Урок обучения грамоте. Буква Р, звуки [р] [р']. УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок обучения грамоте. Буква Р, звуки [р] [р']

Цель:Создание условий для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Р,р

Задачи :Как распознать звуки [р], [р`] и правильно обозначать их на письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Обучение грамоте

Класс

Тема урока

Звуки [р] — [р`], буква Р,р

Дидактическая цель

Создание условий для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Р,р

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Л2. Развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстникам

Познавательные 
МП1. Выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
МП2.Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов Регулятивные 
МР1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя
МР2. Определять правильность выполненного задания по предоставленному образцу Коммуникативные 
МК1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других

П1. Уметь писать строчную и заглавную буквы Р,р
П2. Уметь выполнять слогозвуковой анализ со звуками [р], [р`]
П3. Уметь писать слоги, слова с буквами Р,р
П4. Уметь сравнивать звуки [р], [р`]

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Как распознать звуки [р], [р`] и правильно обозначать их на письме

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Строчная буква, прописная буква, слоги, звуки

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Приёмы здоровьесберегающей,  проблемно-диалоговой, , ИКТ, рефлексивной технологий.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Прописи 1 класс «школа 21 века»

http://открытыйурок.рф/статьи/601257/

Прописи 1 класс «школа 21 века»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемы результаты

I. Орг. Момент

-Здравствуйте

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Дневник, пенал и прописи?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, с какой буквой вы познакомились сегодня?

Разгадывание ребусов, выделение звуков [р], [р`]

- У вас на парте конверты, достаньте карточку с ребусами возьмите её и положите перед собой.

- Как вы думаете, что нужно сделать? (Отгадать ребус и составить схему слова)

- Верно! Кто умеет разгадывать ребусы?

Слайд 1  (ребус 1 – рысь) ученик выходит, показывает, объясняет, называет слово (или учитель объясняет, как разгадывается подобный ребус, дети называют слово)

- Произнесите слово, произнесите первый звук.

- Какой он? раскрасьте самостоятельно, проверим.

 ПРОВЕРКА

Слайд (ребус, прямоугольник уже цветной)

- Проведем такой же анализ со словом РЕКА  

- Назовите первый звук в слове.

- Какой это звук?

- Как его обозначим на схеме?

- Какой буквой обозначаются звуки, которые вы обозначили на схемах?

III. Целеполагание

- Ребята, с какой же буквой мы сегодня будем работать?

- Читать вы ее уже научились, а на этом уроке, чему мы будем учиться?

- Совершенно верно, сегодня мы научимся с вами писать строчную и прописную букву р.

IV. Основная деятельность

Мотивация к дальнейшей работе

Буква Р сегодня  – именинница!

Слайд2 

-  Какие цветы любит получать в подарок буква Р? Почему?

Слайд 3

- Как зовут друзей буквы Р? Кто прочитает. Теперь прочитаем вместе!

- И, конечно, букве Р очень нравится, когда её аккуратно и правильно пишут!

Пальчиковая гимнастика

Перед тем как начать работать в прописях, давайте разомнём наши пальчики.
«Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре,
(загибаем пальчики по одному)
 Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
А еще в снегу валялись.
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) 
Все в снегу домой пришли.
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать пошли.
(выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем ручку под щечку)

Рассматривание образца письменной буквы.

Слайд из тренажера с буквами Р и р

– Рассмотрите строчную букву “эр”.

– Из скольких элементов состоит буква “эр”?

– Назовите первый элемент.

– Назовите второй элемент.

Карточки на доске с элементами букв

– Найдите их среди элементов, данных на доске, и сконструируйте из них нашу именинницу.  

(ученик выходит к доске и выбирает подходящие элементы)

Слайд с написанием буквы «эр»

Откройте прописи с. 13. Рассмотрите букву “эр” вверху на середине страницы.

– Ребята, на что указывает точка?

– На что указывают стрелочки?

- Пропишем строчную буку р в воздухе.

- Посмотрите, как это делается на презентации.

- Теперь вместе со мной прописываем букву в воздухе.

– Итак, “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз до середины нерабочей строки, снимаем ручку, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо – вверх, коснувшись верхней рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз до конца рабочей строки, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины”.

Письмо в воздухе с проговариванием.

Правила посадки за столом                 во время письма

- Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно: - сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

- Обведите элементы буквы р в прописи на странице 13, на первой рабочей строке.

Слайд 4

- Посмотрите, как вы обвели элементы, все ли у вас получилось?

- Обведите пунктирные линии на второй рабочей строке.

- Посмотрите на то, что у вас получилось. Напишите рядом 3 буквы р.

- Посмотрите на буквы, которые у вас получились.

-Выберите наиболее похожую на образец букву, обведите ее в кружочек простым карандашом.

- На этой же строчке напишите еще 3 буквы р.

- Посмотрите на слоги, которые представлены в прописи.

- Кто нам прочитает слоги? Прочитаем вместе!

- Посмотрите внимательно как пишутся слоги с буквой р.

Учитель показывает на доске как пишутся слоги.

Три момента повтори!

  1. Знай начало каждой буквы.  
  2. Направление руки.
  3. И к началу каждой буквы штрих короткий напиши. (Соединительная линия. Письмо слогов.)

- Прочитайте слова.  (если успеем, то пропишем)

- Обратите внимание на соединение, везде ли оно одинаковое?

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

Рассматривание образца                   написания буквы

- Рассмотрите прописную букву р, на странице 12.

- Из скольких элементов она состоит?

- На что похожа эта буква?

- Возьмите из конвертика тучку с капелькой. Красным цветом на тучке выделены элемент, который похож на верхний элемент нашей буквы. Проведите по нему пальчиком.

- Элемент капельки похож на ножку зонтика, это второй элемент прописной буквы р. Проведите по нему пальчиком.

- Посмотрите, как в образце нам показывают писать букву Р.

- Посмотрите написание буквы на тренажере.

Слайд 5

- Обведите все элементы буквы р, которые написаны на первой рабочей строке.

- Посмотрите на них, все ли получилось?

- Проделайте то же самое с элементами на второй рабочей строке.

- Смотрите написание буквы на тренажере и повторяйте в воздухе движения карандашика.

- Напишите рядом три прописные буквы р.

- Посмотрите на них, обведите карандашом букву, которая похожа на образец. Напишите рядом еще 3 такие буквы.

- Ребята, а затем нам нужно уметь писать заглавную букву р?

- Давайте же пропишем эти имена в прописи.

- Посмотрите на соединения. Какие они?

- Посмотрите, как я пишу имя, затем вы повторяете это у себя в прописи.

ПРОВЕРКА – Прочитайте имена, которые написали самостоятельно.

V. Итог урока.
Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- Скажите, какую букву мы научились сегодня писать?

- Что еще мы писали с этой буквой?

- Посмотрите на страницы прописи, что получилось?

- Что пока не получается? Почему? Кто дома потренируется в письме букв?

Оценить свою работу на уроке вам поможет наш друг Светофорик

Слайд 6

- На полях прописи нарисуйте маленький кружочек. Раскрась его определенным цветом

Зеленый - было все понятно и интересно, буквы похожи на образец.

 Желтый - было понятно, интересно, но пока не все буквы получаются.

Красный – на уроке было скучно, буквы совсем не получились.

ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ИТОГОВ РЕФЛЕКСИИ

ПРИЗ ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ – на слайде ещё 2 ребуса!

 Наш урок подошел к концу, спасибо вам за хорошую работу.

Здороваются

Проверяют готовность

Буква Р

Достают карточки

Разгадывают ребусы


рысь

р

согласный, твердый

синим


ы

гласный звук

красным

сь


согласный, мягкий

зеленым

рь

согласный, мягкий

зеленым цветом

е

гласный

красным цветом

к

согласный глухой

синим

а

гласный


красным цветом

буква р и синяя и зеленая

буква может быть и мягкой, и твердой

с буквой р

учиться писать

Пальчиковая гимнастика

Из 2х


Длинная прямая наклонная линия. Наклонная прямая с закруглением вверху и внизу
.
На доске находятся элементы букв. Выходит ученик, находит элементы и составляет букву.


Начало движения руки.

Направление движения руки

Гимнастика для пальчиков

Письмо в воздухе с проговариванием

Правила посадки

Работа в прописи на стр 13

Высказывание обучающихся

Работа в прописи

Обводят в кружок

Ра ря ро ре

С одинаковым соединением

Из 2

На зонтик

Берут из конверта тучку с капелькой

Проводят пальчиком

Работа в прописи

Высказывание обучающихся

Работа в прописи

Чтобы писать имена, названия города, стран, клички



одинаковые

Строчную и прописную букву р

Слоги и слова

Высказывание обучающихся

Прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]

Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Урок обучения грамоте : " Буква "Щщ", звук (ш" )

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ТЕМА:«ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Щ,щ , ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СОГЛАСНЫЙ  ГЛУХОЙ И МЯГКИЙ ЗВУК (Щ)....

Урок обучение грамоте Буква "Ц", звук "ц"

Звук [ц], буквы Ц цСамоанализ урока...

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква К. Звуки [ К ], [ К\' ]. 1 класс

В презентации использованы материалы, обеспечивающие повторение ранее изученных букв, звуков. Построение и анализ звуковых схем. Соответствует программа ФГОС `Школа России`....

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...