Главные вкладки

    Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Гаврилова Александра Юрьевна Миронова Елена Николаевна

    В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.

    Цель: изучить йотированные гласные буквы е,е,ю,я, которые обозначают 2 звука и обозначают один звук, который служит показателем мягкости предшествующего согласного звука.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект урока обучение грамоте

    в развивающей системе обучения

    Гавриловой Александры Юрьевны

    г.Санкт - Петербург.

    2011г.

    Тема урока: « Йотированные гласные буквы Е,Е,Ю,Я.»

    Цель: изучить йотированные гласные буквы е,е,ю,я, которые обозначают 2 звука и обозначают один звук, который служит показателем мягкости предшествующего согласного звука.

    Знать: буквы е, е, ю, я, что они особенные.

    Понимать: в каких случаях пишется 1 звук, а в каких случаях2 звука.

     Применять: уметь слышать изученные звуки в словах

                         уметь читать слова горки не отрывая взгляда.

    Анализ: букв е,е,ю,я; деление слов на группы.

     

     Синтез: выделение в буквах е е ю я звука (й); составление рассказа по буквам; составление звуковых схем слов и рассказ о слове по схеме.

    Оценка: знаний об изученных буквах и их особенностях для правильного чтения.

    Аффективная область:

    - выполнения самостоятельных заданий, данные учителем

    - принимать активное участие в обсуждении вопросов возникающие в классе.

    -внимательно слушать учителя и своих товарищей;

    -активно участвовать в группе при обсуждении вопросов.

    -работа в парах.

    План урока.

    1. Орг.момент…………………………………………………………………………1 мин
    2. Введение ……………………………………………………………………………5мин
    3. Введение новых букв и звуков…………………………………………………….5мин
    4. сообщение целей урока, разбор слов……………………………………………..7мин
    5. вывод…………………………………………………………………………………3мин
    6. изучение свойств букв е е ю я………………………………………………………7мин
    7. мини – эссе  о изученных буквах…………………………………………………..5мин
    8. работа с горками…………………………………………………………………….5мин
    9. самостоятельная проверку на проверку усвоения знаний……………………….5мин
    10. итог урока……………………………………………………………………………3мин
    11. орг. момент…………………………………………………………………………..1мин

            

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    Здравствуйте, ребята. Сейчас у вас будет урок обучения грамоте. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Вам понадобится- пенал, тетрадь, азбука.

    1. Введение.

    Ребята посмотрите на доску. Что за текст написан на ней?(загадка.

    А кто же догадался какая отгадка.

    Зимой и летом

    Одним цветом. ( елка)

    А как вы догадались? По каким признакам? (ответы детей). А сейчас, закроем глаза. Вспомним один из самых любимых праздников детей- новый год. Представим красивую, пышную, украшенную ель. Представим как на ней блестят игрушки, сверкают разноцветные лампочки, а под ней множество разных подарков. А теперь откроем глаза- посмотрите, и у нас на доске появилась ель. А что за  подарки спрятаны под ней вы должны угадать. Слушайте внимательно загадки.

    1. Берегись, когда берешь

    Весь в иголках острый…….(Еж)

    2.Моет все, что тащит в рот

       Он чистюля – наш…..(енот)

    1. Накружусь, наверчусь

    Устану на бок повалюсь. (Юла)

    Докажи свой ответ.

    Подсказка ИГРУШКА

    1. Если он на дне лежит

    Судно в даль не побежит. (Якорь)

    Докажи свой ответ.

    Подсказка НА ДНЕ ЛЕЖИТ; СУДНО.

    ПО ХОДУ ОТГАДЫВАНИЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОТВЕТОВ.

    Вот мы и открыли все коробки с подарками  и знаем, что в них лежит.

    3. Введение новых букв и звуков.

    Ребята, посмотрите на правую иллюстрацию. На ней изображен…

    Произнесем хором, медленно это слово.

    Какие первые 2 звука мы слышим?

    На письме эти 2 звука обозначаются одной буквой-Ё

    Составим схему этого слова(вызывается желающий ученик + устный комментарий (ученик- учитель))

    А теперь проделайте аналогичную работу с остальными отгаданными словами. ( таким образом проводится проверка, появляются схемы слов на доске.)

    4.

    ребята, посмотрите внимательно на слова- отгадки. Как вы думаете какие буквы мы сегодня с вами будем изучать на уроке? (Ё,Е,Ю,Я) молодцы.

    А сейчас самостоятельно, в своих группах попробуйте составить схемы слов записанных на доске: МЕЛ, МЕД, ХРЮША, МЯЧ. Затем  один из представителей группы запишет свой вариант на доску.  Представители групп записывают схему только одного слова.

    А теперь проверим. У какой группы получился такой же вариант, поднимите руки.

    У какой не так, а иначе.

    (напишите свой вариант.)

     внимательно посмотрим на схемы.

    Сравните, сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. В словах ЁЖ, ЕНОТ, ЮЛА, ЯКОРЬ? (2)

    А в словах МЕЛ, МЁД, ХРЮША, МЯЧ? (1)

     Где находятся изучаемые буквы в первом случае? ( в начале слова)

    А во втором? ( после согласного).

    Ребята, посмотрите, как интересно получается  одна и таже буква в разных случаях обозначает разное количество звуков. Почему же такэ7 кто догадался?( ответы детей)

    Если одна из изучаемых гласных находится в начале  слова или после гласной буквы, то она обозначает 2 звука, а если после согласного, то …,?

    Предлагаю рассмотреть еще одно слово: ГРЮЕТ

    В какой   части слова находится? ( в середине и в конце слова) составим схему слова.

    Сколько звуков обозначает в этом слове гласная буква Ю?

    Обоснуйте свое решение.

    А сколько же звуков обозначает гласная буква Е?

     Почему?

     Прочтем слова написанные на доске:

    МАЯК, ПОЕЗД, ПРОЁМ, ПОЮТ. Определите, сколько звуков обозначают изученные нами буквы.  

    1. Вывод.

     А СЕЙЧАС САМОСТОЯТЕЛЬНО  попробуем сделать вывод по изученному.

    И так мы узнали, что гласные буквы Е,Е,Ю,Я обозначают …..звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после…..буквы.

    А после согласной буквы Е,Е,Ю,Я обозначают…звук(а).

    После вывод озвучивается(чтением вслух) и проверяется другими группами.

    1. Изучение свойств букв Е,Е,Ю,Я.

    Ребята прочитайте слово мил-какой звук обозначает первая буква?

    Мы уже знаем, что буква и является показателем мягкости предшествующего согласного.

    Давайте, ребята, посмотрим,  на буквенную ленту, в каком ряду стоят изученные нами сегодня буквы? во втором, какая буква находится тоже в этом ряду? Буква и.

    И так какой мы можем сделать вывод?( Что буквы е, е, ю, я тоже являются показателем мягкости предшествующего согласного.)

    7. Мини - Эссе о изученной букве.

    Сегодня мы многое изучили о новых буквах е,е,ю,я и их звуках,  а сейчас представитель от каждой группы выйдет и вытянет карточку с буквой и вместе с группой составит  УСТНО маленький рассказ о изученной букве. Постарайтесь не упустить все известные нам факты, чтобы буква не обиделась.

    КАЖДАЯ БУКВА СОСТАВЛЯЕТ МИНИ ЭССЕ , ПОСЛЕ ПРИЗЕНТУЮТСЯ.

    8. Работа с карточками -  горками.

    Написаны буквы.

    Е       Е       Ю       Я

    Ел     Еж    Юг     Ля

    Ель   Ёрш  Юла   Яма

    Если  Ёлка Юбка Ясли

    9. Самостоятельная работа на проверку усвоения знаний.

     На доске записаны слова в которых встречаются изученные буквы, разделите их на 2 группы, где встречаются изученные буквы с 1 звуком, а где с 2 звуками.

    10. итог урока.

    И так ребята с какими  буквами мы сегодня с вами познакомились? (Е,Ё,Ю,Я)

    Что нового мы узнали о них? ( что они являются показателем мягкости предшествующего согласного звука.)

    А еще? ( что эти буквы имеют то один звук , то 2 звука.

    В каком случае буквы Е,Ё,Ю,Я, образуют 2 звука? А когда один?

    Молодцы.  

    11. орг. момент.

     Урок окончен, можете готовиться к следующему уроку.

            

            

            

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

    Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

    После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

    Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

    Урок обучения грамоте по традиционной системе образования "Школа России" по теме:"Повторение и обобщение изученного".

    Данный урок и презентация по программе "Школа России":-способствует развитию литературно-грамотной речи;-помогает обобщить знания о твёрдых и мягких согласных;-развивает мышление, память, прививает ин...

    Проект урока обучение грамоте в 1 класса

    Тема:  Согласные глухие звуки [к], [к]. Согласная строчная буква к.Программа: традиционная программа Образовательная система «Школа 2100».(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).  ...

    Урок обучения грамоте по Образовательной системе "Школа 2100"

    Урок обучения грамоте разработан на основе технологии деятельностного метода. По теме "Звук и буква Дд"...

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

    Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

    Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

    Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

    Проект урока обучения грамоте (чтение) по системе Давыдова - Эльконина

    Проект урока обучения грамоте, тема «Обозначение гласных звуков после букв ж и ш. Орфограмма жи – ши». Система развивающего обучения Давыдова - Эльконина. Проект содержит поэтапное описание урока...