Синонимы и антонимы. Работа со словарями.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бороздина Елена Васильевна

Рксский язык 2 класс." Синонимы и антонимы.Работа со словарями."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Русский яз. 2 кл.

Синонимы и антонимы. Работа со словарями.

 

Цель: Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы" и умения работать со словарями.

Задачи:

- Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

 Ход урока

 I. Орг. момент.

II. Сообщение темы урока..

- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

- Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные.

 Ученье — свет, а не ученье — (тьма).  

Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

Труд при учении скучен, да плод от учения (вкусен).

 Грамоте учиться — всегда (пригодится).

Молодому учиться рано, старому — (поздно).

 

- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

 

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

 

III. Путешествие на остров Синонимов.

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

 

А) Инструкция:

У на доске написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

- ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

 

РЕБЁНОК , удивительно,  ХОРОШО

Б) Проверка.

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

 

РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш , крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

 

удивительно - прекрасно, поразительно .,разительно ,чудесно ,чудно ,бесконечно, головокружительно, невероятно

ХОРОШО - неплохо, недурно , недурственно, славно, ладно, здорово, важно,  хоть куда, что надо, на ять.

 

- Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

"Какие слова называются синонимами?"

устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

 

- Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

 

ЛУНА – МЕСЯЦ, СОБАКА – ПЁС, ДОКТОР - ВРАЧ

 

ЛОШАДЬ - КОНЬ ,БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ

 

- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

 

- Путешествие продолжается.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

 

IV. Работа в группах.

 

Задание для 1 группы.

 

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

 

Задание для 2 группы.

Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

 

Задание для 3 группы.

 

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

 

Проверка.

- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

- Какой частью речи они являются?

 

- Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

- Что такое синонимы?

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

- Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

 

V. физминутка.

 

VI. На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Отгадайте загадки.

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». 

Ответ: Антонимы

 

Я антоним к слову "ЗНОЙ",

Я в реке в тени густой,

И в бутылке лимонада,

а зовут меня ...

Ответ: Прохлада

 

Я антоним к слову "ЛЕТО",

В шубу теплую одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я. . 

Ответ: Зима

 

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец. 

Называюсь я ...

Ответ: Конец

 - Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Грусть-радость,лето-зима,начало-конец

Все антонимы всегда

Противоположны.

 Игра "Противоположные слова"

Блиц – опрос . Ученик - называет антоним этого слова.

1 группа: Враг - друг, холод - жара.

- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

 2 группа: Старый - новый, злой - добрый.

- А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение

 3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.

- Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

 4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. (наречия.) –дайте определение

 - Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)

 VIII. Динамическая пауза

 IX. В пещере Тайн

 Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

 А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

Худой (человек) - ________________, (толстый)

Худой (карман) - _________________, (целый)

Близкий (путь) - _________________, (далёкий)

Близкий (человек) - _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)

Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)

Высокий (голос) - _________________, (низкий)

 Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

 - Что такое антонимы?

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

- Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

 X. Залив Творчества

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в заливе Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст.

 Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

- С помощью каких слов передается это настроение?

-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

 Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

  -Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

 Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

 -Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

 А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы - слова близкие по смыслу)

 Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)

 XI. Пристань "Вопрос - ответ"

Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"

- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.

Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

 XII. Рефлексия

- Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов

Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах  (...

Русский язык 2 класс. Дифференцированный подход. Самостоятельная работа "Синонимы и антонимы".

Самостоятельная работа по теме "Синонимы и антонимы", 3 уровня (от простого 3 к сложному 1)....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

Статья "Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами"

Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий....