы.

Желаю здоровья счастья хорошего настроения веселья

(обсудить варианты, словарная работа) Зачитать!!!

2 часть- Основная часть ( с красной строки)

— Поприветствовали Дедушку Мороза, а теперь

представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе, о своих увлечениях, о друзьях, семье. Чем любите заниматься.

— Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.

— А вот теперь напишите свою просьбу о подарке. Не забудьте про волшебные слова.

И наконец, 4 часть – Концовка с красной строки)

— Как можно попрощаться?

До свидания, милый дедушка!, До скорой встречи! С уважением …Ты всё можешь! Спасибо

Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке.

А далее указать, кто написал письмо:

Фамилия, Имя Дата и место написания.

 Письмо для Деда Мороза готово!

3.Познавательная страничка.

Это всё? (…) Посмотрите, что у меня в руках? (в руках учителя конверт)

— Что необходимо для того, что письмо нашло своего адресата? (правильный адрес на конверте)

(162390, Вологодская область, г.Великий Устюг, Деду Морозу)

(слайд 8)

4. Рефлексия

А теперь давайте обсудим, как проходила наша работа. Для этого я предлагаю закончить предложения.

— Я узнал, что ..

— Я расскажу дома…

— Мне бы хотелось …

— Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную тему.

Дома закончите работу над письмом, попросите маму сходить с вами на почту и отправьте письмо адресату. Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать  письма  родным, друзьям, товарищам. 

Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется.

— Спасибо всем за работу.

Приложение

Приветствие, обращение

Добрый день, здравствуй,

Дорогой, любимый, уважаемый

Дед Мороз, Дедушка Мороз, Волшебник

Основная часть

Рассказ о себе

Просьба

Поздравление

Представьтесь (как звать, сколько лет, где живешь, учишься, о своих успехах)

Расскажи о себе, о своих друзьях, увлечениях, о семье

Напишите свою просьбу, не забывайте об обращении и про слова благодарности.

В конце письма обязательно поздравь Деда Мороза с праздником.

Концовка

Прощание

Подпись

Дата

До свидания, дорогой дедушка! До  новой (скорой) встречи! Спасибо!

Фамилия, имя.

Адрес Деда Мороза: 
Кому: Почта Деда Мороза; Куда: 162390, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использование развивающей технологии по теме «Письмо Деду Морозу» 4 класс

Методическая разработка помогает начать обучение письму на начальном этапе. Учащиеся знакомятся со структурой письма и овладевают первыми навыками в написании письма....

Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

Урок "Пишем письмо Деду Морозу"

Познакомить учащихся с понятием «письмо», правилами его написания..Формировать умение создавать собственный текст (письмо).Научить правильно оформлять адрес на конверте....