Интеллектуальная игра "Умницы и Умники"
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Лошкарева Алёна Сергеевна

Описание игры

Игра «Умницы и Умники» - это универсальное интеллектуальное соревнование для школьников разного возраста. Задания требуют проявить смекалку, логику, направлены на развитие ассоциативной памяти, внимания, мышления. Разнообразные задания делают игру увлекательной и динамичной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_umnitsy_i_umniki.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бердниковская ОШ»  Лошкарева А.С.

Интеллектуальная игра

«Умницы и умники»

Длительность игры - 1,5 часа

Рекомендуемый возраст участников - 2-4  класс

Количество команд - не ограничено

Необходимое оборудование и материалы

  • Компьютер и проектор
  • Столы по количеству команд + стол для жюри
  • Стулья по количеству участников + жюри
  • Словари (по 1 на каждую команду)
  • Пишущие ручки на каждую команду
  • Листочки для ответа - примерно 15 шт на каждую команду

Рекомендуемое количество организаторов - 1 ведущий и 2-3 жюри

Цели игры:

  • Развитие познавательного интереса учащихся;
  • Мотивация к дальнейшей учебной деятельности;
  • Приобретение новых знаний, закрепление имеющихся знаний, расширение кругозора школьников;
  • Развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • Формирование навыков работы в команде, принятия коллективных решений;
  • Тренировка умения работать в условиях ограниченного времени.

Описание игры

Игра «Умницы и Умники» - это универсальное интеллектуальное соревнование для школьников разного возраста. Задания требуют проявить смекалку, логику, направлены на развитие ассоциативной памяти, внимания, мыщления. Разнообразные задания делают игру увлекательной и динамичной.

Подготовка к игре

  1. Для участия в игре приглашаются команды участников по 8-10 человек. Количество команд не ограничено и зависит лишь от вместимости зала и количества членов жюри.
  2. Перед началом игры команды придумывают свое название
  3. Перед командами на столах лежат ручки и листы для написания ответов.
  4. За столом жюри сидят педагоги, которые будут проверять правильные ответы. Для них нужно распечатать протокол результатов и таблицу ответов (лежат в отдельных файлах).

Ведущий: Приветствуем все команды, которые собрались на нашей игре! Сейчас вам предстоит испытать себя в пяти различных раундах, проявив смекалку и сообразительность.  Я желаю вам каждому из Вас удачи!

1 ТУР

1.«Гласные-близнецы»

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…

2. “Зашифрованное слово”

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего - третий.

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У - ЧЕ - НИК)

3.«Третий лишний»

Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.

Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ - единственный глагол, стоящий в неопределенной форме и т.д.

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.

2 ТУР

1. «Наборщик»

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

2. «Флот помог»

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.

3. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. «Найди друзей»

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.

Алфавит  

аккуратный

Огонь  

алый

Шалун  

скакать

Чистый  

азбука

Конница  

пламя

Прыгать  

озорник

Бросать  

кавалерия

Красный  

кидать

4 ТУР

1. «Какие слова»

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.

2.«Чудесные превращения»

Цель: Учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Ход игры:      Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.

СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.

     У кого больше получилось слов?

     Замените второй звук в этом слове.

СОМ – САМ.

     А теперь замените третий звук.

СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.

     Новые слова можно обозначать фишками.

Определение победителя:  Выигрывает тот, кто больше получит слов.

3.«Один звук»

Цель:  Учить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

Ход игры:

Из каждого слова исключить по одному  звуку, чтобы получилось новое слово. Например:

ОЛЕНЬ - ЛЕНЬ.

     ХЛЕВ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК, СМЕХ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, ГРАД, СКОТ, ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СТОЛ, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.

     Подсчитайте очки: новое слово – одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:

РОЗА - ГРОЗА

     РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с).

Замените в словах один согласный звук. Например:

КЛИН - БЛИН.

   НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЕЛ(с), НОРКА(к), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м).

Определение победителя:        

     Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

4. « Анаграмма»

Это где имея два или более существующих слов, необходимо составить одно, например города.

сто и ров – слово РОСТОВ,

лис и вьюн – слово ВИЛЬНЮС,

пол и вата — ПОЛТАВА…

5.Игра на развитие логики и внимательности.

Это игра где необходимо решать маленькие логические задачки, которые заранее подготавливает учитель. Это могут быть логические задачки, загадки, которых очень много в Интернете или специальной литературе. Например, такие вопросы и задачки:

-На яблоне растет 6 груш и 5 апельсинов, три груши упало. Вопрос — сколько груш и апельсинов осталось? Ответ – на яблоне не растут, ни груши, ни апельсины.

-Что у гриба спереди, а у бочки сзади. Ответ – буква «б».

-Что делал слон, когда пришёл на(поле)он? Ответ – отдыхал, травку жевал.

-Что необходимо барабанщику, охотнику и математику? Ответ – дробь.

-Что принадлежит тебе, но пользуются этим другие? Ответ – имя.

-Одному яйцу необходимо вариться в течение 4-х минут, а сколько минут необходимо, чтобы сварить 10 яиц? Ответ — 4 минуты.

И так далее, вопросы могут быть самые разные, многие из которых вы вполне можете придумывать сами, на основе уже существующих.

5 ТУР

1.Игра «составь рифму»

Её можно играть по-разному:

можно просто подбирать слова по рифме: лягушка, частушка, подушка…

можно задать несколько слов: волк, лес, зима. На основании этих слов (можно менять окончания, переставлять) необходимо придумать маленькое складное словосочетание или стишок.

Получаем:

Серый вол замёрз в лесу,

Уж зима вот – на носу.

можно дать готовое начало: «Собери-ка дочь игрушки»! Продолжения: «А не то не дам «смактушки»», «или съест тебя лягушка»…

2. «Найди лишнее слово».

Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.

(В каждом ряду даётся 4-5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто).

3. «Вставь недостающее слово».

кровь ( ) цветок разговор ( ) дождь

воспоминание ( ) лекарство душа ( ) посуда

Это задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. В нём надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. Например: воспоминание (горькое) лекарство.

4. «Шифровальщик».

А Б В К М Н О Л Д Т

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

2780 37281 4756101

Задание направлено на развитие ассоциативной памяти, внимания. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Ведущий: На этом, наша игра завершается! Давайте друг другу поаплодируем! Пока подсчитываются итоги, скажите что запомнилось больше всего? Что понравилось?

Пока идет небольшое обсуждение игры, жюри складывает все баллы, полученные каждой командой, и присуждает 1, 2 и 3 места.

Команды торжественно награждаются дипломами.

По желанию организаторов, можно поощрить победителей призами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная ира "Созвездие умников"

Цель: развитие  у школьников интереса к научной и поисковой деятельности, создание оптимальных условий для  интеллектуального развития....

Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуально – развлекательная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности. Задачи: обучать приемам логического мышления; развивать интерес к математике;воспитывать чувство ко...

Конспект занятия внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Интеллектуальная математическая игра «УМНИКИ и УМНИЦЫ» .

Интеллектуальная математическая игра «УМНИКИ и УМНИЦЫ» Цель: повышение интереса учащихся к изучению математики, формирование умений выполнять задания данные в нестандартной форме (ребусы, шифровки, за...

Интеллектуально – познавательная игра «Умники и умницы»

Коррекционно-развивающее занятие в форме увлекательной игры с использованием ИКТ....

Интеллектуальная математическая игра «УМНИКИ и УМНИЦЫ»

Конспект внеклассного мероприятия по математике в 3 классах ...

Интеллектуальная игра "Созвездие умников" для 1 класса.

Интеллектуальная игра "Созвездие умников" для 1 класса....

Интеллектуальная новогодняя игра "Умники и Умницы"

Интеллектуальная новогодняя игра "Умники и Умницы"...