Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний
методическая разработка по русскому языку

Надуваева Елена Ивановна

Методическая копилка "Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_po_teme.docx72.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка по теме:

«Системный подход к изучению

непроверяемых и труднопроверемых написаний в начальной школе».

ВВЕДЕНИЕ

        Главной задачей современной школы остаётся повышение грамотности обучающихся. Перед учителем встаёт проблема: как увлечь ребёнка процессом познания, пробудить интерес к самостоятельному овладению знаний и умений. Недостаточно, познакомить детей с грамматическим явлением как таковым, а важно, чтобы у них выработались навыки применять эти знания на практике.

        А так как  память младших школьников часто подводит их, потому что они не владеют никакими методами запоминания, научить этим методам может учитель. Таким образом, я пришла к выводу, что необходимо усовершенствовать систему упражнений и методов запоминания при изучении словарных слов.         Регулярность, строгая последовательность, методы запоминания и система в проведении этих упражнений — необходимое условие повышения эффективности обучения.  

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

        Русский язык является одним из сложных предметов, несмотря на то, что ребенок на нём разговаривает с детства. Поэтому требует больших усилий для усвоения словарных слов. Традиционная методика заучивания слов с непрове-ряемыми написаниями не даёт достаточно прочного запоминания. Это видно  из проверочных работ, где учащиеся допускают ошибки в заучиваемых словах, а так же родственных им. Практика работы в школе показала, что написание словарных слов  зависит от активного словаря ребёнка и его возможностей. Словарно-орфографические упражнения должны способствовать активизации словаря обучающего. Учитель не должен давать учащимся готовых знаний, а учить добывать их.

         Поставила перед собой задачу: как построить работу со словарными словами, что бы она развивала орфографическую зоркость и активизировала познавательную деятельность. Пришла к выводу, нужна система упражнений, направленная на прочное усвоение написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Цели и задачи словарно-орфографической работы.

        Перед собой поставила цель - создать систему работы с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

Сформулировала задачи:

  • развивать познавательный интерес через занимательные формы и методы работы;
  • использовать в работе разнообразные методические приёмы, структурированный дидактический материал;
  • воспитывать чувство любви, гордости за свой язык, традиции.

        У младших школьников память находиться в стадии формирования, следовательно, степень её развития у детей одного возраста разная и тип памяти - тоже разный. Максимальный успех можно получить, если процесс запоминания написания слов будет организован с учётом особенностей памяти учащихся.

        Для реализации этой идеи, я выяснила типы памяти учащихся моего класса.  Провела тест на выявление объема и типа памяти.

        Учащимся предложила запомнить постепенно увеличивающиеся ряды  цифр, используя различные типы запоминания: 

  • зрительный 
  • моторный 
  • слуховой 

        Результаты тестирования довела до учеников и их родителей. Так как считаю, что первое время учащимся необходимо напоминать приёмы запоминания написания слов. Эта информация важна, ведь ею можно пользоваться не только на уроках русского языка.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ

        Работу по обучению непроверяемых написаний провожу наструктурированном дидактическом материале, в который входят наиболее часто употребляемые слова. Эти слова беру из учебников по всем дисциплинам. Осмыслённость запоминания словарных слов будет достигнута если:

  • ученику будет дана установка на запоминание
  •  ученик будет заинтересован
  • яркость восприятия
  • образность

Работа проводилась в три этапа.

1 этап - была изучена литература по представленной теме.

2 этап – апробировалась выработанная модель.

3этап – анализировались результаты работы.

На первом этапе:

  • изучила имеющуюся литературу по вышеупомянутой теме;
  • систематизировала слова по тематическим группам;
  • систематизировала карточки и дописала слова в двух экземплярах;
  • создала листы-справочники.
  • создала презентации на каждое слово  
  • сформулировала цели:
  • объяснить лексическое значение слова
  • научить правильному произношению и правописанию слова;
  • выработать навыки использовать изученные слова в речи

Далее мною проводилась апробация работы над данной темой.

2 этап.

Работу по апробации провожу:

  • в ходе проверки домашнего задания
  • минутки чистописания
  • по ходу объяснения нового материала
  • при проведении творческих и контрольных работах.

        Каждый учащийся имеет индивидуальный словарик, с которым начинает работать со второго полугодия 1 класса.

Основные этапы в работе с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

1 этап — знакомство с новым словарным словом (ознакомительный).

1) Предъявление слово.

  • учащиеся рассматривают предметную картинку;
  • разгадывают ребус;
  • отгадывают загадку.

Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду.
На всякой глубине -
Лишь по пояс мне.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1210/000aace7-6578855b/hello_html_745633ca.png

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b098b2331eb5dcc46a2d3effec2af898&n=33&h=190&w=231

        

        2) Установление значения этого предмета с использованием толкового словаря (КОРАБЛЬ - судно, входящее в состав военно-морского флота; летательный аппарат;пилотируемый космический аппарат.)

        3)Проговаривание слово орфоэпически  правильно, определяя  в нём «трудное» место, тем самым ставят перед собой орфографическую задачу. Научившись определять слабую позицию в слове до начала письма, учащиеся пишут слово уже осознанно.

        4) Проговаривание слово хором или индивидуально, что бы  определить место ударения (записывают слово в тетрадь показывая пропуском буквы «опасное» место, например К      РА БЛЬ)

        5) Пробуют подобрать проверочное слово.

        6) Работа над зрительным образом  словарного слова. Самым эффективным  средством является  ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. (НАПРИМЕР:Корабль - (от греческого слова - karabos) - то же, что судно, то есть плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, а также для военных целей.

        7) Решение орфографической задачи ( учащиеся записывают слово, ставят ударение, подчёркивают букву, которую при письме надо запомнить)

        8) Подбор ознакомительных слов .

Сочетаемость слова. Космический, пиратский, летающий, военный Однокоренные слова. Кораблик, корабельщик, корабельный, кораблекрушение Предложение – скороговорка.  Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Подбор

синонимов

антонимов

фразеологизмов

Судно                   посудина

бригантина

ладья

катер

 парусник

 Со словом корабль не чего не ассоциируется

Сжечь корабли  -  нет пути назад, порывать с прошлым .

Как в морекорабли - расстаться навсегда.

 Как крысы с  корабля-       быстро, поспешно исчезнуть.

        9) Для прочного усвоения правильного написания слова использую  мнемотехнические  приемы, которые в интересной форме помогают учащимся запомнить непроверяемую букву.

Методы организации мнемонической деятельности учащихся:

        Метод графических ассоциаций.Учащиеся составляют рисунок-образ, который должен быть связан с изучаемым словом каким-то общим признаком. Рисунки-образы развивают у детей воображение, фантазию, укрепляют память.

        Метод звуковых ассоциацийиспользуется при удачном созвучии фразы и словарного слова :

КОРАБЛЬ УХОДИТ ДАЛЕКО,

РАСТАЯЛ В СИНЕМ МОРЕ.

«КОРАБЛЬ» МЫ ПИШЕМ С ГЛАСНОЙ «О».

(Я ДАЖЕ И НЕ СПОРЮ).

        Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемонические приёмы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повышается.

        Первый (ознакомительный) является важным: если ученик на этом делает ошибку, то последующая работа будет бессмысленной.

        Второй этап — тренировочно - закрепительный

Цель: создать условия для прочного запоминания и осознанного написания словарных слов.

        С учетом поставленной цели необходимо использовать многократное повторение изученных слов, включать их в речевую практику детей.

        На этом этапе использую следующие методы и приёмы.

  • Списывание
  • Ребусы
  • Пунктограммы
  • Перфокарты
  • Линейные  кроссворды
  • Творческие  работы
  • Приём замены развернутого определения одним словом

        Для эффективного усвоения трудных слов рассматриваю в единстве все стороны слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфологический состав, а также произношение и написание. Следовательно, создаются условия, при которых у детей развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице.

     4. Внеклассная и кружковая работа.

        В школу поступают дети с разной интеллектуальной подготовкой. Внеклассная и кружковая работа является закономерным продолжением урока, его дополнением. Она расширяет и углубляет знания учащихся, помогает повысить интерес к русскому языку. Это происходит за счёт введения дополнительных сведений о богатстве языка, подборке упражнений на развитие логического мышления, занимательного материала.

На этих занятиях знакомлю учеников со всеми сторонами русской речи:

  • фонетической (звуковой);
  • лексической (словарём);
  • грамматической.

Задачи кружковых и внеклассных занятий:

Образовательные:

  • расширять и углублять программный материал;
  • пробуждать потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова;

Развивающие:

  • развивать творческие способности и любознательность учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку;
  • повышать патриотические чувства

Эту работу я провожу по трём линиям.

  • Работа над лексикой
  • Работа над орфоэпией
  • Обучение правильному употреблению слов

        Материал каждого раздела рассредоточён по всему занятию. Это позволяет учителю чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.

        Проводя данную работу, я преследую единственную цель: развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной  русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к родному языку.

        Веду кружок по русскому языку « Мой могучий русский язык» (Использую рабочую программу Сербиной  Елены  Николаевны)              

Третий этап — учетно-контрольный.

Цель его: проверить у учащихся умения правильно писать словарные слова.

        Для проверки усвоения  непроверяемых написаний провожу:

  словарные диктанты, контрольное списывание и т.д.

        

        Провожу анализ проверочных работ, если написания некоторых слов неусвоено, то продляю этап закрепления данных слов.

        Систематическая и целенаправленная работа над непроверяемыми и труднопроверяемыми словами способствует прочному запоминанию и вызывает у детей большой интерес, усиливает познавательную активность.

На третьем этапе анализировались результаты моей работы.

        

        На данном этапе вывожу траекторию продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Результативность педагогического опыта.

        Применение выше описанной системы даёт свои результаты: на 20% увеличилось качество знаний при написании словарных диктантов. У учащихся появилось желание участвовать в онлайн - олимпиадах.

        

Заключение        

 В своем отчете я постаралась описать работу со словарными словами и пришла к выводу, что основное условие словарно – орфографической работы это системность. Систематическое использование описанных приёмов поможет учащимся прочно усвоить правописание словарных слов. Главное, чтобы слово было воспринято, понято, усвоено, т.е. вошло в словарь ученика и употреблялось в его собственных высказываниях.

        Свой педагогический опыт представляла на методическом объединении учителей начальных классов, на педагогическом совете.

Литература:

  1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
  3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
  4. Дьячкова Г. Т. Факультативный курс по русскому языку. 3-4 классы.
  5. - Волгоград: Учитель - ACT, 2005г.
  6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
  7. Жиренко О.Е., Еайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1.-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007
  8. Карпюк Е.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
  9. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 год.
  10. Лободина Н. В. Русский язык. 1-4 классы: словарно - орфографическая работа.- Волгоград: Учитель, 2008.
  11. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
  12. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
  13. Рождественский Н. С.Обучение орфографии в начальной школе. -М., 1960.
  14. Росланова О. В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах - Волгоград: Учитель, 2006.
  15. Панов Б.Е. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
  16. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
  17. Ушинский К. Д. Избр. Произведения. -М.- Л. 1946
  18. Фомичева Е.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
  19. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.
  20. Начальная школа: науч. -метод, журн.- Вып. 6 -1990г., №7-8 -1992 г., № - 1993 г., №1 -1994 г, №1- 1996г., №1,7,6, 2002 год, №12-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...

О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...

Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе

         Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия д...

Изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов

Из опыта работы учителя МБОУ"Песчанинская НОШ".Выступление на августовском семинаре учителей начальных классов....

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Реферат  знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся....

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...