Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Титул ГОР\Scan10018.JPG

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2020-2021 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Русский язык» в начальной школе с русским языком обучения:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

3. Основные задачи курса

1) Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Русский язык»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

2) Практические задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета «Русский язык»:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология».

В 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2020-2021 учебный год на изучение курса «Русский язык» в 1 «Б» классе отводится 130 часов:

1) в I четверти – 31 часа,

2) во II четверти – 30 часов,

3) в III четверти – 38 часов,

4) в IV четверти – 30 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Русский язык» УМК «Школа России» для 1 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. Русский язык. Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020.

2. В.П. Канакина. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020.

Для учащегося:

1. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

2. В.П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. 1 ч. - М.: Просвещение, 2020.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
  • мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: 

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  •  анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  •  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:

  • представление о русском языке какгосударственном языке нашей страны, Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;
  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
  • различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
  • обозначать на письме звук [й’];
  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Лексика
Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
  • определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
  • на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
  • подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
  • на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис
Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
  • устанавливать связь слов в предложении;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами. 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
  • пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Основное содержание обучение чтению и письму (89 ч)

Добукварный период (15 ч)

Пропись-первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Строчная буква а. Заглавная буква А. Строчная буква о. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.  Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Заглавная буква О. Строчная буква и.  Заглавная буква И. Строчная буква ы. Письмо изученных элементов. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы У, у.

Букварный период (55 ч)

Строчная буква н. Заглавная буква Н. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная буква к. Заглавная буква К. Письмо изученных букв. Строчная буква т. Заглавная буква Т. Строчная буква л. Заглавная буква Л. Письмо изученных букв. Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная буква е. Заглавная букв Е. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо слов с сочетанием ши. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Строчная буква п.  Заглавная букв П. Строчная буква м.  Заглавная буква М. Письмо изученных букв. Строчная буква з.  Заглавная буква З. Строчная и заглавная буквы Б. Письмо слогов и слов с буквой б. Строчная и заглавная буквы Д, д.  Строчная буква я. Письмо слогов и слов с буквами д и т. Заглавная буква Я. Письмо слов с буквой я. Строчная и заглавная буквы Г, г. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. Буква ь. Обозначение Ь мягкости согласных на письме. Письмо слов с буквой ь. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. Правописание имён собственных. Письмо изученных букв, слогов. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Письмо слогов и слов с буквами Ю, ю. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. Строчная и заглавная буквы Э, э. Письмо слогов и слов с буквами Э, э. Письмо изученных букв. Строчная буква щ. Письмо слогов и слов с буквой щ. Заглавная буква Щ. заглавная буквы Ф, ф. Буквы ь, ъ. Списывание текста. Р, р. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо под диктовку. Письмо слов и предложений под диктовку.

Послебукварный период (19 ч)

Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Буквы л, м, н, р, й- всегда звонкие согласные. Гласные и согласные звуки. Слова, отвечающие на вопросы     Что делать? Что сделать? Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?  Перенос слов. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу,чк-чн, щн. Заглавная буква в именах собственных.

Систематический курс русского языка (40 ч)

Наша речь (1 ч)

 Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык - родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.  Заголовок текста.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Слово (4 ч)

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова».

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Составление текста по рисунку и опорным словам.

Слово и слог. Ударение (4 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Наблюдение над словом, как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарем. Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

 Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (28 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов. Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Слова с непроверяемым написанием: деревня.

Составление развернутого ответа на вопрос.

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова) Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др,) Работа с орфографическим словарем. Проверочный диктант.

Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух корова, молоко.

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка). Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И.

Слова со звуком (й) и буквой й. Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь. Слова с непроверяемым написанием: ребята.

Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции-сохранять мир в своей стране и во всем мире. Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки) Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Звонкие и глухие согласные на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант.

Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые скороговорки» Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.  Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.

Слова с непроверяемым написанием: девочка. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием: машина. Проверочный диктант. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль» Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление) Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Практические занятия

Списывание текста.

Р.р. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Письмо под диктовку.

Письмо слов и предложений под диктовку.

Словарный диктант.

Контрольное списывание.

Проверочный диктант (2)

Стандартизированная контрольная работа.

Р.р. Воспроизведение по памяти сказки «Лиса и Журавль».

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Виды речевой деятельности

Слушание

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение грамоте

Фонетика

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их

порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной

интонацией.

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия

Интонация. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определёние качественной характеристики звука: гласный — согласных; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа столконь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых фразеологических оборотов, слов, пришедших в русский язык из других языков.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции. Лексическое

значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.

Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных  по  родам,  числам и  падежам, кроме  прилагательных на  -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решатькосить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречьберечь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся-ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).

Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис

Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Прямая речь (общее знакомство).

Обращение (общее знакомство).

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Развитие речи

Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 Распределение содержания систематического курса «Русский язык»  по классам и темам дано в следующем разделе программы.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (учащее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и

вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  •  неправильное написание слов, которые н проверяются правилом (словарные слова).

За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Примечание:

  • При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
  • При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
  • При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. 1. Тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)

Название разделов и подразделов

Кол-во часов

1

Добукварный период

15

2

Букварный период

55

3

Послебукварный период

19

Итого:

89

2. 1. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)

Дата

Темы урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть

31

Добукварный период

15

1

01.09

01.09

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

2

03.09

03.09

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов.

1

3

04.09

04.09

Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

4

07.09

07.09

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу.

1

5

08.09

08.09

Письмо длинной наклонной линии с закруглением Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху.

1

6

10.09

10.09

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

7

11.09

11.09

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1

8

14.09

14.09

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху влево и вправо с петлёй вверху и внизу.

1

9

15.09

15.09

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

10

17.09

17.09

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

11

18.09

18.09

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

12

21.09

21.09

Строчная и заглавная буквы И, и.

1

13

22.09

22.09

Строчная буква ы.

1

14

24.09

24.09

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

15

25.09

25.09

Повторение. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Букварный период

55

16

28.09

28.09

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

17

29.09

29.09

Строчная и заглавная буквы С, с.

1

18

01.10

01.10

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

19

02.10

02.10

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

20

05.10

05.10

Буквы, обозначающие согласные звуки. Имена собственные.

1

21

06.10

06.10

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

22

08.10

08.10

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

23

09.10

09.10

Строчная и заглавная буквы Р, р.

1

24

12.10

12.10

Строчная и заглавная буквы В, в.

1

25

13.10

13.10

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

26

15.10

15.10

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

27

16.10

16.10

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

28

19.10

19.10

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

29

20.10

20.10

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

30

22.10

22.10

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

31

23.10

23.10

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

II четверть

30

32

05.11

Строчная и заглавная буквы буквы Б б.

1

33

06.11

Строчная и заглавная буквы буквы Б б.

34

09.11

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

35

10.11

Строчная и заглавная буквы Д, д. 

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

36

12.11

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

37

13.11

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

38

16.11

Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

1

39

17.11

Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

40

19.11

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Письмо слогов и слов с буквами Г, г.

1

41

20.11

Строчная и заглавная буквы Ч, ч. 

1

42

23.11

Строчная и заглавная буквы Ч, ч.

1

43

24.11

Буква ь. Сравнение печатной и письменной букв.

Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

1

44

26.11

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?».

1

45

27.11

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 

1

46

30.11

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши.

1

47

01.12

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. 

1

48

03.12

Письмо слогов и слов с буквами ш и ж.

1

49

04.12

Правописание буквосочетаний жи и ши.

1

50

07.12

Строчная и заглавная буквы Ё, ё.

1

51

08.12

Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с буквой ё.

1

52

10.12

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

53

11.12

Письмо слогов и слов с буквой й. Запись предложений, оформление границ.

1

54

14.12

Строчная и заглавная буквы Х, х. 

1

55

15.12

Письмо слогов и слов с буквами Х, х. 

Запись предложений, оформление границ.

1

56

17.12

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

57

18.12

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

58

21.12

Строчная и заглавная буквы Ю, ю. 

Письмо слогов и слов с буквой Ю, ю.

1

59

22.12

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 

1

60

24.12

Письмо слогов и слов с буквой Ц, ц и другими изученными буквами.

1

61

25.12

Повторение и закрепление написания изученных букв.

1

III четверть

28

62

11.01

Строчная и заглавная буквы Э, э. 

1

63

12.01

Строчная и заглавная буквы Э, э. Письмо слогов и слов и предложений с изученными буквами.

1

64

14.01

Строчная и заглавная буквы Щ, щ.

1

65

15.01

Строчная и заглавная буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу. 

1

66

18.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф.

1

67

19.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

Правописание имён собственных (имена людей).

1

68

21.01

Строчная буква ъ. 

1

69

22.01

Письмо слов с буквами ь, ъ. Сопоставление написания слов сел — съел, семь — съем, их фонетический анализ.

1

70

25.01

Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись.

1

Послебукварный период

19

71

26.01

Оформление предложений  в тексте. Начало и конец предложения.

1

72

28.01

Слова отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?».

1

73

29.01

Слова отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

1

74

01.02

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

1

75

02.02

Предлоги.

1

76

04.02

Местоимения.

1

77

05.02

Диктант. Проверка умения записи и оформления предложений.

1

78

08.02

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.

1

79

09.02

Безударные гласные в корне слова.

1

80

11.02

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

81

12.02

Письмо слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

82

15.02

Заглавная буква в словах.

1

83

16.02

Слого-звуковой анализ слов.

1

84

18.02

Словарный диктант. Деление слов на слоги.

1

85

19.02

Основа предложения.

1

86

01.03

Алфавитный порядок слов.

1

87

02.03

Контрольное списывание. (Проверка умения списывать с текста)

1

88

04.03

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками.

1

89

05.03

Обобщение пройденного.

1

Итого:

89

1. 2. Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Название разделов и подразделов

Кол-во часов

1

Наша речь

1

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова, слова, слова…

4

4

Слово и слог. Ударение

4

5

Звуки и буквы

28

Итого:

40

2. 2. Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Дата

Темы урока

Кол-во часов

план.

факт.

III четверть

10

Наша речь

1

1

09.03

Язык и речь. Устная и письменная речь.

1

Текст, предложение, диалог

3

2

11.03

Текст.

1

3

12.03

Предложение.

1

4

15.03

Диалог.

1

Слова, слова, слова…

4

5

16.03

Слова. Роль слов в речи.

1

6

18.03

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

1

7

19.03

Тематические группы слов. «Вежливые» слова.

1

8

22.03

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

1

Слово и слог. Ударение

4

9

23.03

Слог как минимальная произносительная единица.

1

10

25.03

Деление слов на слоги.

1

IV четверть

30

11

05.04

Перенос слов.

1

12

06.04

Ударение. Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы

28

13

08.04

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука.

1

14

09.04

Гласные звуки.

1

15

12.04

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

1

16

13.04

Гласные звуки. Слова с буквой Э.

1

17

15.04

Обозначение ударного и безударного гласного буквой на письме.

1

18

16.04

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

19

19.04

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1

20

20.04

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

21

22.04

Согласные звуки.

1

22

23.04

Слова с удвоенными согласными.

1

23

26.04

Слова с буквами И и Й.

1

24

27.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

25

29.04

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

26

30.04

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

27

06.05

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1

28

07.05

Перенос слов с мягким знаком.

1

29

11.05

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

30

13.05

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

31

14.05

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

1

32

17.05

Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов.

1

33

18.05

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».

1

34

20.05

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

35

21.05

Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

36

24.05

Заглавная буква в словах.

1

37

25.05

Контрольный диктант.

1

38

27.05

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

39

28.05

Проект «Сказочная страничка».

1

40

31.05

Повторение и обобщение изученного материала. Защита проектов.

1

Итого:

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева

Аннотация к рабочей программе по  окружающему миру 2 класс    Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии  с Примерной программой начального общего о...

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС (УМК "Школа России")

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной программы  по...

Рабочая программа по ОБЖ 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе-программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности   Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова...

Рабочая программа по русскому языку 4 кл. (УМК Школа России. Канакина)

Рабочая программа по русскому языку 4 кл. (УМК Школа России. Канакина)...

КТП к рабочей программе по Русскому языку 3 клас УМК "Школа России"

КТП к рабочей программе по Русскому языку 3 класс...

Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...