Рабочая программа по родному языку (базовый уровень).3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

                                               Родной язык

                                              (17 часов в год)

О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.  «Русский родной язык»

 

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программы предмета «Русский родной язык» под редакцией О. М. Александровой (издательство Просвещение) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Пояснительная записка 

 

Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей и задач:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего, лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_russkiy_yazyk_na_rodnom_yazyke2020.docx78.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

городского округа Ивантеевка Московской области

«Гимназия № 3»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________________________

приказ №150-ОД от _____________

М.П.

.

Рабочая программа по родному языку

(базовый уровень)

3 класс

Составитель: ______________________

учитель начальных классов, первой категории

2020 год

                                               Родной язык

                                              (17 часов в год)

О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.  «Русский родной язык»

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программы предмета «Русский родной язык» под редакцией О. М. Александровой (издательство Просвещение) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка  

Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей и задач:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего, лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане

На освоение программы по родному языку учебным планом определено 17 часов в год, при 0,5 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка, как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Система оценивания и формы контроля

Процесс контроля и оценки в курсе «Родной язык»  имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка - приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

Текущая проверка знаний: критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками.

Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников. Для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев:

  • точность (вся информация передана без искажения),
  • ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
  • чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п.

Критические замечания должны высказываться в форме совета:

  • похвалу (что получилось),
  • замечание (что пока не получается),
  • совет (что сделать, чтобы получилось).

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий и их защита.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

Для реализации рабочей программы на уроках родного языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих.

Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры.

Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках родного языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»

Личностные результаты освоения программы:

у  обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности; интерес к познанию русского языка;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;

обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом  курса  по русскому языку.

Метапредметные результаты освоения программы:

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Регулятивные УУД:

обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные УУД:

обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с информацией.

обучающиеся научатся:

  • получать из потока большой  информации, нужную и важную информацию;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
  • определять возможные источники информации и способов её поиска;
  • рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;
  • выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
  • анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • использовать схемы, таблицы для представления информации;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

обучающиеся получат возможность научиться:

–        оценивать потребность в дополнительной информации;

–        получать информацию из наблюдений при общении;

–        анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

–        наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

–        создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

–        использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений.

 

Совместная деятельность

обучающиеся научатся:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
  • распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
  • проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

обучающиеся получат возможность научиться:

–        учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

–        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–        продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

–        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

–        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

–        оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

–        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

–        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Содержательные линии

Предметные    результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

Раздел

«Русский язык: прошлое и настоящее»

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

- использовать собственный словарный запас для свободного выражения

- мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, а именно:

- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

Раздел

«Язык в действии»

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

- правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

Овладеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике, а именно:

- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка, а именно:

- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка, а именно:

- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка, а именно:

- употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;

- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени

- существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

- нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдать основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе), а именно:

- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

-соблюдение изученных        пунктуационных норм        при записи собственного текста;

совершенствовать умения пользоваться словарями, а именно:

- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

- использование учебных словарей для уточнения состава слова;

- использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

Раздел

«Секреты речи и текста»

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

- создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

Совершенствовать различные виды  устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),

соблюдение норм речевого этикета, а именно:

- владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

- умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

- уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;

соблюдать основные нормы  русского речевого этикета, а именно:

- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание учебного предмета «Родной язык»

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между

людьми (например, правда - ложь, Друг - недруг, брат - братство - побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

(например, Снегурочка, Дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания.

  1. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
  2. Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского

языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,

пословиц, притч и т. п.).

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

9*

2

Раздел 2. Язык в действии

5

3

Раздел 3. Секреты речи и текста

3

Итого

17 часов

Календарно-тематическое планирование

 (по программе –17 часов в год, при 0,5 часе в неделю)

№ урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) по теме

Даты уроков

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материа-

ла

                                  1 четверть – 4 часа

                                                       Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее - 8 часов*.

1

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Знакомство со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда - ложь). Знакомство с пословицами,        поговорки, фразеологизмы,         в которых отражены        особенности мировосприятия и отношений между людьми.

07.09.20

2

Кто друг прямой, тот брат родной.

Знакомство со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг - недруг, брат - братство - побратим).

21.09.20

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Знакомство со словами, называющими природные явления: образные названия дождя.

05.10.20

4

Сошлись два друга - мороз да вьюга. Ветер без крыльев летает.

Знакомство со словами, называющими природные явления: образные названия снега, образные названия ветра.

19.10.20

                                  2 четверть – 4 часа

5

Какой лес без чудес.

Знакомство со словами, называющими растения, предметы и явления традиционной русской культуры, музыкальные инструменты.

09.11.20

6

Дело мастера боится. Заиграйте, мои гусли...

Знакомство со словами, обозначающими предметы и явления традиционной русской культуры:        слова, называющие занятия людей.

23.11.20

7

Что ни город, то норов.

Познакомятся с названиями старинных русских городов, сведениях о происхождении этих названий.

07.12.20

8

У земли        ясно солнце, у человека - слово.

Знакомство с русскими традиционными сказочными образами, эпитетами и сравнениями: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях        фольклора и художественной литературы.

21.12.20

                                  3 четверть - 4часа

Раздел 2. Язык в действии – 5 часов.

9

Для чего нужны суффиксы?

Познакомятся с многообразием        суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка.

11.01.21

10

Какие особенности рода        имён существительных есть в русском языке?

Познакомятся со спецификой        грамматической категории        рода имен существительных в русском языке.

25.01.21

11

Все        ли        имена существительные «умеют» изменяться        по числам?

Знакомство с существительными,        имеющими только форму единственного или только форму множественного числа. Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа).

08.02.21

12

Изменение имен существительных во множественном числе.

Знакомство с несклоняемыми именами существительными. Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных.

22.02.21

                              4 четверть – 4 часа

                                  Раздел 2. Язык в действии (продолжение)

13

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления         предлогов, образования предложно-падежных форм существительных.

29.03.21

                     Раздел 3. Секреты речи и текста – 3 часа

14

Создаём тексты – рассуждения.

Создание текстов-рассуждений с использованием        различных

способов аргументации (в рамках изученного).

12.04.21

15

Учимся редактировать тексты.

Редактирование        предложенных текстов        с        целью

совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

26.04.21

16

Создаём тексты – повествования.

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии        в        мастер-классах, связанных        с        народными

Промыслами.

24.05.21

Итого 16 часов

Примечание: 08.03.2021, 10.05.2021 - праздничные дни и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 17 часов по программе запланировано 16 часов.

*Тема " Русский язык: прошлое и настоящее ", на изучение которой программой отводится 9 часов, будет выполнена за счёт уплотнения дидактических единиц за 8 часов.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

Учебно-методическая литература

  1. Русский родной язык. 3 класс. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
  2. Русский родной язык.        1-4 классы. Рабочие программы / О. М.

Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы

  1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
  2. Академический орфографический словарь.URL:
  3. http://gramota.ru/slovari/info/lop
  4. Древнерусские берестяные грамоты. URL:http://gramoty.ru
  5. Какие бывают словари. URL:http://gramota.ru/slovari/types
  6. Кругосвет - универсальная энциклопедия.URL: http://www.krugosvet.ruКультура письменной речи. URL:http://gramma.ruМир русского слова. URL:http://gramota.ru/biblio/magazines/mrsОбучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
  7. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:
  8. http://rus.1september.ru
  9. Портал «Словари.ру».URL: http://slovari.ru
  10. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари.URL:
  11. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
  12. Русская виртуальная библиотека. URL:http://www.rvb.ru
  13. Русская речь. URL:http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
  14. Русский филологический портал. URL:http://www.philology.ruРусский язык в школе. URL:http://gramota.ru/biblio/magazines/riashСловари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.meСловари и энциклопедии на Академике.URL: https://dic.academic.ruСтихия: классическая русская/советская поэзия. URL:http://litera.ru/stixiyaУчительская газета. URL: http://www.ug.ru
  15. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература ифольклор»: словари, энциклопедии.URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

        Для обучающихся:

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный, словообразовательный словари.
  • Тетради для выполнения письменных работ.

Технические средства обучения

  • Документ - камера.
  • Персональный компьютер с принтером.

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы

  • Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
  • Газета «1 сентября» www.1september.ru
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
  • Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
  • Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
  • Каталог учебных изданий, электронного  оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
  • Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
  • Методический центр.- Режим доступа: http://numi.ru/register.php
  • МОиН  РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
  • Музыкальная коллекция Российского  общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
  • Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: http://www:vneuroka.ru
  • Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
  • Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  • Презентации  уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
  • Российский образовательный портал  http://www.school.edu.ru
  • Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
  • Сайт Рособразованияhttp://www.ed.gov.ru
  • Сайт "Начальная школа".- Режим доступа:  http://www.1-4prosv.ru
  • Сайт «Я иду на урок русского  языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru
  • Сеть творческих учителей www.it-n.ru
  • Учительская газета www.ug.ru
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: http://www/km/ru/edu.ru
  • Учитель - национальное достояние! Завуч.инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
  • Федеральный портал  «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  • Школьный портал http://www.portalschool.ru

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от 27.08.2020 г. №1

Руководитель кафедры  учителей начальных классов

___________ /___________

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_________/______________

2_.08.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (базовый уровень) 3 класс Школа России В. П. Канакина

         Рабочая программа составлена на основании авторской программы Канакиной В.П., Горецкого М.В. и др. для общеобразовательных школ «Русский язык. 3 класс»  в...

Рабочая программа по французскому языку (базовый уровень) 3 класс

Данная рабочая программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе примерных программ, одобренных Министерством Образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку базовый уровень 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку базовый  уровень 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку ( базовый уровень ) 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе УМК "Школа России" содержит в себе пояснительную записку с календарно - тематическим планированием....