Рабочая программа по русскому языку 4 кл. (УМК Школа России. Канакина)
классный час (2 класс) по теме

Рамазанова Гюлнара Гаджимагамедовна

Рабочая программа по русскому языку 4 кл. (УМК Школа России. Канакина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl.docx88.47 КБ
Файл o_dobrosovestnom_otnoshenii_k_trudu.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Заседание педагогического совета

МБОУ «Морозовская ООШ»

Протокол № _1__

от «____»___августа_2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Морозовская ООШ»

___________ Петрова Н.В.

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Морозовская ООШ»

__________ Чуев Н.Д.

Приказ № ___

от «___»_______________2014 г.

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

по учебному курсу «Русский язык»

4  класс

Базовый уровень

Составитель:  Рамазанова Гюлнара Гаджимагамедовна

учитель первой квалификационной категории

2014-2015 учебный год

Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

Сетевой класс Белогорья

по плану

по факту

Повторение - 11ч

1.

Наша речь и наш язык.

1

Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять текст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту, соотносить его с текстом. Выделять  части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Самостоятельно подготовиться к изложению. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написания. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.  Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать  использование знаков препинания

в конце предложения и знака тире в диалогической речи. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении (словосочетании). Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Выделять в предложении словосочетания.

Составлять предложения  в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

1.09

2.

Текст и его план.

1

2.09

3.

Развитие речи.

Обучающее изложение «Первая вахта».

1

3.09

4.

Работа над ошибками.

Типы текстов. Признаки текста.

1

4.09

5.

Предложение как единица речи.

1

5.09.

6.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

.

8.09

7.

Знаки препинания в конце предложений.

1

9.09

8.

Обращение.

1

10.09

9

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

11.09.

12.09.

10.

Диктант по теме «Повторение». «Красный снег».

1

15.09

11.

Работа над ошибками. Словосочетание. Восстановление деформированного текста.

1

Предложение - 9ч

12.

Однородные члены предложения.

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения.

 Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

 Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Сравнивать простые и сложные предложения.

 Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.

 Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основ.

Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполнения задания проверочной работы.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

16.09.

13.

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов.

1

17.09.

14.

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

1

18.09.

15.

Развитие речи.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1

16.

Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания».

1

17.

Различение простых и сложных предложений.

1

18.

Различение простых и сложных предложений с однородными членами.

1

19.

Развитие речи.

Обучающее изложение. «Кот Епифан».

1

20.

Проверь себя. Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания».

1

Слово в языке и речи - 21ч

21.

Слово и его лексическое значение.

Работа над ошибками.

1

Анализировать высказывания о русском языке.

 Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммутативной задачи.

Работать с лингвистическим словарем учебника (толковым, синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слова, одной из частей которых является слово библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать со словарем иностранных слов.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употребленными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.  Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

 Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограмм.

 Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Контролировать правильность написания текста, находить и  исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

Сочинять объявление.

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

 Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

 Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текс-отзыв о картине художника.

22.

Многозначные слова. Заимствованные слова.

1

23.

Синонимы, антонимы и омонимы.

1

24.

Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму.

1

25

Состав слова. Значимые части слова.

1

26.

Состав слова. Однокоренные слова. Словарный диктант.

1

27

Различение  однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

1

28.

Образование однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

1

29.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

30.

Упражнение в правописании гласных и согласных в корне слова.

1

31.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек.

1

32

Правописание двойных согласных в словах.

33.

Правописание слов с буквами Ь и Ъ. Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

34.

Контрольная работа по теме «Лексическое значение слова. Состав слова». «Золотая осень».

1

35.

Работа над ошибками. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

1

36.

37

Грамматические  признаки частей речи.

38

Морфологические признаки частей речи.

1

39.

Наречие как часть речи.

1

40.

Наречие. Значение и употребление в речи.

1

41.

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

1

42

Проверь себя.

1

Имя существительное - 43ч

43.

Определение  падежа, в котором употреблено имя существительное.

1

 Различать имена существительные, определять  признаки имени существительного.

 Изменять существительные по падежам.

 Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые вопросы.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег».

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ его проверки.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Использовать  правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и  исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи», определять последовательность разбора по алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.

Исследовать речь взрослых /сверстников/ относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа в родительном падеже.

44.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

1

45.

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных родительном и  винительном, дательном падеже.

1

46.

Упражнение в распознавании имен существительных творительном и  предложном падежах.

1

47.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1

48.

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

1

49.

Падежные окончания  имен существительных 1-го склонения.

1

50.

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины

 А. А. Пластова «Первый снег».

1

51.

Работа над ошибками. 2-е склонение имен существительных.

1

52.

Падежные окончания  имен существительных 2-го склонения.

1

53.

3-е склонение имен существительных.

1

54.

Падежные окончания  имен существительных 3-го склонения.

1

55.

Развитие речи. Сочинение – отзыв по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница».

1

56.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1

57.

Именительный и винительный падежи.

1

58.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1

59

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже.

60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

61.

Упражнение в правописании окончаний именительного, родительного и винительного  падежей одушевленных имен существительных.

1

.

62.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

63.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

2

64

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.

65.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1

66.

Правописание имен существительных в творительном  падеже.

1

67.

Правописание  имен существительных в предложном падеже.

1

68.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

69.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

70

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

2

71

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

72

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных. Закрепление.

73.

Развитие речи.

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

1

74.

Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». «Зимний лес».

1

75.

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

76.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Общее представление

1

77.

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1

78.

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

79

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

80.

Винительный падеж одушевлённых имён сущ-х.

1

81.

Дательный, творительный, предложный падежи  имен существительных множественного числа. Словарный диктант.

1

82.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

1

83.

Контрольная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний».

1

84.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имён сущ-х. Проект «Говорите правильно».

.

1

85.

Развитие речи.

Контрольное  изложение 

«Друзья».

1

Имя прилагательное - 30ч

86.

Имя прилагательное –значение и употребление в речи..

1

Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить   лексический анализ слов – имен прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

 Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе.

Анализировать разные способы проверки  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе и выбирать наиболее рациональный способ.

Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода  в единственном числе, проверять правильность написания.

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода  в единственном числе, проверять правильность написания.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать её и составлять сообщение.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имен прилагательных во множественном числе, проверять правильность написания. Контролировать  правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать свое мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

.

87.

Род и число имен прилагательных.

1

88.

Развитие речи.

Сочинение-описание по личным наблюдениям  «Моя любимая игрушка».

1

88

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина».

1

89.

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

1

90.

Развитие речи.

Составление текста – рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»».

1

91.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

92.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

93

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.

94.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

95.

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

96.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

1

97.

Окончания имён прил-х  м.р. и ср. р. в каждом из падежей.

1

98.

Развитие речи.

Выборочное изложение повествовательного  текста.

1

99.

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

100

Тест на тему «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

101.

Склонение имён прил-х  женского рода в ед. ч.

1

102

Правописание падежных окончаний имён прил-х ж.р. в И.п. и В.п.

103

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

1

104.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

105.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1

106.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.

1

107.

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

1

108.

Склонение имен прилагательных множественного числа.

1

109.

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

110.

Работа над ошибками.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

111.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

112.

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

113.

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имён прил-х.

1

114.

Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное». «Праздник света».

1

Личные местоимения -

115.

Работа над ошибками.

Повторение. Местоимение как часть речи.

1

Распознавать  местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число и род у личных местоимений 3-го  лица

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений,  употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта.

116.

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица ед.ч.

1

117.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

118.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Словарный диктант.

1

119.

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

1

120.

Диктант по теме «Местоимение». «Интересная загадка».

1

121.

Работа над ошибками.

Повторение. Морфологический разбор местоимений.

1

Глагол- 34ч

122.

Значение глаголов в языке и речи.

1

Различать глаголы среди других слов и в тексте

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что  сделать?

Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых структур

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

. Изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: с глаголами, которые не употребляются в 1-ом лице единственного числа.

Определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущего времени

(-ешь, -ишь).

Использовать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II  спряжение глаголов»

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль и части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

 Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

 Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

123.

 Время глаголов.

1

124.

Изменение глаголов по временам.

1

125

Неопределенная форма глаголов.

126

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами.

127

Изменение глаголов по временам.

1

128

Развитие речи.

Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. «Уточка».

1

129

Упражнение в правописании образовании форм глаголов.

130.

Спряжение глаголов.

1

131

Распознавание лица и числа глаголов.

132

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

133

Развитие речи.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

134

Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.

135

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

1

136

I и II спряжение глаголов в сложном будущем времени. Наши проекты «Пословицы и поговорки».

1

137

Личные окончания глаголов I и II спряжение настоящего и будущего времени.

1

138

Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

2

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

140

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме.

1

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

1

142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1

143

Правописание гласных в личных окончаний глаголов после шипящих.

1

144

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

145

Контрольная работа по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» . «»Вот она – весна!»

1

146.

Возвратные глаголы.

1

147

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Развитие речи.

Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

1

148.

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

1

149.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

150.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

151.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

152-

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глаголов. Словарный диктант.

1

153

Упражнения в правописании глагольных форм.

1

154

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

155

Диктант по теме «Глагол». «Лесной оркестр».

1

Повторение - 15ч

156.

Работа над ошибками.

Язык. Речь.

1

157

Текст.

1

158

Предложение.

1

159

Словосочетание.

1

160

Итоговая комплексная контрольная работа.

1

161

Лексическое значение слова.

1

162.

Составление текста по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь».

1

163

Состав слова.

1

164

Правописание гласных и согласных в корне слова

1

165

Части речи.

1

166

Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

167

Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

168

Части речи. Морфологические признаки наречия

1

169

Звуки и буквы.

1

170

Звукобуквенный разбор слов.

1

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вид

Наименование объектов и средств

материально - технического обеспечения

Процент оснащённости

Книгопечатная продукция

Учебники

Русский язык

 Канакина В. П.,    Горецкий В. Г.    Русский    язык.    Учебник,    

4  класс. В 2 ч. Ч. 1. Канакина В. П.,    Горецкий В. Г.   Русский    язык.    Учебник.4  класс. В 2 ч. Ч. .

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В. П. Русский язык.  Рабочая тетрадь.  4 класс.

В 2 ч. Ч. 1.

 Канакина В. П.  Русский язык.  Рабочая тетрадь.  4 класс.

 В 2 ч. Ч. 2.

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

Методическое пособие –Поурочные разработки по русскому языку –Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева- 2012г.

100%

100%

100

100

Печатные пособия

Таблицы   к   основным   разделам   грамматического   материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов  морфемный и словообразовательный словари. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс. Д.Н. Ушаков Орфографический словарь. -М.: Дрофа, 2009.

М.Г.Ракитина Тесты по русскому языку: 4 класс.

О.В.Узорова 500 диктантов по русскому языку

Нефедова Е. А. Диктанты по русскому языку. - М.: Дрофа, 2009.

Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. - М. ВАКО, 2012

100%

100

100

100

100

100

Экранно – звуковые пособия

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления Русский язык 4класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого (1СD)

таблиц, постеров и картинок.

Настенная   доска  с   набором   приспособлений  для   крепления картинок.

100%

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

100%

Игры и игрушки

                                                                                                                                                                       

Диктант по теме «Повторение». «Красный снег».

Контрольная работа по теме «Лексическое значение слова. Состав слова». «Золотая осень».

Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». «Зимний лес».

Контрольная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний».

Тест на тему «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное». «Праздник света».

Диктант по теме «Местоимение». «Интересная загадка».

Контрольная работа по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» . «»Вот она – весна!»

Диктант по теме «Глагол». «Лесной оркестр».

Диктант по теме «Повторение».

«Красный снег»

        Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили.

        Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел! (63 слова)

(Н. Сладков)

1. Первое предложение разобрать по членам.

2.Выписать 2 слова с парной согласной в корне слова.

Контрольная работа 

по теме «Лексическое значение слова. Состав слова».

«Золотая осень».

Золотая осень

Наступила золотая осень. По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и душистые рыжики. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах покраснели гроздья рябины. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже улетели ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота журавли. Остались зимовать рябчики. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц. (61 слово)

(И. Соколов-Микитов)

Грамматические задания.

1.

Зимний лес

Я любовался пейзажем леса. После метел и лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово)

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов виднь* лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (851 слов)



Предварительный просмотр:

        (В сценарий включены отрывки из стихотворений А. Барто, Б. Заходера, Ю. Тувима)

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание у младших школьников потребности к учению, добросовестного отношения к обучению;
  • привитие убеждения о необходимости знаний в современном обществе современному человеку.

Ход классного часа «Маленькое дело лучше большого безделья»

Учитель. Во все времена и во всех странах человек ценился трудом. Добросовестное отношение к порученному делу, грамотность и прилежное отношение к труду всегда были важными качествами взрослого человека.

Сегодня мы поговорим именно на эту тему. Но. вначале давайте поразмыслим над народными мудростями, пословицами и поговорками. Прослушайте внимательно некоторые из них и объясните значение каждой пословицы или поговорки.

  • Кто за все берется, тому ничего не удается.
  • Лежа хлеба не добудешь.
  • Под леж'ачий камень вода не течет.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Дело мастера боится.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Игра игрою, а дело делом.
  • За всякое дело берись смело.
  • У плохого мастера и пила плохая.
  • Делали наспех и сделали на смех.
  • Меньше слов, да больше дела.
  • Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
  • Кто много говорит, тот малЬ делает.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Делу время, а потехе час.
  • Труд даром не дается.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь. Ребята объясняют значение каждой пословицы.

Учитель. Вы правильно поняли народную мудрость. Jle нивого человека никто не уважает. Подумайте, поче му поэтесса Агния Барто называет эту девочку «бело ручкой»?

Шагает утром в школы Вся юная Москва, Народ твердит глаголы И сложные слова. А Клава-ученица ' С утра в машине мчится По Садовому кольцу Прямо к школьному крыльцу. Учитель седовласый Пешком приходит в классы, А Клавочка — в машине. А по какой причине И по какому праву Везет машина Клаву? — Я дедушкина внучка, Мой дед — Герой Труда...— Но внучка — белоручка, И в этом вся беда!

Отрывок из стихотворения Агнии Барто «Дедушкина внучка»

Учитель заслушивает рассуждения учеников и акцен

170

тирует внимание ребят на необходимости ежедневной борьбы с собственной ленью.

Что означает «добросовестно трудиться и учиться»?

Учитель. Как и каждый труд, учение требует напряжения сил, прилежания, умения преодолевать трудности и, конечно, при неудаче не опускать руки. А как вы понимаете «добросовестно учиться?^(Мнения ребят). Но это ведь не значит, что надо получать только оценки «четыре», «пять». Очень важно воспитывать в себе умение самостоятельно контролировать и объективно оценивать свое отношение к учению. Помнить, что вы получаете знания, которые так необходимы будут вам в жизни. И, конечно, не опускать руки перед неудачей, а преодолевать возникающие трудности, преодолевать лень, неорганизованность.

Вот прослушайте стихи и объясните, почему не успевает учить уроки Сережа? Выходят четверо ребят и читают отрывки из стихотворения Агнии Барто «Сережа учит уроки».

  1. й        ученик. Сережа взял свою тетрадь —

Решил учить уроки: Озера начал повторять И горы на востоке.

  1. й        ученик. Но тут как раз пришел монтер.

Сережа начал разговор О пробках, о проводке. Через минуту знал монтер, Как нужно прыгать с лодки...

1-й ученик. Сережа взял свою тетрадь — Решил учить уроки: Озера начал повторять И горы на востоке.

171

3-й ученик. Но вдруг увидел он в окно, Что двор сухой и чистый, Что дождик кончился давно И вышли футболисты. Он отложил свою тетрадь. Озера могут подождать. Он был, конечно, вратарем, Пришел домой нескоро, Часам примерно к четырем Он вспомнил про озера...

1 -й ученик. Но вот Сережина тетрадь В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать! — Вдруг он сказал сердито. — Сижу над книжкой до сих пор И все не выучил озер.

Ученики рассуждают по поводу прослушанных стихов.

Учитель. Вы уже ребята взрослые, уже третьеклассники, поэтому должны уметь контролировать свои действия, анализировать результаты выполненной работы. Если вы взялись за какую-то работу, доведите дело до конца, причем все, что вы делаете, старайтесь делать быстро, красиво, тогда вам будет приятно и окружающим. Скажите, пожалуйста, как вы трудитесь дома? . Какие имеете постоянные поручения? (Ответы учеников).

Вот прослушайте рассказ и подумайте — о чем в нем идет речь? (Учитель зачитывает фрагмент рассказа В. Го- лявкина «Двойка»).

«Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

172

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

  • М-да...— сказал он. — Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Только, чур — не заглядывать. Понял?
  • А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? — сказал я.
  • Никто не будет смотреть. Не такой ты уж маленький. Взрослый парень. Чего за тобой смотреть!
  • Как же так?— удивился я. — Я ведь буду смотреть.
  • Не думаю,— сказал он.
  • Почему же?
  • Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.
  • Вот это да! — удивился я.
  • Я тебе верю, — сказал Пал Палыч. — Я доверяю тебе вот и все!
  • Так-то так, — сказал я, — но кто будет знать?
  • Можно считать, — сказал Пал Палыч, — что разговор у нас окончен.
  • Конечно, конечно — сказал я, — конечно...

Я, наверное, был очень растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза, больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность. Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал.

  • Человек ты, я вижу, честный. Так и напиши отцу.

~~ J\. IC&IC Ж6 двойка?

  • Это не самое главное. Можешь считать, что исправил.

173

3-й ученик. Но вдруг увидел он в окно, Что двор сухой и чистый, Что дождик кончился давно И вышли футболисты. Он отложил свою тетрадь. Озера могут подождать. Он был, конечно, вратарем, Пришел домой нескоро, Часам примерно к четырем Он вспомнил про озера...

1 -й ученик. Но вот Сережина тетрадь В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать! — Вдруг он сказал сердито. — Сижу над книжкой до сих пор И все не выучил озер.

Ученики рассуждают по поводу прослушанных стихов.

Учитель. Вы уже ребята взрослые, уже третьеклассники, поэтому должны уметь контролировать свои действия, анализировать результаты выполненной работы. Если вы взялись за какую-то работу, доведите дело до конца, причем все, что вы делаете, старайтесь делать быстро, красиво, тогда вам будет приятно и окружающим. Скажите, пожалуйста, как вы трудитесь дома? . Какие имеете постоянные поручения? (Ответы учеников).

Вот прослушайте рассказ и подумайте — о чем в нем идет речь? (Учитель зачитывает фрагмент рассказа В. Го- лявкина «Двойка»).

«Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

. может помочь вам стать настоящим трудолюбивым че ловеком.

А завершить наш классный час я попрошу снова наших ребят.

Выходит группа ребят и читает отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Все для всех».

  • й        ученик. Каменщик строит жилища,

Платье — работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова.

  • й        ученик. Каменщик был бы раздетым

Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки.

  • й        ученик. Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, — нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно, и дружно.

В завершение классного часа классный руководитель обобщает рассуждения ребят и делает вывод, что каждому надо добросовестно относиться к любому делу, не лениться и стремиться всегда исполнять данное им слово. Только трудом, настойчивостью и упорством можно достичь поставленной цели.

МБОУ «Морозовская ООШ»

О добросовестном отношении к труду

(Беседа-размышление с ситуативным заданием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД.  Моя программа, возможно, поможет вам....

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

КТП и рабочая программа по русскому языку 3 класс, школа России. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Подробное составление КТП по русскому языку 3 класс, школа России, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ,с описанием характеристики деятельности учащихся....

рабочая программа по русскому языку 2 класс (Школа России- Канакина)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...