Предмет: Русский язык. Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Водякова Светлана Вячеславовна

    В  работе я подготовила методический комплекс к уроку русского языка в 3 классе по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Цель работы:

·         Обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения.

·        Развитие  умения  ставить  к  словам  вопросы; развитие  речи, мышления, памяти, внимания; привлечение внимания детей к многообразию значений слов; умения  работать  в  группе, выражать своё  мнение, свою  точку  зрения.

·        Способствование речевому развитию детей, обогащению их активного словаря понятиями и терминами по теме, формирование интереса к   изучению родного языка, любовь  к  слову.

                                                                                                   

Оборудование: рабочие тетради, учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран,   карточки для  работы  в  группе.

Краткое содержание работы:

1.     Самоопределение к деятельности;

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;

3.     Постановка учебной задачи;

4.     Построение проекта выхода из затруднения;

5.     Первичное закрепление;

6.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

7.     Рефлексия деятельности.

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №26 города Сызрани

Водякова Светлана Вячеславовна

3 класс.  УМК «Школа России».

ДАТА:16.09.2019 год

Предмет:  Русский язык.

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения.

Задачи: Учить распространять предложение второстепенными членами; Учить использовать алгоритм разбора предложения по членам, разбирать предложения по членам.

Межпредметные связи: Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по вопросам, опорным словам. Окружающий мир. Тема: Сезонные изменения в жизни животных.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Оборудование урока: Учебник «Русский язык» ч.1 авт.- В.П.Канакина, рабочая тетрадь №1; демонстрационный материал, электронная презентация; интерактивная  доска; компьютер; раздаточный материал; карточки с учебными заданиями.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Ребята, сегодня  почтальон  принёс  письмо. Я  его вам  прочитаю: – Здравствуйте, ребята! 
Я  приглашаю  вас  в  лесную  школу.
Помогите  мне  объяснить  зверятам  новую  тему. С  уважением…

- К  сожалению,  листочек  разорван  на  части. Мы должны  его  собрать. На  обратной  стороне  каждой  части  листочка  написаны  вопросы. Если  вы  правильно  на них  ответите, то  узнаете, кто  отправил  письмо  и  просит  помощи.

1-ая  часть:   

Как  на  письме  отделяется  одно  предложение от  другого?

2-ая  часть: 

Приведите  примеры  повествовательного,  вопросительного,  восклицательного  и  побудительного  предложения.

3-я  часть: 

Как  пишутся  имена  и  фамилии  людей, клички  животных?

 4-ая  часть:

 Как  обозначаются  звуки  на  письме?

Какие  бывают  звуки?

-Как  отличить  гласный  от  согласного?

Воздух  свободно  идет  через  рот,
      Нет  препятствий  разных.
      Голос  участвует, голос  зовет - 
      Звук  получается  гласный!

5-ая  часть:

Как  отличить  согласный звук  от  гласного?

- А  согласные  согласны 
 Шелестеть, шептать, скрипеть,
 Даже  фыркать  и  шипеть,
 Но  не  хочется  им  петь!

6-ая  часть:

Как  пишутся  сочетания
ЖИ – ШИ,  ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?

7-ая  часть:

Как  пишутся сочетания ЧК и ЧН?

Козочка, горочка,
Тридцать  три  пригорочка!
      Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
      Кочка, почка,  звездочка.
      Срочный, уличный, ночной.
      Точный, шуточный, речной.
      Знаем  мы  наверняка,
      Где  ЧН, а где  ЧК.

 По  мере  ответов  на  вопросы  учителя  на  доске  складывается  рисунок  медведя.

- Кто  изображен  на  рисунке?

Мишка  косолапый
В  школу  к  нам  пришел.
Объяснить зверятам  тему
Просит  он.

Дети поочередно  выбирают  части  рисунка  и  отвечают  на  вопросы.

-Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой  буквы, в  конце  предложения  ставится  точка,  вопросительный  или  восклицательный  знак,  может  быть  и  многоточие.

Дети  приводят  свои  примеры.

-Имена, фамилии, клички, города,Все  с  заглавной  буквы  пишутся  всегда.
Начинает  буква  важные  слова: Иванова  Анна,  Волга  и  Москва.

Звуки  на  письме  обозначаются  буквами.

Гласные  и  согласные.

В  сочетаниях ЖИ – ШИ 
Только  «И»  всегда  пиши!
В  сочетаниях ЧА – ЩА 
Пишем  только  букву  «А»!
В  сочетаниях ЧУ – ЩУ  
Пишут  только  букву  «У»!

Эти  сочетания  пишем  без  мягкого  знака.

Медведь.

Личностные : -проявлять интерес к изучению темы; - желание разрешить создавшуюся проблему.

Коммуникативные:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Сейчас я вам раздам карточки со словами и  попрошу составить рассказ о том, как животные готовятся к зиме.

Вот, что  получилось:

Ежик нашёл.

Медведь ищет.

Тащит белочка.

Ящерица зарылась.

-Ребята, вы узнали, как животные готовятся к зиме?  - Почему? - Что делать?

-Назовите главные признаки предложения. - Какова роль второстепенных членов в предложении?

-Можно ли эти группы слов назвать предложениями?

- Но, вам понятно, как звери готовятся к зиме?

-Почему? Обоснуйте свой ответ.

-Расставьте карточки так, чтобы получились  распространенные предложения.  Обоснуйте с помощью вопросов.

- Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Обоснуйте.

 Шустрая белочка тащит запасы в дупло. Медведь ищет место для берлоги.

Ёжик нашёл укромную норку под корнями ели. Ящерица зарылась в тёплый мох.

- Что мы сделали для того, чтобы предложения соответствовали теме текста?

-Назовите главные члены  в каждом из предложений.                Взаимопроверка

Групповая работа. Назовите  правила работы в группе. 1.Умей выслушать!  2. Не согласен: обоснуй и предложи! 3.Помоги создать связное  высказывание с доказательством и примерами.

Нет.

Добавить слова, чтобы стало понятно.

Да.

 (запасы, шустрая,  место,  дупло, укромную норку, под корнями, ели, для берлоги,  тёплый мох)

Распространили их.

Познавательные умения:

-распознавать в предложении главные и второстепенные члены;

-устанавливать связь слов в предложении; распространять предложения второстепенными членами.

Регулятивные: составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Предметные умения.

- составлять и писать распространенные и нераспространенные предложения;

-выделять графически основу предложения и связь слов в предложении.

3.Постановка учебной задачи.

 - Все справились? - Что делать? 

- Чему будем учиться?

-Будем учиться разбирать предложения по членам по порядку, который сами составим.

Отправляемся  в  Лесную  школу.

Вот  так  чудо  из  чудес:
Мы  попали  с вами  в  лес. 
У  зверят  идёт  урок.
Медведь – учитель  очень  строг.

Нет. Будем учиться

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Минутка  чистописания : Итак, мы  попали  с  вами  в  лес.  Сегодня   мы  пропишем  букву, которая  соответствует  первому  звуку  в  слове  ЛЕС.                         Дети  записывают:

Лл   лл   лл   лл 
Лес   лесок    лесная   лесник

Что  объединяет  эти  слова?

- Какое  слово  является  проверочным  для  всех  слов?

Какое  слово  «лишнее»? Почему? Разберите  это  слово  по  составу.

 - Молодцы! Вы  справились  с  этим  заданием.

 - А  теперь  составим  предложение  с  одним  из  этих  слов. (Лучшее  предложение  записывается  в  тетрадь)

- Рассмотрите  картинку.  Кого вы  видите?

- Составьте  предложение  со  словом  «медвежонок».

Представьте, что из  предложения  выпало  первое  слово. Что получилось?

Про  кого  мы  не  смогли  узнать?

Нравится  вам  такое  предложение?

А  теперь  из  предложения  выпало  второе  слово. Что  получилось?

О  чем  не  узнали?

Из  предложения  выпало  третье  слово. Что  получилось?

- Можно  назвать  это  предложением?

Верно, это - предложение. Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.

- Прочитаем  правило  о  главных  членах  предложения.

Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?

Какое  второе  название  есть  у  главных  членов?

На  стр. 51 учебника  прочитаем  алгоритм  нахождения главных  членов  предложения.  На  доске  вывешивается  таблица  с  алгоритмом.

Как  находить  подлежащее  и  сказуемое,
то  есть  грамматическую  основу  предложения

  1. Найди  слово,  которое  называет  то,  о  ком или  о  чем  говорится  в  предложении.
  2. Проверь,  отвечает  ли  это  слово  на  вопросы  КТО?  или  ЧТО?
  3. Найди  слово,  которое  называет,  что  делает  или  каков  тот,  о  ком  сообщается  в  предложении.
  4. Проверь,  отвечает  ли  слово  на  вопросы  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

Пример:  «Рыба  водится  в  реке». 

- О ком говорится в предложении?

Вы отлично  справились  с  этим  заданием. Я  думаю,  ученикам  лесной  школы  все  стало  ясно  и  понятно, как  находить  главные  члены  предложения.

Вы отлично  справились  с  этим  заданием. Я  думаю,  ученикам  лесной  школы  все  стало  ясно  и  понятно, как  находить  главные  члены  предложения.

Физминутка:

Руки  подняли  и  покачали –                           
Это  деревья  в  лесу.
Руки  согнули, кисти  встряхнули –
Ветер  сбивает  росу.
В  сторону  руки, плавно  помашем –
Это  к  нам  птицы  летят.
Как  они  тихо  садятся
Покажем –
Крылья  сложим  назад.

- Корень, общий  смысл.

Слово  «лес».

 Это  слово  «лесная».  Все  имена  существительные,  а это -  имя  прилагательное.

Медвежонка.

«Медвежонок  ест мед».

«Ест  мед».

Про  того, кто  ест.

- Нет.

«Медведь мёд».

Что  делает  медведь.

- «Медведь  ест».

Да!

Дети  читают  правило  сначала  про  себя,  затем  вслух  хором.

Без  подлежащего  и  сказуемого.

Грамматическая  основа.

В предложении  говорится  о  рыбе. (Кто?) рыба – это  подлежащее, подчеркиваем  одной  линией.

Рыба (что  делает?)  водится – это  сказуемое, подчеркиваем  двумя  линиями.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98de209b-858f-4ed1-9b04-62fe81ae21cf/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BTQ_074%5D.swf

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы; - осознавать значимость личных качеств для успешности в освоении темы.

Познавательные умения:

-распознавать в предложении главные и второстепенные члены;

-устанавливать связь слов в предложении; распространять предложения второстепенными членами; - использовать приобретенные знания для выполнения задания;

- понимать значимость алгоритма разбора предложения по членам.

Регулятивные: составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Предметные умения.

- составлять и писать распространенные и нераспространенные предложения;

-выделять графически основу предложения и связь слов в предложении.

5.Первичное закрепление.

А  сейчас  выполните  упр. № 36   учебника. Нужно  найти  в  предложениях  грамматическую  основу  и  записать  в  тетрадь.

2. Составьте правила последовательного разбора предложения, используя информацию: Учебник упр. № 38. Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Проверка.

3. Продолжите  правила последовательного разбора предложения, используя информацию: Учебник, упр. № 37.

4. Работа в парах. Рассмотрите схему «Члены предложения». На какие вопросы может дать ответы эта схема? Сформулируйте вопросы и ответы к ним.

Учебник, упр. № 40. Дайте характеристику  предложениям по наличию в них второстепенных членов.

Дети  выписывают  самостоятельно: Солнце  закатилось.  Тени легли.
Ежиха  вылезла.  Ежата показались.

Познавательные умения:

-выполнять задания учебника, помеченные специальными значками;

Регулятивные:

создавать сообщение по информации в рамках проектной деятельности;

- Коммуникативные:

строить конструктивный диалог в рабочей группе;

 Предметные умения: 

-разбирать предложения по членам, используя алгоритм;

- устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Отгадайте  загадку:    

Зверька  узнаем  мы  с  тобой 
По  двум  таким  приметам:
Он  в  шубке  серенькой  зимой,
А  в  рыжей  шубке  летом.

- Правильно. Она  принесла  вам  задание. Учитель раздает  учащимся  индивидуальные  перфокарты,  на  которых  надо определить и   подчеркнуть   главные  члены  предложения.

Проверка  правильности выполнения  задания. 

Это - белка.

Регулятивные умения:

- планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе созданного  алгоритма;

-выполнять учебное задание в соответствии с целью; -выполнять самопроверку задания;

Предметные умения: - выполнять разбор предложения по членам;

- находить по моделям предложения в тексте; - оформлять графически связь слов в предложении.

 

7.Рефлексия деятельности.

- Вот  и  закончился  урок  в  лесной  школе. - Сейчас  мы  узнаем,  чему научились.

Закончи предложения.

1. Мне важно знать роль главных и второстепенных членов в предложении, потому что…

2. Чтобы написать интересный рассказ, нужно…

Задание на самооценку.

Подчеркни смайлик, соответствующий твоему настроению  на уроке.

Д / З: упр.39

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности;

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - главные и второстепенные члены предложения

Презентация создана для открытого урока по русскому языку...

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. 4 класс.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. Цели:         -актуализировать знания учащихся о ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Главные и второстепенные члены предложения....

Технологическая карта урока главные и второстепенные члены предложения.

Цель урока: развитие умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения, выполнять разбор по членам предложенияЗадачи урокаДидактические:Уметь определять признаки распростран...

Конспект урока. Главные и второстепенные члены предложения

Конспект урока по русскому языку в 3 классе...