Урок обучение грамоте Буква "Ц", звук "ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Краснова Ольга Николаевна

Звук [ц], буквы Ц ц

Самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекр урока с самоанализом55.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

 в 1 классе

  УМК  «Гармония»

Программа М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова «Обучение грамоте» 1 класс

(Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012)

Урок обучения грамоте.

Тема: Звук [ц], буквы Ц ц

Цели:   познакомить детей со звуком   [ц] и буквой, которая обозначает этот звук.

Задачи:

 1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами;

 2. Развивать:

  а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;

  б) воображение, творческую способность детей;

  в) навыки работы в мини-группах.

 3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать интерес к предмету.

        Оборудование урока.

Для учителя.

  1. Учебник Букварь Авторы: М.С. Соловейчик, Н.Б. Бетенькова, Н.С.Кузьменк
  2. Карточки с условными значками звуков.
  3. Карточки с буквами ц Ц.

Для учащихся.

  1. Учебник.
  2. Сигнальные карточки с условными значками звуков.
  3. Тетрадь для печатания.
  4. Карточки с  буквами.
  5. Счетные палочки.

        Тип урока

Изучение нового материала.

                                                                                                 Структура урока.

1.Эмоциональный настрой (1-2 мин.).

2.Организация мотивации, постановка УЗ, цели, формулировка темы урока (5 мин.).

   

3.Планирование достижения цели. (10 минут).

1.Чтение предложений.

    Работа в парах.

  2. Выделение звука. Знакомство с буквой.

3. Опыт.

4.Чтение СС и слова с новой буквой.

Физкультминутка

4.Поиск способа решения УЗ

Конкретизация и применение способа, решение УЗ. (5 мин.)

5. Игра «Слово рассыпалось»

6. Работа по учебнику.с.76

7.Чтение слов (дифференцированный подход).

 5.Контроль процесса и результата освоения способа (11 мин.).

Работа по букварю (продолжение).

1.Работа по схеме №2

Физкультминутка для глаз

2.Придумывание разных вариантов концовки начатого предложения.

3.Чтение слов в столбиках.

Букварь(стр. 77).

1.Чтение материалов с. 77 букваря.

2.Озорная девочка предлагает игру «Превращение слов».

3.Чтение и работа над текстом.

Работа в парах.

6.Оценивание меры продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности (2 мин.).

Этап урока.

Время.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФормированиеУУД

1.Эмоциональный настрой

(1-2 мин.)

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке.

- Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

Создает мотивацию к

учебной деятельности,

определяет

содержательные рамки урока.

Эмоциональный настрой.

Дети с помощью рисунков солнышка, тучки показывают свое настроение.

Личностные:

- формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика;

Регулятивные:

- осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению;

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

2.Организация мотивации, постановка УЗ, цели, формулировка темы урока.

(5 мин.)

- Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках  обучения грамоте?

В народе говорят так: «Кто много читает, тот много знает».

Как, вы, понимаете эту пословицу?

 Начинаем наш урок с  разминки.

- Чистоговорка

Са-са-са-в лесу бегает лиса;

Ся-ся-ся-мы увидели лося;

Со-со-со-у Вовы колесо;

Си-си-си-мы вызвали такси;

Сы-сы-сы-у сома увы;

Сю-сю-сю-дали сено мы лосю.

Дыхание. Упражнение « Соня» Сладко спать зимою, ох!

Вдох и выдох, вдох и выдох,

Вдох и выдох, снова вдох. (Делать медленные глубокие вдох и выдох через нос.)

_- А   сегодня что нового вы бы хотели узнать?

Создаёт мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 Выдвигает проблему.

- Читать, писать.

Предлагают варианты ответов.

Проговаривают чистоговорки.

Выполняют дыхательные упражнения.

-Новую букву.

Личностные:

- формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика.

Регулятивные:

учатся высказывать свои предположения.

3.Планирование достижения цели.

(10 мин)

  1. Чтение предложений.

ха – хва – схвасхватила.

…ловко схватила лягушку.

 Как она их любит!

-Прочитайте предложение.

  • В прочитанных словах найдите и отметьте «опасные места»
  • О ком может идти речь?
  • Кто любит лягушек и умело охотится за ними?

- Составим звуковую модель слова в парах.

Один ученик составляет звуковую модель слова за доской.

-Что случилось? В чём проблема.

-  Подставьте все известные буквы. Не изучена одна – Ц.

-Какова цель нашего урока?

-Значит, ТЕМА урока - …

_2. Выделение звука. Знакомство с буквой.

- Какой первый звук услышали? Молодцы!

- Обозначается он вот такой буквой! (показать). На что она похожа?

-Буква Ц- внизу крючок,

Точно с краником бачок.

-Выложите букву Ц из счетных палочек.

-Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц.

3. Опыт.

- Попробуйте прочитать эту букву мягко.

Почему?  

- А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару?

4.Чтение СС и слова с новой буквой.

Ца      ац     пациент

Цо      оц     рецепт

Ци      иц     шприц

Цы      ыц    кольцо

Це       ец     лоцман

Цу      уц     кузнец

Организует работу по повторению.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует работу по изучению

Звука [ц], буквы Ц ц

Организует работу в парах

Обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

Предлагает задания, контролирует работу.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Организует:

задание на проговаривание звуков,

чтение слов и слогов

Читают предложение.

Дети работают у доски.

-цапля

Составляют схему слова.

Высказывают свои предположения в паре, сравнивают

  с доской.

-мы не знаем  какой звук первый.

-[Ц ]

Ответы детей.

-познакомиться со звуком [ц] и буквой, которая обозначает этот звук.

Звук [ц], буквы Ц ц

-[Ц ]

Ответы детей.

Из счетных

палочек выкладывают букву

Ц

-(Согласный твёрдый глухой)

Проводят коллективное исследование.

-Не получается.

-Согласный звук[ц]всегда твёрдый. У него нет звонкой пары.

-Нет.

Он непарный.

Читают с.с. и слова.

-Согласный звук[ц]всегда твёрдый. У него нет звонкой пары. Он непарный.

. Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

 Предметные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение

 Регулятивные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме Коммуникативные УУД:

 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Регулятивные:

-учатся высказывать своё предположение.

-оценивать свою и коллективную работу;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

Физминутка

Хома, хомка, хомячок,

Полосатенькийбочёк (поглаживание боков)

Хома раненько встает(поднять руки вверх, потянуться)  

Щечки моет, шейку трет (имитация движений)

 Подметает хома хатку (наклоны вперед,помахать руками)

 И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5(ходьба на месте)

Хома хочет сильным стать (руки сгибают в локтях к плечам).

Осуществляет профилактику утомления.

Выполняют движения под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Личностные

-формирование установки на здоровый образ жизни.

4.Поиск способа решения УЗ

Конкретизация и применение способа, решение УЗ.

(5 мин.)

5. Игра «Слово рассыпалось»

 ( К Е Ц В О Т - цветок)

  ( Я П А Л Ц –цапля)

 (А Ф Р И Ц – цифра)

 (К Р И Ц –цирк)                                  

  • 6. Работа по учебнику.с.76

- Так с какой новой буквой вы познакомились? Какой звук она обозначает? Какой он?

  • Назовите слова, в которых слышится новый звук.

Чтение слов  с доски с не читающими детьми и самостоятельное чтение по учебнику  читающими детьми с обозначением «опасных» мест.

  • Обратить внимание на слова цифра и цыплёнок:

буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо.

Развитие  логического мышления

Организует работу по актуализации знаний по теме

организует дифференцированную  работу.

Дают характеристику звуку с опорой на схему.

Называют слова.

Выполняют работу.

Чтение слов.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

               

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. 

5.Контроль процесса и результата освоения способа.

(11 мин.)

Работа по букварю (продолжение).

1.Работа по схеме №2

-Догадайтесь о слове которое подсказывает вторая картинка.

  • В слове птенец характеризуется последний звук и показывается нужная для него буква.

Физминутка для глаз

Ах, ка долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно но держись

 

2.Придумывание разных вариантов концовки начатого предложения.

-Придуманное вами предложение запишите схематически (с делением на слова) в тетрадь для печатания.

3.Чтение слов в столбиках

1 – 2 столбик  (чтение слов и выделение  опасных мест)

 - Почему так назвали?

Букварь стр 77

1.Чтение материалов с. 77 букваря.

-Что подсказывает «хитрый» вопрос под столбиком слов?

- Найди лишнее по смыслу слово.

-Почему оно лишнее?

 2.Озорная девочка предлагает игру «Превращение слов».

-Прочитайте слова.

-Оказывается вот как бывает звучит одинаково, а пишется то одно слово, то два!

3.-Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

-Как вы думаете  о чем говориться в тексте.

-Обратите внимание на выделенные буквы в слове Аппетит.

-Они читаются как чуть более длинный один согласный звук.

-Прочитаем текст по цепочке.

-О ком идет речь в тексте?

-Чем кормят своих птенцов птицы?

-Сколько раз родители приносят корм птенцам?

-Как бы вы озаглавили этот текст?

-Работая в парах найдите «опасные места» на месте согласных перед согласными.

-Прочитайте эти слова.

 

Побуждает к высказыванию своего мнения

предлагает выполнить комплекс упражнений для глаз

Побуждает к высказыванию своего мнения

Подводит обучающихся  к выводу.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Организует работу с учебником.

Организует работу в парах

Дает: задание на поиск в тексте «опасных мест».

Дают характеристику звуку.

выполняют предложенный комплекс упражнений

Высказывают свои предположения .

Составляют схему предложения.

Чтение хором и индивидуально.

-О наличии ловушки.

-Львица.

Ответы детей.

Работают с иллюстрацией

Чтение и работа над текстом.

Отвечают на вопросы учителя

Определяют основную мысль, предлагают заголовки.

Находят опасные места.

Познавательные:

моделирование (условные обозначения).

Личностные

-формирование установки на здоровый образ жизни.

Предметные:

совершенствование навыка чтения,

развитие речи, расширение кругозора.

Регулятивные

учатся высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков.

 

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

6.Оценивание меры продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности.

(2 мин.)

. Учитель:   Что нового узнали? Чему учились?

-Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

-Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?

Учитель: Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

Полоски – на доску.

Зелёная – всё получилось,

Жёлтая – надо ещё поработать

Красная – было трудно на уроке

-Спасибо за урок.

Акцентирует внимание  на конечных результатах учебной деятельности учащихся

 Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Регулятивные: учатся подводить итог своей деятельности.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

 

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

                                                                                    Самоанализ урока

Урок – Обучение грамоте. Тема: : Звук [ц], буквы Ц ц

Цели: :  познакомить детей со звуком   [ц] и буквой, которая обозначает этот звук.

Задачи урока:

 1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами;

2. Развивать:

а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;

 б) воображение, творческую способность детей;

в) навыки работы в парах.

3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать интерес к предмету.

Положительные результаты урока.

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.   Урок носил обучающий, развивающий, воспитывающий характер. Ученики убедились в необходимости получения новых знаний и умений. Приложили усилия, для их приобретения. Осознанно использовали их на этапе закрепления.

         На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

     В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы :

  • Работа в парах - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1.  Игра «Превращение слов». 

-Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. 

-работа со схемой

 - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления.  

Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

          логические: анализ текста,  Игра «Слово рассыпалось»,

3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме , контроль и оценка результата
  • универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы  обучения и используемые приемы  послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы  соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

 

      На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания.

        Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная (во время проверки раннее изученного материала);
  • групповая (во время систематизации имеющихся знаний);
  • работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся);
  • работа с книгой.

       Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):  

       Учитывала психологические особенности детей: визуалы,  кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.         Использовалось дифференцированное задание по степени сложности. Это позволило вовлечь в работу весь класс, помогло раскрыть у учащихся свои способности, что  способствовало чёткой организации детей, осознанному усвоению материала.

       Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя. Воспитывалась и развивалась сама личность ребёнка. Воспитательные задачи реализовывались через создание дружеской творческой атмосферой урока, доброжелательных отношений учителя и учеников. Учитель помогает ученику овладеть способом получения знаний и организует его работу на уроке. Характер заданий предполагает действия в зоне ближайшего развития.

      Урок прошёл в  темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.      

        Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

       Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
      Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.